В этом году исполняется сорок лет со дня основания
Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ). За эти годы в театре были поставлены
сто восемнадцать опер, из них тридцать пять – впервые в Чикаго. Театр давно
занял особое место на театральной карте Чикаго, и сегодня без него уже
невозможно представить себе культурную жизнь города. В ЧОТ не боятся
экспериментировать. В этом театре не поют звезды первой величины, и бюджет
театра в сравнении с Лирик-оперой весьма скромный. Однако при этом успехи
театра впечатляют. ЧОТ открывает для зрителей неизвестные оперы и новые имена,
дает путевку в жизнь многим талантливым певцам и режиссерам. В ЧОТ дебютировала
известная сегодня многим певица Даниэлла Де Низе, начинали работать режиссеры
Роберт Орт, Нэнси Густафсон, Ричард Лич. Мэри Циммерман, знакомая нам по
спектаклям Lookingglass Theatre и Goodman Theatre (я
писал о ней в прошлом выпуске Театрального Чикаго), поставила в ЧОТ оперу
Филипа Гласса “Эхнатон”. В театре работал известный актер и режиссер Франк
Галати.
Были годы, когда в ЧОТ ставили пять опер за сезон,
в течение нескольких лет труппа ограничивалась одной постановкой, долгое время
в театре ставили три спектакля за сезон в апреле-июне. Сейчас в театре опять
пробуют нечто новое – в течение года ставят спектакли в феврале-марте (когда
Лирик-опера заканчивает свой сезон), мае-июне (в это время в Чикаго раньше
вообще не было оперных постановок) и сентябре (до начала нового сезона в
Лирик-опере). При этом сезон отсчитывается с января.
В беседе со мной генеральный директор ЧОТ Андреас Митишек сказал: “Мы покажем новые, редкие и актуальные постановки
для любопытной аудитории,
жаждущей нового театрального опыта”. Две одноактные оперы, которые мы увидим на следующей неделе (они идут
вместе, в один вечер), подтверждают слова руководителя театра. Обе они говорят
о притеснении и диктатуре, обе
написаны в Германии в 1943 году, при этом - в совершенно разных обстоятельствах.
“Император Атлантиды”
Виктора Ульмана
Действующие лица и исполнители:
Смерть – Дэвид Говертсен (бас-баритон),
Император – Эндрю Вилковске (баритон),
Арлекин – Бернард Холкомб (тенор),
Бубикопф – Эмили Бирзан (сопрано).
Бубикопф – Эмили Бирзан (сопрано).
New
Millennium Orchestra. Дирижер – Франческо Милиото.
Режиссер-постановщик – Андреас Митишек.
“Император Атлантиды” - сатирическая пародия
Ульмана на Гитлера и фашистский режим.
Император Атлантиды – жалкий, маленького роста тиран, выступающий за тотальную войну против всех. Диктатор с легкостью отправляет людей на смерть, и
никто не смеет возразить ему. Никто, кроме самой Смерти. Только она вправе
решать, кто достоин ее внимания. Смерть отказывается забирать людей к себе,
пока жив Император. Он должен быть первым...
Опера “Император
Атлантиды” была написана учеником А.Шенберга, австрийским композитором
еврейского происхождения Виктором Ульманом в концлагере Терезин. Как известно,
нацисты опровергали сообщения о массовом уничтожении евреев. В качестве
доказательства “гуманного отношения” к неарийцам и был задуман так называемый
“образцово-показательный” концлагерь. В нем, помимо бараков и крематория,
находились школа, больница, оркестр, театр. Журналистам показывали, как
замечательно живут в концлагере заключенные. В 1942-43 годах в Терезине
оказались четыре композитора, позднее вошедших в историю музыки как
“терезинская четверка”: Эрвин Шульхофф, Пауль Хаас, Гидеон Кляйн и Виктор
Ульман. Они писали музыку, которая в фашистской Германии была объявлена
“дегенеративным искусством”, а следовательно подлежала запрету и уничтожению.
Композиторы прекрасно понимали, что шансов на спасение у них нет. Тем
пронзительнее сегодня слушается их музыка - написанная за колючей проволокой
музыка перед лицом смерти... Оперу “Император Атлантиды” начали репетировать,
но до премьеры дело, конечно, не дошло – руководство лагеря запретило
постановку. 16 октября 1944 года Ульман был депортирован в Освенцим. Спустя два
дня его умертвили в газовой камере. Мировая премьера “Императора...” состоялась
в 1975 году.
“Умница” Карла Орфа
Действующие лица и исполнители:
Крестьянин – Дэвид Говертсен (бас-баритон),
Король – Эндрю Вилковске (баритон),
Дочь крестьянина (Умница) – Эмили Бирзан
(сопрано),
Тюремщик – Нил Эдвардс (бас),
Погонщик ослицы – Бернард Холкомб (тенор),
Погонщик мула – Кристофер Реммел (баритон).
Погонщик мула – Кристофер Реммел (баритон).
New Millennium Orchestra. Дирижер – Франческо Милиото.
Режиссер-постановщик – Андреас Митишек.
В отличие от убитого нацистами Виктора Ульмана,
немецкий композитор Карл Орф довольно комфортно жил
и творил при нацистском режиме. Его опера
“Умница”, созданная по сказке братьев Гримм “Умная крестьянская дочь”, написана
в традициях немецкой комической оперы и входит в цикл так называемых “сказочных пьес” композитора. В ней
рассказывается о глупом Короле, которого “водит за нос” умная женщина (Умница).
В опере тоже могли найти параллели с существующим в Германии режимом, тем не
менее ее никто не запрещал. Наоборот, премьера оперы с успехом прошла 20 февраля 1943 года во Франкфурте-на-Майне.
Дирижер Франческо Милиото седьмой год возглавляет
Симфонический оркестр Скоки. В 2005 году он был одним из создателей нового
симфонического оркестра с громким названием “Оркестр нового тысячелетия” - New Millennium Orchestra. Этот оркестр и Франческо Милиото в этом сезоне впервые сотрудничают с
ЧОТ. В следующем сезоне маэстро Милиото впервые встанет за дирижерский пульт
оркестра Лирик-оперы. Он будет дирижировать операми “Каприччио” Р.Штрауса и
“Тоска” Дж.Пуччини.
В сентябре нас ждет еще один приятный сюрприз –
редко исполняемая, ранняя экспрессионистская опера Эрнеста Блоха. Швейцарский композитор
еврейского происхождения Блох в двадцатые годы прошлого века играл заметную
роль в музыкальной жизни Европы и США. Ученик великого скрипача Эжена Изаи, он
жил в Швейцарии и США, служил дирижером в Лозанне, преподавал композицию в
Женевской консерватории и консерватории Сан-Франциско, был директором
Кливлендского института музыки. После прихода нацистов к власти Блох
окончательно поселился в Калифорнии. Он преподавал в университете Беркли. Благодаря Мстиславу Ростроповичу широко известна Еврейская
рапсодия “Шеломо” для виолончели с оркестром – сочинение датировано 1916 годом.
В следующем году Блох написал симфонию “Америка” (она посвящена Аврааму
Линкольну). В активе композитора – Скрипичный концерт и кантата “Abodath Hokodesh”. “Макбет” – первая и единственная опера Эрнеста Блоха (вторая осталась
незаконченной). Она была написана в 1904 году, когда композитору едва
исполнилось двадцать четыре года. Либретто по пьесе У.Шекспира принадлежит
писателю Эдмонду Флегу. Премьера оперы состоялась в Комической опере Парижа в
1910 году. После войны опера ставилась в Ла Скала, театрах Рима, Брюсселя,
Женевы, Франкфурта. В 2009 году к пятидесятилетней годовщине смерти Блоха
“Макбет” был впервые представлен в Лондоне на сцене Bloomsbury Theatre.
Nota bene! Оперы “Император Атлантиды” и “Умница” пройдут 31
мая, 4 и 6 июня в 7.30 pm; 8 июня в 3.00 pm в помещении The Merle Reskin Theatre of DePaul University по адресу: 60 East Balbo Avenue, Chicago, IL 60605. Справки и заказ билетов - на сайте www.ChicagoOperaTheater.org или по телефону 312-704-8414. Для новых подписчиков и студентов Чикагский
оперный театр предлагает хорошие скидки.
Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип Чикагского
оперного театраФото 2. Постер к опере “Император Атлантиды”
Фото 3. Постер к опере “Умница”
Фото 4. Постер к опере “Макбет”
Комментариев нет:
Отправить комментарий