8 авг. 2013 г.

Грант-парк-2013 (павильон Джей Притцкер, парк “Миллениум”, Чикаго, концерты 14-17 августа)


14 августа, 6.30 pm. Этот день на фестивале можно объявлять Русским – в программе только русская музыка! Концерт составлен необычно: сначала – Р.Щедрин с его “Озорными частушками”, потом – А.Бородин со Второй симфонией, а закончится все главным хитом вечера – Вторым фортепианным концертом С.Рахманинова. Солистка – Валентина Лисица.

В беседе с вашим корреспондентом Валентина Лисица рассказывает, с чего все начиналось.

-        Я родилась в Киеве. Играть на фортепиано начала очень рано. Моя бабушка говорит, что мне было тогда три года и восемь месяцев. В детстве я много читала. Как-то нашла у брата учебник по теории музыки. Это меня заинтересовало. Я выучила все аккорды, гаммы, стала подбирать разные мелодии... Родители отвели меня в музыкальную школу при Киевском музыкальном училище. Педагоги вначале не хотели со мной возиться, так как я была слишком мала. Но когда выяснилось, что я знаю интервалы и аккорды, они мною заинтересовались. В четыре года я уже сыграла свой первый концерт. У меня сохранилась фотография этого выступления. Мне не было шести, когда меня перевели в Специальную музыкальную школу при Киевской консерватории. Там я была на два-три года младше всех.

-        Когда вы почувствовали, что музицирование становится вашей профессией?

-        Пожалуй, здесь, в Америке. Когда моя мама взяла меня за ручку и повела в музыкальную школу, она не знала, чего ожидать. Я помню, когда была маленькая, мама мне говорила: “Закончишь школу, научишься играть, будет у тебя легкий кусок хлеба”. (Смеется.) Это было ее выражение. Теперь она поняла, что это совсем не такой уж легкий кусок хлеба… Мои родители, конечно, не могли предположить, как сложится моя дальнейшая жизнь.

-        И о жизни в Америке, конечно, не думали.

-        Ну что вы! Конечно, нет. Был конец 1991 года. Я училась на втором курсе Киевской консерватории. Страна рушилась, никто не знал, что произойдет завтра. Я тогда встречалась с моим однокурсником (будущим мужем) Анатолием Кузнецовым. И вот однажды мы решили всех удивить и организовать дуэт. Нашли много интересной музыки, которую никогда до этого не слышали, а вскоре узнали о двух конкурсах фортепианных дуэтов: в Италии и США. Подали документы на оба, но успели оформить их только для американского конкурса. А могли бы оказаться в Италии! (Смеется.) Кто знает, как жизнь повернулась бы. Самое легкое было сыграть и получить Первую премию. (В 1991 году Валентина Лисица в дуэте со своим будущим супругом пианистом Анатолием Кузнецовым завоевали Первую премию на Третьем международном конкурсе фортепианных дуэтов “Murray Dranoff”. – Прим. автора.) Но осуществить эту поездку было гораздо сложнее. А консерваторию я закончила досрочно, за два года.

-        Вы не планировали оставаться в Америке?

-        Нет, просто у нас не было денег на обратный билет. (Смеется.) Мы думали, что заработаем и вернемся назад. Конкурс проходил в Майами. Мы, конечно, совершенно обалдели: середина зимы, рождественские праздники, хорошенькие беленькие домики, пальмы, бассейны, машины… Настоящая американская мечта! Через несколько лет мы очутились в Майами, купили свой беленький домик с бассейном и... вскоре возненавидели все это лютой ненавистью.

-        В общем, приехали, увидели, победили...

-        А после победы начались тяжелые будни. После конкурса был записан наш первый альбом, состоялся дебютный концерт в Нью-Йорке, произошла встреча с агентством “Columbia Artists Management”... Обучение мы продолжили вначале в Индианском университете, а потом в университете SMU Далласа. Там учились музыканты со всего мира, программа называлась “Artist Certificate”. Через два года обучения нам дали бумажку, на которой написано, что мы – артисты. Так что конкурс дал нам путевку в “большую” музыку. Для двух роялей написано не так много произведений. Особенно плохо дела обстоят с концертами с оркестром. Репертуар очень ограниченный. Хуже, чем у виолончелистов. (Смеется.) Что нас ждало? Всю жизнь, до седых волос, ездили бы по миру и играли Концерт Пуленка. Очень веселая, бодрая, хорошая музыка, но можно же повеситься, играя только ее?!..

-        И вы решили выступать поодиночке?

-        Это тоже было как в сказке. Свой дебютный альбом мы записывали в Майами с компанией “Аудиофон”. Мы пришли в зал и обнаружили, что рояли не настроены для совместного музицирования. Продюсер заплатил за зал, все сидят, ждут, и... ничего не происходит. Вдруг продюсер спросил: “Может, кто-нибудь из вас поиграет соло?” Алексей толкнул меня вперед, и я исполнила весь мой репертуар. За два дня, пока настраивали рояли, я записала больше двух дисков. Так началась моя сольная карьера.

Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.

Открытые репетиции пройдут 13 и 14 августа с 11.00 am до 1.30 pm.

16 августа, 6.30 pm; 17 августа, 7.30 pm. Заключительные концерты 79-го сезона фестиваля. И вновь – сочетание классики и современности. В программе: пьесы “Черная гондола” (посвящение Ф.Листу) и “Гармониум” для большого хора и оркестра (хоровое сочинение в двух частях по поэмам Джона Донна и Эмили Дикенсон) американского композитора Джона Адамса, а также музыка И.Стравинского к балету “Весна священная”.

29 мая 2013 года музыкальный мир торжественно отметил столетие со дня скандальной парижской премьеры балета в рамках “Русских сезонов” Сергея Дягилева. В этот день в Париже балет Мариинского театра исполнил “Весну...” сначала в реконструированной версии балета В.Нижинского - Н.Рериха, а потом представил современную версию в хореографии немецкого балетмейстера Саши Вальц. Чикаго не остается в стороне от юбилейных торжеств. После паркового исполнения “Весны...” в октябре в Симфоническом центре мы услышим оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева с музыкой трех балетов И.Стравинского: “Жар-птица”, “Петрушка” и “Весна священная”. А с 19 по 22 сентября Joffrey Ballet Чикаго представляет вечера одноактных балетов “Русские мастера”. В их числе - “Весна священная” в хореографии В.Нижинского. (Об этом – в отдельной статье.)

Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. С хором Грант-парка работает руководитель хора The Crossing (Филадельфия) и Chicago Bach Choir, профессор отделения дирижирования Северо-Западного университета, хормейстер Дональд Налли. Открытые репетиции пройдут 13 августа с 3.00 pm до 5.30 pm; 15августа с 10.30 am до 1.00 pm; 16 августа с 11.00 am до 1.30 pm.

Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Справки по телефону 312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.

Фотографии к статье:
Фото 1. Валентина Лисица. Фото – Гилберт Франсуа
Фото 2. Дирижирует Карлос Кальмар. Фото – Норман Тимонера

Комментариев нет: