19 апр. 2018 г.

Чикагский симфонический центр представляет... Концерты 26-30 апреля 2018 года


26-28 апреля, 8.00 pm; 29 апреля, 3.00 pm. Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) играет музыку Джона Уильямса. За дирижерским пультом – попеременно сам композитор и дирижер Ричард Кауфман.

Вспомните образ вечного искателя приключений Индиану Джонса или мрачный силуэт Дарта Вейдера, и у вас сразу же возникнет ассоциация с музыкой Джона Уильямса.

Джон Таунер Уильямс родился в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, 8 февраля 1932 года. Его отец играл на перкуссине в квинтете Рэймонда Скотта, так что музыка сопровождала будущего композитора с раннего детства. В 1948 году семья переехала в Лос-Анджелес. Там Джон вовсю наигрывал джазовые мелодии на пианино, возглавляя собственный джаз-бэнд, где играли такие же шестнадцатилетние подростки. Параллельно он занимался композицией у известного педагога Марио Кастелнуово-Тедеско. За учебой в колледже, где будущий маэстро изучал музыкальные премудрости у маститых дирижеров и композиторов, последовали три года службы в военно-воздушных силах армии США. Вернувшись в Лос-Анджелес, Уильямс играл в разных джаз-клубах города. А потом был Нью-Йорк, прославленная Джульярдская школа музыки, где педагогом Уильямса была Розина Левина. Да, да, та самая Левина, которой всем обязан Ван Клиберн. Известная пианистка, выпускница Московской консерватории - она закончила ее практически одновременно с Рахманиновым - убедила Уильямса вплотную заняться сочинением музыки. Он возвращается в Лос-Анджелес и начинает свою блистательную карьеру кинокомпозитора.


Свое первое авторское произведение - Сонату для фортепиано - Джон Уильямс написал в 1951 году, а первой голливудской работой композитора стала написанная и исполненная им на фортепиано музыка для телесериала “Сегодня”. На телевизионном экране картина появилась в 1952 году, но... Но то было телевидение, а настоящую славу приносит кино. И вот в 1971 году композитора узнал весь мир. Он получил свою первую премию “Оскар” за музыку к фильму “Скрипач на крыше”. А потом была историческая встреча со Стивеном Спилбергом. Это было взаимовыгодное сотрудничество. Второй “Оскар” принесла Уильямсу его невероятно завораживающая музыка к фильму Спилберга “Челюсти”.

Спустя некоторое время после триумфа “Челюстей” Спилберг порекомендовал Уильямса своему другу и коллеге Джорджу Лукасу, готовящему главный кинопроект жизни - трилогию “Звездные войны”. Эта работа принесла большой успех как Лукасу, так и Уильямсу. Спилберг приглашает Уильямса в каждый свой новый фильм, и уже невозможно представить себе, чтобы в них не звучала музыка Уильямса. Вот только некоторые из картин: “Близкие контакты третьего вида”, “Инопланетянин”, “Парк Юркского периода”, “Спасти рядового Райана”, “Искусственный интеллект”, “Особое мнение”, “Поймай меня, если сможешь”, “Список Шиндлера”...

От работ других кинокомпозиторов музыку Уильямса отличает широкое использование лейтмотивов. Его стиль стал мгновенно узнаваемым широкой публикой еще в семидесятых, и на протяжении уже нескольких десятков лет маэстро не разочаровывает своих поклонников. Он не ограничивается киномузыкой и время от времени пишет произведения для симфонических оркестров. Две симфонии, виолончельный концерт, первым исполнителем которого был Йо Йо Ма, Концерты для флейты и скрипки с оркестром, записанные Лондонским симфоническим оркестром, Концерты для тубы, кларнета, фагота, трубы, гимны к Олимпийским играм, музыка, посвященная статуе Свободы... В 2001 году он записал концерт под названием “Песня дерева”, который состоит из одноименного произведения, Концерта для виолончели с оркестром, а также избранных фрагментов “оскароносной” музыки “Списка Шиндлера”.

Джон Уильямс записывается с фирмой “Сони”. С 1979 года композитор возглавлял Бостон Попс оркестр. С 1993 года он является дирижером-лауреатом этого оркестра. Композитор выступает и как приглашенный дирижер. Он – частый гость музыкального фестиваля в Танглвуде под Бостоном. Не забывает он и Чикаго. Композитор подарил ЧСО Концерт для валторны с оркестром, который был исполнен с феноменальным успехом. Солистом был тогдашний концертмейстер группы валторн Дэйл Клевенджер.

Джон Уильямс часто выступает в качестве дирижера. Но, конечно, его главным интересом остается кино. Композитор не чурается экспериментов: например, для фильма “Искусственный интеллект” он сочинил нетипичную, местами звучащую авангардно, футуристическую музыку, а в “Поймай меня, если сможешь” и в “Гарри Поттере и узнике Азбакана” вернулся к джазовым истокам. При этом написанное им в то же время музыкальное сопровождение для очередных “Звездных войн” Лукаса выдержано в том же оригинальном стиле, в которым были его работы семидесятых.

Уильямс написал музыку почти к тремстам фильмам! Давайте вспомним еще несколько названий, которые еще не звучали в этой статье: “Семейный заговор” Альфреда Хичкока, “Излучины Миссури” Артура Пенна, “Ярость” Брайана Де Палмы, “Иствикские ведьмы” Джорджа Миллера, “Рожденный 4 июля”, “J.F.K.” и “Никсон” Оливера Стоуна, “Один дома”, “Один дома-2”, “Гарри Поттер и философский камень” Криса Коламбуса, “Сабрина” Сиднея Поллака, “Спящие” Барри Левинсона, “Семь лет в Тибете” Жан-Жака Анно.

По количеству номинаций на премию “Оскар” Джон Уильямс занимает первое место в мире, уйдя далеко вперед от своих коллег. Вообще, одно перечисление его наград и премий займет половину нашей газеты. Вот лишь самые важные: двадцать четыре (!) премии “Грэмми”, пять “Оскаров”, четыре премии “Эмми”, четыре “Золотых глобуса”, семь английских кинопремий, золотые и платиновые CD... Но главной наградой для композитора остается признание его музыки. Если на афише фильма или концерта вы видите: “композитор - Джон Уильямс”, смело можно идти. Музыка не оставит вас равнодушным. Музыка вас не подведет!

За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (26-28 апреля, Grainger Ballroom; 29 апреля, 12.15 pm, Armour Stage) состоятся беседы дирижера Ричарда Кауфмана об исполняемых произведениях.



30 апреля, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: “The Air, Turning” английского композитора Эдмунда Финниса, Сюита из оперы “Кавалер розы” Р.Штрауса, Шестая (“Патетическая”) симфония П.Чайковского. Дирижер - Кен-Давид Мазур. Вход по бесплатным билетам.



Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов, а также одиночные билеты на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.



Фотографии к статье:
Фото 1. Джон Уильямс

Фото 2. Ричард Кауфман. Фото – Кевин Макинтайр

Фото 3. Кен-Давид Мазур. Фото – Бет Росс Бакли 

Комментариев нет: