В эти дни в Чикаго идут репетиции спектакля “Юбилей” А.Чехова. В спектакле
заняты известные чикагские актеры Кристина Гузикова, Марина Карманова, Борис
Борушек, Борис Кофман. Постановку готовит руководитель театра “Arlekin Players” (Бостон), актер и
режиссер Игорь Голяк. В беседе с вашим корреспондентом Игорь
рассказывает о предстоящей премьере.
-
“Шутка в одном действии” – таков
подзаголовок “Юбилея”. Чехов как бы заранее говорит читателю: перед вами -
нечто несерьезное, пустячок... Чем тебя привлекла эта шутка гения?
-
Сам выбор пьесы - абсолютный экспромт. Я приехал
в Чикаго, познакомился с актерами. Выбор текста начался, когда мы определились
с составом. Мне кажется, “Юбилей” - пьеса достаточно актуальная. Да, шутка
гения. Ну и что? И у Моцарта были свои шутки. Шутки тоже бывают бессмертны...
-
Чехов наблюдал за людьми, подмечал их
особенности. Как врач, он выявлял болезнь и ставил диагноз. А у диагноза нет
позитивного или негативного полюса. Рассказывают, что Петр Наумович Фоменко
часто цитировал слова Льва Толстого “энергия заблуждений”. У всех персонажей
“Юбилея” – необыкновенная энергия заблуждений. Она актуальна в свете того, что
происходит сейчас в мире. Из-за энергии заблуждений, энергии страстей,
охватившей целые страны, погибают люди и начинаются войны. А все начинается с
“шутки в одном действии”... Каждый персонаж в “Юбилее” – планета, которая
крутится вокруг себя. Планеты взаимопритягиваются, сталкиваются и расходятся,
при этом не слышат друг друга и не могут договориться. Для меня “Юбилей” –
трагическое произведение. Вот здесь, в этой “шутке в одном действии” начинается
война. В какой-то момент в спектакле так и происходит... Пустячок, подмеченный
Чеховым, является источником сегодняшних бед. Мы пытаемся энергию заблуждений
довести до абсолюта. То, что начинается в пьесе, - это чистый абсурд, “Бред
вдвоем” Ионеско. Наша задача - придумать театральное наполнение чеховской идее.
Насколько это получится – посмотрим...
-
Выдерживается ли эпоха в плане
костюмов и декораций?
-
Я работаю с замечательным художником-постановщиком
Анастасией Григорьевой. Она – в полном смысле слова сотворец спектакля. Очень
талантливая девушка. Живет в Москве, работает в основанном Анатолием Васильевым
театре “Школа драматического искусства”. “Юбилей” – наш третий совместный
спектакль, в процессе – еще два... В
работе с Григорьевой у меня не было задачи выдерживать эпоху. Скорее, это
безвременье. Такая история могла произойти вчера, а может - сегодня и завтра.
Проблемы сосуществования людей не имеют времени. На сцене есть бытовые
предметы, но они “играют” так, что ситуация перестает быть бытовой.
Продюсеры чикагского спектакля – Кристина Гузикова
и Александр Клейман.
Процитировав Игорю
Голяку фразу о “взрывах хохота”, я спросил режиссера, ожидает ли он нечто
подобное на чикагской премьере.
-
Нет, взрывов хохота я не ожидаю. Как в любой великой драматургии, шутка
здесь с каким-то трагическим оттенком. Безусловно, это смешно, юмор заложен
автором, и я надеюсь, что зрители будут на это реагировать. Но говорить о
“Юбилее” как о поверхностном анекдоте я бы не стал, поскольку он затрагивает
более серьезные вещи. У Чехова в любом произведении можно найти юмор по
отношению к себе. Он и в жизни был очень ироничным. Иронично звучит даже
предсмертная фраза Чехова, сказанная им по-немецки, - “Ich sterbe”. Это тост себе – “Я умираю”.
“Вишневый сад” ведь тоже комедия, но чеховская комедия! В этом неповторимом,
уникальном чувстве юмора - весь Чехов.
-
Анатолий Смелянский говорил, как
сложно произносить чеховский текст. Шаг в сторону – и попадаешь либо в
пошлость, либо в скуку.
-
Чехов – “уставший” автор. Он устал от своих
постановок. Он сидит там у себя где-то, а его все дергают... Существует даже
такой штамп – “чеховская интонация”. Но дело не в этом, а в том, насколько
сегодня возможно вскрыть смысл, заложенный Чеховым более ста лет назад. Тогда,
в 1903 году, в Александринском театре было гомерически смешно. Сейчас если это
просто прочитать, гомерически смешно не будет. Проблематика смешная, но время
изменилось. Поэтому нам надо старую историю рассказать сегодняшним языком.
-
Как тебе работается с артистами?
-
Прекрасно! Мне интересны новые впечатления, новые встречи. В Чикаго я
познакомился с замечательными артистами – профессионалами своего дела. Они
играют болезнь каждого персонажа. Болезнь персонажа - главенствующее зерно его характера... Мне кажется, мы с актерами
понимаем друг друга. Плохой материал плохо влияет на артистов, а хороший им
помогает. С Чеховым у нас хорошая обстановка.
У режиссера я спрашивал о работе с актерами, а у
актеров – о работе с режиссером.
Борис
Кофман не первый раз обращается к драматургии Чехова. В
Минске в театре-студии “Чарот” он играл роль помещика Григория Степановича
Смирнова в спектакле “Медведь”, в Чикаго, в Columbia College Theatre
в спектакле “Воловьи лужки” исполнял роль Степана Степановича Чубукова. В
спектакле “Юбилей” Кофман играет роль председателя правления N-ского
Общества взаимного кредита, человека с моноклем Андрея Андреевича Шипучина.
Актер рад встрече с режиссером.
-
Мне интересно репетировать. Игорь Голяк – умный,
понимающий, тонкий режиссер. У него хорошая школа, он прекрасно работает с
актерами, умеет показать и объяснить. У хороших режиссеров на площадке всегда
создается определенная атмосфера. Андрей Тупиков называл ее “атмосферой любви”.
Мне кажется, у нас сейчас как раз такая атмосфера. Перед каждой репетицией мы
говорим друг другу комплименты, а потом начинаем работать.
-
Как режиссер относится к
актерской импровизации?
-
Он дает возможность импровизировать, что очень
важно на сцене, но когда нас “заносит”, умеет вовремя остановить. Игорь любит
проверять свои идеи на сцене, любит пробовать. Он – актерский режиссер.
Борис
Борушек работал в Чикаго со многими московскими
режиссерами. Среди них – Валерий Белякович, Андрей Тупиков, Артур Офенгейм. В
спектакле “Юбилей” Борушек играет роль бухгалтера банка Кузьмы Николаевича
Хирина. Говоря о работе с Голяком, актер отмечает серьезность его режиссерского
подхода.
-
Мне нравится работать с Игорем. Он – очень
вдумчивый режиссер: “копает” роль, думает над образом. У нас был продуктивный
застольный период, мы обсуждали текст, создавали модель будущего спектакля.
-
Эта модель сохраняется или
меняется по ходу репетиций?
-
Что-то меняется, что-то добавляется. Это
нормальный процесс. Игорь давно работает в театре, у него хорошая школа, но
какая бы школа ни была у режиссера, все равно все решают персональные качества
человека.
-
Работа над классическим
материалом влияет на тебя как на актера?
-
Безусловно. Как в свое время на меня повлияла
работа в гоголевской “Женитьбе”, так и сегодня я с наслаждением работаю над
чеховским словом и вживаюсь в чеховский образ. Это другой пласт драматургии.
Киев – Бостон – Москва
- Бостон – таковы этапы большого пути Игоря Голяка.
-
Мои родители не связаны с театром. Они шутят, что в медовый месяц много
общались с актерами, и, видимо, это общение как-то повлияло на меня. Я родился
в Киеве. Первые театральные впечатления связаны с походами с папой в кукольный
театр. На сцене я видел сказку и так хотел в нее верить!.. В десять лет приехал
с родителями в Бостон. Жил обычной жизнью, ходил в школу, а потом увлекся
театром, начал ходить в драмкружок. Педагог Нижегородского театрального
института Людмила Старобинец рассказывала нам о русском театре, традициях
Станиславского... Я этим увлекся и загорелся идеей постигать русский театр.
Узнал, что в пригороде Бостона Кембридже существует летняя театральная школа
Станиславского. Курс актерского мастерства там преподавали педагоги Щукинского
театрального училища и Школы-студии МХТ. Среди них были Олег Павлович Табаков,
Алла Борисовна Покровская, Анатолий Миронович Смелянский, Андрей Борисович
Дрознин. Я проучился в этой Школе шесть недель и решил продолжать обучение... в
Москве. Попробовал поступить в Школу-студию МХТ – не прошел. А в “Щуку” прошел.
-
Ты помнишь реакцию родителей,
когда объявил, что уезжаешь в Москву?
-
Такое не забывается! (Смеется.)
Об этой реакции говорили и по-прежнему говорят в Бостоне. “Не тот ли вы
мальчик, который когда-то уехал из Бостона? Нам о вас рассказывали...” Не
только у родителей - шок был у всего эмигрантского Бостона!.. Теперь они видят
результаты моих трудов.
Игорь Голяк получил блестящее театральное образование: четыре года
актерского факультета Московского Щукинского театрального училища (класс Марины
Пантелеевой), два года аспирантуры на режиссерском факультете РАТИ (курс Сергея
Женовача), работа в театре Марка Розовского “У Никитских ворот”. Вернувшись в
Бостон, в 2009 году Игорь создал русский театр “Arlekin Players”. В начале 2010 года театр участвовал в 56-м ежегодном
театральном фестивале “EMACT” в штате Массачусетс.
Театр показал инсценировку по пьесе Чехова “Медведь” – впоследствии она вошла в
спектакль “Шутки Антоши Чехонте”. Впервые в фестивале участвовал спектакль на
русском языке, и не просто участвовал, а победил во всех основных номинациях! В
августе 2010 года спектакль “Шутки Антоши Чехонте” получил призы международного
фестиваля имени Михаила Чехова в городе Риджфилд (Коннектикут), в начале
октября с большим успехом был показан на международном театральном фестивале
“Золотой лев” во Львове. В марте 2011 года “Арлекин” представлял штат
Массачусетс на региональном театральном фестивале в Новой Англии. И снова
победа! Новости о театре впечатляют еще больше.
-
После регионального мы участвовали в Национальном фестивале, где, кроме
нас, выступали двенадцать театров со всей Америки. Через две недели после
окончания фестиваля Ассоциация американских театров предложила нам представлять
США на Международном театральном фестивале в Монако, проходящем под патронажем
князя Монако принца Альберта Второго. Мы познакомились. Было смешно, когда мы
стали по очереди называть князю наши русские имена. Русский театр представляет
в Европе американское театральное искусство!.. Принимали нас замечательно. Два
раза сыграли “Медведь”, оба – при переполненных залах. На первый спектакль
пришла двоюродная сестра князя, баронесса Элизабет Анн де Масси, на второй –
министр культуры Франции...
В репертуаре “Arlekin Players” – “Каменный гость” и “Сцена из Фауста” А.Пушкина, “Фауст” Гете,
“Варшавская мелодия” Л.Зорина. В 2009
году Игорь Голяк открыл Школу актерского мастерства. Сегодня у него в студии –
тридцать человек. Одна группа занимается пять лет, одна – четыре года, еще одна
существует второй год. Возрастной состав студентов – от двадцати четырех до
шестидесяти семи лет. По итогам каждого года студенты показывают спектакль или
актерские фрагменты. Лучшие попадают в театр Игоря Голяка.
-
В студии мы устраиваем показы и репетируем, а перед премьерой на три-четыре
недели снимаем театр. Но когда я
ставлю спектакль, возможности учебного процесса сужаются. Мне надо выпустить
“продукт”. А студия в плане возможностей просто безгранична: можно пробовать,
искать, экспериментировать...
-
Какие у тебя планы на будущее?
-
У меня в студии помимо артистов учатся два
режиссера. Один из них только что поставил “Золушку” по сказке Шарля Перро.
Премьера состоялась 6 сентября. В январе 2015 года мы выпускаем “Поминальную
молитву” Г.Горина. Весной будущего года к нам приезжают педагоги из Москвы, а
мы едем на стажировку в Московский Художественный театр. Возможно, по итогам
стажировки сделаем совместный спектакль.
В заключение нашей
беседы Игорь Голяк вновь вернулся к будущему спектаклю.
-
Я очень серьезно отношусь к этой работе. Не
хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление о “Юбилее” как о “псевдосерьезном”
спектакле. Это не так. Серьезные проблемы, поднимаемые в чеховской пьесе,
выражены через юмор. Наша задача – донести его до зрителя.
-
Уверен, что у вас это получится.
Встретимся на премьере!
Nota bene! Премьера спектакля “Юбилей” состоится 27 сентября
2014 года в 4 часа дня и 7 часов вечера (два спектакля в один день) в помещении
Northbrook Theater по адресу: 3323 Walters Avenue, Northbrook, IL 60062. Билеты продаются на сайте http://www.arlekinplayers.com.
Фотографии к
статье:
Фото 1. Режиссер Игорь
Голяк с актерамиФото 2-3. Игорь Голяк
Фото 4-6. На репетиции спектакля “Юбилей”
Фото 7. Режиссер Игорь Голяк с актерами
(Все фото – Анна Жеглова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий