В Лирик-опере Чикаго в эти дни неспокойно. После Моцарта и Россини в театре наблюдается “экспрессионистский взрыв”. Возмутителем спокойствия опять стал Альбан Берг с оперой “Воццек”. Почти сто лет прошло с берлинской премьеры, но вокруг оперы по-прежнему кипят нешуточные страсти. Новая постановка сделана сэром Джоном Маквикаром. Главную партию исполняет польский бас-баритон Томаш Конечны. Мы встретились с певцом после одной из репетиций.
Кроме польского, Томаш свободно
говорит по-немецки. Русский немного понимает, но не говорит на нем. Я немного
понимаю по-польски, но не говорю на нем. Немного говорю по-немецки, но
недостаточно для интервью. После недолгого обсуждения языковых вариантов
сошлись на английском.
Для Томаша Конечны Воццек в
Лирик-опере – двойной дебют. Впервые – партия Воццека, впервые – в американском
оперном театре.
-
Что для вас “Воццек”?
-
Фантастически интересная опера! Я двигался к ней постепенно.
Первым шагом в этом направлении стала для меня партия Голо в опере Дебюсси
“Пеллеас и Мелизанда”, вторым – Штольциус в “Солдатах” Циммермана. Музыка
Дебюсси мрачная и в то же время лиричная, у Циммермана в музыке больше
внутренней экспрессии. “Воццек” стоит как бы между ними. Герои опер похожи.
Воццек бедный, у него нет денег, жена ему неверна, окружающие насмехаются над
ним. Голо богатый, он принц, но Мелизанда неверна ему, и у него тоже есть
соперник... Я готовился к своему Воццеку три года и сейчас с наслаждением
работаю.
-
Готовясь к партии, вы слушаете записи ваших
предшественников?
-
Если это незнакомая музыка, я слушаю один раз, но
не делаю никаких пометок для себя. А если материал знакомый – никогда ничего не
слушаю! Вообще, я не большой любитель слушать записи. Предпочитаю живые
спектакли.
-
Как вам работается в Лирик-опере?
-
Прекрасно! Я дважды выступал в США, но оба раза -
с концертами. В Вашингтоне – в “Фиделио” Бетховена, в Карнеги-холл – с Венской
оперой в “Саломее” Штрауса. В американском оперном театре я впервые, и мне
здесь нравится. Сэр Эндрю Дэвис - замечательный дирижер. С ним удобно работать,
он понятно репетирует. Он первый раз дирижирует “Воццеком”.
-
На пресс-конференции он сказал, что мечтал
дирижировать “Воццеком” с четырнадцати лет...
-
Мечты
сбываются. Режиссер Джон Маквикар (он тоже сэр) трепетно относится к опере,
по-настоящему понимает ее. Талантливый человек. Мою партнершу Ангелу Деноке я
хорошо знаю, работал с ней вместе много раз. Последний раз – в Венской опере. Так что все хорошо.
-
Есть разница между европейскими оперными театрами
и Лирик-оперой?
-
И здесь, и там работают профессионалы. Я не вижу
между театрами большой разницы. Такие же музыкальные репетиции, такие же
репетиции на сцене. Для меня здесь нет ничего нового... Чикаго – чудесный
город. Когда я начал репетиции, у детей как раз были каникулы. Они с женой
приезжали ко мне, и мы весело провели вместе две недели.
-
К Чикаго и опере мы еще вернемся. А сейчас я бы
хотел поговорить о том, как вы попали на оперную сцену. Вы ведь учились в
знаменитой Киношколе в городе Лодзь, откуда вышли Анджей Вайда, Роман Полански,
Кшиштоф Кесьлевски...
-
Эту школу закончили все лучшие польские режиссеры.
-
Но это же Киношкола, а не оперный класс!
-
С детства я мечтал о театре. Никакой оперы в помине
не было. Я был молод, мне было восемнадцать, я учился актерскому мастерству и
думал в будущем стать режиссером. Высшая государственная школа кинематографа,
телевидения и театра имени Леона Шиллера в городе Лодзь - самая престижная из
четырех актерских школ Польши. Конкурс огромный. Чтобы попасть в Школу, я сдал
все экзамены, кроме пения. Я играл на гитаре, пел, но не очень любил это
делать. Как сейчас помню, профессор Эдвард Камински сказал мне: “Ты будешь
петь”. Я принял это за шутку, а он взялся подготовить меня к поступлению в
вокальный класс. Правда, я должен был пообещать ему, что вместе с актерскими
экзаменами сдам экзамен в Музыкальную академию. Я выполнил обещание, сдал
экзамены, поступил, но учиться не смог. Невозможно одновременно учиться в двух местах.
Я выбрал актерский факультет. На втором году обучения, в 1992 году, снялся в
фильме Анджея Вайды. До этого я дебютировал в музыкальной программе на
телевидении. Но то был небольшой мюзикл перед Рождеством, с тремя актерами. А
тут – Вайда! Фильм назывался “Перстенек с орлом в короне” по книге Александра
Сцибор-Рыльского “Кольцо из конского волоса”, которая была запрещена в
коммунистической Польше. Я многому научился у Вайды. Это был прекрасный опыт.
После съемок фильма я начал играть в театре и одновременно заниматься вокалом в
варшавской Высшей школе музыки имени Шопена (ныне - Музыкальный университет
имени Фредерика Шопена). После двух лет получил стипендию и продолжил обучение
в Высшей школе музыки в Дрездене. Вскоре я получил первое место работы в
качестве оперного певца – оперный театр в Лейпциге. Дебют на оперной сцене был
успешным. Через год переехал в Любек. Я хотел наработать себе репертуар в
небольшом театре. В этом отношении Любек был идеальным местом.
-
А как же актерская карьера?
-
Если бы я остался в Польше, я бы не смог
заниматься вокалом. Я репетировал, играл в театре. Совмещать профессии актера и
певца невозможно. Я поехал в Германию, чтобы проверить, смогу ли стать оперным
певцом. Когда через шесть месяцев я уже начал выступать на оперной сцене,
понял, что музыка победила.
-
Скучаете по экрану, по сцене?
-
Нет, потому что я играю в театре. Каждый мой
спектакль, каждая моя роль – это и есть театр. Оперный театр. Мой актерский
опыт помогает мне. Правда, поначалу приходилось тяжело. В кино все по-другому.
Ты поворачиваешь голову на один сантиметр, тебя крупным планом снимает камера.
Новое движение - новый кадр. Любые крохотные изменения мимики в кино видны. На
оперной сцене все движения лица и тела должны быть гораздо ярче и крупнее. Мне
понадобилось несколько лет, чтобы научиться другому способу передачи эмоций и
выражения чувств героев... Я выступал в оперных театрах Лейпцига, Познани,
Хемница, Санкт-Галлена, Мангейма, Дюссельдорфа, Дуйсбурга. Все главные роли
получил в Мангейме: Вотан, Амфортас, Зарастро, король Марк (не Курвенал, а
король Марк!) в “Тристане...”, Пимен в “Борисе Годунове”.
-
Вы перечисляете басовые партии. Так кто вы: бас
или бас-баритон?
-
В Германии есть такое понятие “heldenbaritone” – драматический, героический баритон. Очень специфический голос. Голос
Джеймса Морриса можно назвать этим термином. Такой голос требуется почти во
всех операх Штрауса, в операх Вагнера, Пуччини, в русском репертуаре (“Борис
Годунов”, “Князь Игорь”, “Хованщина”).
-
Вы не боялись сразу начинать с Вагнера?
-
Это не было моим открытием. В Любеке я встретил
пианиста и преподавателя Зигфрида Шваба из Гамбургской оперы. Я готовил с ним
партию Ореста в “Электре”. Он впервые сказал, что у меня “heldenbaritone”, и начал со мной репетировать “Валькирию”. Мне было тогда двадцать шесть
лет... Главное – найти правильную партию. Мне тяжелее петь Моцарта, чем
Вагнера. Вагнер для меня – “дом родной”. Например, “Летучий голландец” – одна
из труднейших опер Вагнера, а я пел Голландца в самом начале карьеры. Моей
первой вагнеровской ролью стал Амфортас.
-
Кто ваш любимый вагнеровский персонаж?
-
Конечно, Вотан. Еще мне нравится Альберих, но это
не самая удобная партия для голоса.
-
Вам нравится играть на сцене. Но ведь в операх
Вагнера не так много действия, не так много игры в привычном понимании этого
слова...
-
Очень много! Как в кино. Главное - понимать
вагнеровские язык и музыку. Во втором акте “Валькирии” в монологе Вотана надо
передать всю гамму чувств героя, его беспокойство, мысли, тревоги. Это
внутренний монолог со своим действием, движением, развязкой... Или король Марк
в “Тристане...”. Его монолог из второго акта длится двадцать минут, и за это
время перед глазами зрителей проходит вся его жизнь. Вагнер был против
экспрессионистского театра. В его мире герои погружены в себя, их слова и
поступки лежат в плоскости театра психологического. Для меня, как для актера,
нет ничего интереснее опер Вагнера. Может быть, еще оперы, подобные “Воццеку”.
“Воццек” для меня – продолжение линии Вагнера в опере.
-
Теперь поговорим о мечтах. Они есть?
-
Есть партия, которую я готовлю, – Ганс Сакс из
“Нюрнбергских мейстерзингеров”. Это не мечты – это мое будущее. Мне некогда
мечтать – у меня всегда есть партии, которые надо разучивать. Мне бы хотелось
петь больше русских, французских и итальянских опер. Одна из моих самых любимых
партий – Голо в “Пеллеасе и Мелизанде”. Очень трудная партия для певцов, не
говорящих по-французски. Поэтому не так много постановок этой оперы во всем
мире.
-
Каковы ваши отношения с русской оперой и русскими
дирижерами?
-
Моей первой работой в русском репертуаре была роль
Пимена. Еще я пел все бас-баритоновые партии в “Носе” Шостаковича. Пел на
русском и немецком языках. В одной из постановок “Носа” я работал с
замечательным русским дирижером Михаилом Юровским. На сегодняшний день это все.
Есть много предложений спеть Алеко и князя Игоря. Я пока жду. А насчет русских
дирижеров... С Кириллом Петренко мы делали “Кольцо нибелунга” в Мюнхене.
Надеюсь, еще поработаем с ним в будущем.
-
Вы наверняка слышали выражение “евротрэш”. Так
говорят многие американцы, говоря о европейских оперных постановках.
-
В основном, немецких...
-
Вам приходилось в них участвовать?
-
Конечно. Иногда это не новые постановки, а ввод в
уже существующие. Например, кто-то заболел и меня просят заменить, или
что-нибудь еще в этом роде. У меня было три случая, когда я входил в роль,
узнавал, что мне нужно делать, и в тот же момент мне хотелось сразу уйти домой.
Ну что я могу сделать? Я – певец. Контракт подписан, мое дело – петь. Выбора
нет. Я пытаюсь найти что-то, с чем я готов согласиться... Я хочу, чтобы меня
правильно поняли. Я не против современных постановок. Есть режиссеры, которые
прекрасно знают и понимают оперу. Например, Петер Конвичный – сын знаменитого
немецкого дирижера Франца Конвичного. Любое его режиссерское решение всегда
базируется на музыке. Он всегда может ответить певцу на вопрос: “Почему?” Я пел
Зарастро в знаменитой постановке “Волшебной флейты” в Штутгарте. У меня был
шок, когда я впервые увидел эту постановку! Папагено, подобно поп-певцу, пел
арию с микрофоном. Но вспомните, что эту роль Моцарт написал для директора
театра “Ауф дер Виден” Эмануэля Шиканедера. Директор написал либретто и
требовал своего участия в спектакле. Моцарт написал для него роль – очень
выигрышную, популярную, но роль не для певца. Не случайно в пометках у Моцарта
сохранилась запись, что эта роль может быть для любого голоса. Конвичный здесь
следовал желанию Моцарта... Еще один пример - Ханс
Нойенфельс. Он не так молод, много пьет, но продолжает ставить каждый год. Он
талантлив, знает и понимает оперу, даже написал либретто к одной из них - опере
“Улитка” (“Die Schnecke”) пятидесятилетнего немецкого композитора Морица Эггерта.
Или многолетний режиссер “Комише-опер” Гарри Купфер. Он сделал замечательную
“Электру” с Эвой Мартон. В прошлом году в Зальцбурге поставил “Кавалер роз”.
Это – хорошие примеры. Плохие называть не буду, но их тоже хватает. Режиссеры
изобретают нечто несусветное, потому что хотят получить хорошие рецензии. Если
они поставят просто обычный спектакль, в Германии о них напишут плохо. Критики
сделают вывод, что у таких режиссеров не хватает воображения придумать нечто
оригинальное. Вот режиссеры изощряются и делают иногда просто глупые вещи. Для
нас, певцов, это очень трудно.
-
Вы чувствуете себя посланником польской культуры
на Западе?
-
Конечно.
Я горжусь принадлежностью к польской, восточноевропейской культуре. Я думаю, если вы поговорите с Мариушем Квеченем или Петром Бечалой, они
скажут вам то же самое.
-
Как вы думаете, где самые интересные оперные
постановки?
-
В Венской опере. Мне кажется, Венская опера –
лучший оперный театр в мире. Уж точно самый красивый! Хотя недавно построили
фантастически красивый Дворец искусств Мюпа (Müpa) в Будапеште. Еще один из прекраснейших концертных залов
в мире находится в Катовице. Там выступает Национальный симфонический оркестр
польского радио. В разработке акустики здания принимали участие специалисты
японской фирмы Yamaha. В Польше в целом нет большого интереса к классической музыке и опере, но
в Катовице зрительный зал всегда полон.
Я сказал Томашу о том, какая огромная польская община
в Чикаго – около двух миллионов человек. Он засмеялся:
-
Я не планировал, но так получилось, что я снимаю
квартиру как раз в польском районе Чикаго. Рядом – польские аптека, ресторан,
магазин. Ем польские салаты, мясо, pierogi.
-
Скучаете по Польше?
-
Я бы не хотел жить в Польше. У нас квартира в
пригороде Дюссельдорфа, городке Ратинген. Это – хорошее, безопасное место для
семьи, детей. У меня три сына: восемнадцать, пятнадцать и тринадцать лет. А мне
– по-прежнему двадцать пять! Между собой все говорят на польском языке, но дети
свободно общаются на немецком. Жена – актриса. Ей тяжело с польским языком
найти работу в Германии, но она пытается... Я бываю в Ратингене не часто. Все
больше в разъездах. Вторая квартира в Вене, потому что я очень часто пою в
Венской опере. Места этого сезона – Мюнхен, Зальцбург, Будапешт, Дрезден.
Nota bene! В
планах у Томаша Конечны: Иоканаан в “Саломее” (декабрь-январь), Вотан в “Золоте
Рейна” и “Валькирии”, Путник в “Зигфриде” (январь 2016 года), Мандрика в
“Арабелле” Р.Штрауса (январь-февраль 2016 года) - все партии в Венской опере;
Дон Пизарро в “Фиделио” в Баварской опере (февраль 2016 года), Вотан в
“Валькирии” в Будапештской опере (февраль 2016 года), Фридрих Тельрамунд в “Лоэнгрине”
в Дрезденской опере (май 2016 года). Ну а до 21 ноября Конечны поет Воццека в
Лирик-опере Чикаго.
Полная версия интервью с Томашем Конечны опубликована
на сайте www.operanews.ru.
Фотографии к статье.
Фото 1. Томаш Конечны. Фото – Клаудиа ТабейФото 2-13. Сцены из спектакля “Воццек”. Лирик-опера Чикаго, ноябрь 2015. Фото – Кори Вейвер
Комментариев нет:
Отправить комментарий