29 нояб. 2015 г.

Лирик-опера Чикаго представляет: “Бельканто” Джимми Лопеса


Действующие лица и исполнители:
Роксана Косс – Даниелла Де Низ,
Кармен – Дженай Бриджес,
Хосокава – Ча Джеонг Чеол,
Ген – Эндрю Стенсон,
Генерал Альфредо – Рафаэл Давила,
Федоров - Руни Браттаберг.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер – Кевин Ньюбери.
7 декабря 2015 года – 17 января 2016 года (семь спектаклей).
Продолжительность спектакля - 3 часа с одним антрактом.
Опера исполняется на испанском, английском, японском, русском, немецком, французском, латинском языках и языке кечуа с английскими субтитрами.



Эта история началась 17 декабря 1996 года. В этот день террористическая группа “Тупак Амару” захватила японское посольство в столице Перу Лиме. Около четырехсот пятидесяти человек оказались заложниками. К концу первой недели террористы выпустили большинство из них. В заложниках остались семьдесят пять человек. Террористы требовали освободить политических заключенных. Власти страны вступили с террористами в переговоры, которые велись несколько месяцев. За это время военные прорыли траншею к зданию. К середине апреля подкоп был готов. 22 апреля 1997 года, на сто двадцать шестой день после случившегося, началась спецоперация, в результате которой армия взяла японское посольство штурмом. В ходе операции все террористы погибли, а заложники были освобождены.


...Американская писательница Энн Патчетт, по ее словам, не смотрит телевизор, радио слушает только за завтраком, а из газет иногда читает “Нью-Йорк таймс”. Тем не менее в эти несколько месяцев она полностью оказалась вовлеченной в события в Лиме и каждый вечер ходила к друзьям “на телевизор” – узнать новости о заложниках и террористах. Ко дню штурма Патчетт знала, о чем будет ее следующий роман.
Итак, вице-президент некой южноамериканской страны проводит пышный прием в честь владельца крупного концерна господина Хосокавы. Он надеется заинтересовать японского бизнесмена и получить для страны крупные инвестиции. Чтобы заполучить Хосокаву, вице-президент пригласил на прием примадонну мировой оперы Роксану Косс. Он знает слабость Хосокавы – любовь к опере – и делает ему предложение, от которого бедный японец не может отказаться. Сразу после концерта в особняк врываются террористы. Они ищут президента страны. Но президент, в отличие от Хосокавы, равнодушен к опере, а тем более к скучным приемам. Он остался дома, чтобы посмотреть очередную серию своего любимого сериала... Такова завязка сюжета романа и оперы.


Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд убежден: “Создание новых произведений – фундаментальная часть работы крупной оперной компании”. Куратором нового проекта является консультант Лирик-оперы по творческим вопросам Рене Флеминг. Она говорит: “Книга Энн Патчетт не только о терроризме. Она – о людях, которые вынуждены жить вместе на протяжении долгого времени”. На пресс-конференции певица рассказала о выборе композитора. Из ста композиторов-кандидатов на написание оперы был отобран “короткий” список. Потом понадобились консультации с сэром Дэвисом и Энтони Фрейдом. В результате победил очевидец событий, тридцатипятилетний перуанский композитор Джимми Лопес. В 1997 году ему было девятнадцать – столько же, сколько большинству террористов. На пресс-конференции в Чикаго Лопес сказал: “Многие из террористов были тинейджерами. Они смотрели на заложников, как на взрослых, образованных, умных людей”. В этой связи композитор вспомнил о так называемом “стокгольмском синдроме”, когда террористы привязываются к своим жертвам, а жертвы начинают недоверчиво относиться к тем, кто приходит их освобождать. На следующий год после освобождения заложников Джимми Лопес поступил в Национальную консерваторию в Лиме, продолжил обучение в Академии Сибелиуса в Хельсинки и даже не мог помыслить, что спустя пятнадцать лет вновь вернется к этой печальной истории.

Музыка Лопеса исполнялась ведущими европейскими и американскими оркестрами (в том числе – Чикагским симфоническим), ее слышали в Карнеги-холле, на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Аспене, Грант-парке и даже на Молодежных олимпийских играх в Сингапуре. Газета “The New York Times” называет Лопеса “экспертом в оркестровке”, а “Chicago Sun-Times” – “одним из самых интересных молодых композиторов”. В мае 2012 года Лопес защитил кандидатскую диссертацию в университете в Беркли. В том же месяце в исполнении Филармонического оркестра радио Франции состоялась мировая премьера нового сочинения Лопеса “Synesthési”. Лопес учился в Южной Америке, Европе и США и везде жадно впитывал лучшие достижения музыкальной культуры. Среди духовных учителей композитора – имена от Баха и Моцарта (последнего Лопес называет “идеальным оперным композитором”) до Магнуса Линдберга и Джона Адамса.
Либретто оперы написано американским драматургом и сценаристом кубинского происхождения Нило Крузом. В 2003 году он стал первым латиноамериканцем – лауреатом Пулитцеровской премии в категории “Лучшая пьеса”. Он получил награду за пьесу “Анна в тропиках” – латиноамериканскую мелодраму, проникнутую влиянием “Анны Карениной”. Спектакль по этой пьесе поставлен в Минском театре белорусской драматургии американским режиссером Дэниэлем Бэнксом.
С партией Роксаны Косс в Лирик-оперу возвращается звезда мировой оперной сцены Даниелла Де Низ. Она родилась в Австралии в датско-шриланкийской семье. В шесть лет начала танцевать (балет, современный танец, джаз), в восемь с половиной – учиться пению (ее первым педагогом была мама), затем – фортепиано. “Я училась понемножку всему и очень любила танцевать,” – вспоминает певица. Когда ее семья переехала в Лос-Анджелес, Даниелла продолжила занятия музыкой. Профессиональный дебют певицы состоялся в Лос-Анджелесской опере в возрасте пятнадцати лет. Она участвовала в постановке оперы для детей “Путешествие в Кордобу” Ли Холдриджа. Де Низ стала самой молодой певицей, когда-либо принятой в оперный Центр при Метрополитен-опере. В 1998 году певица уже пела на сцене прославленного театра (партия Барбарины в “Фигаро”). Наряду с традиционными лирическими героинями - Деспина, Сюзанна, Нанетта, Лоретта (хочется продолжать: Мюзетта, Жанетта, ах, Мариэтта) - певица стала осваивать барочный репертуар. Европейский дебют Де Низ состоялся в 2002 году в Амстердаме в партии Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя. Певица активно поет Генделя (“Роделинда” и “Ариоданте”), Монтеверди (“Коронация в Помпеи”), Рамо (“Галантные Индии” и “Паладины”). В сезоне 2011-12 годов она исполнила партию Ариэля в опере “Магический остров” в Метрополитен-опере - барочной композиции Джереми Сэмса и Уильяма Кристи на сюжет пьес В.Шекспира “Сон в летнюю ночь” и “Буря”. В композиции соединены арии и ансамбли Г.Ф.Генделя, А.Вивальди, Ж.-Ф.Рамо, а также других, менее известных композиторов той эпохи. В Лирик-опере Де Низ выступала в партиях Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов) и Сюзанны в “Свадьбе Фигаро” (сезон 2009-10 годов).
Дирижер - музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэвис. Ставит спектакль популярный сегодня в оперных и драматических театрах режиссер из Нью-Йорка Кевин Ньюбери. Его дебют в Лирик-опере состоялся в прошлом сезоне с оперой Г.Доницетти “Анна Болейн”.
Опера исполняется на восьми языках, в том числе - на русском. Над произношениями певцов работает специально приглашенный драматург и переводчик Дерек Мэтсон. Партию русского дипломата Федорова исполнит бас с Фарерских островов Руни Браттаберг.
На сайте Лирик-оперы создана отдельная страница “Гид по опере “Бельканто” - lyricopera.org/bookclub. Там вы найдете подробную информацию об истории создания произведения. 2 декабря в 6.00 pm в театре состоится встреча с создателями спектакля: композитором Джимми Лопесом, автором либретто Нило Крузом, дирижером, музыкальным руководителем Лирик-оперы сэром Эндрю Дэвисом, режиссером Кевином Ньюбери, певицей Даниеллой Де Низ. Ведущий – драматург Лирик-оперы Роджер Пайнс. Вход свободный. Устроители мероприятия просят зарегистрироваться на сайте lyricopera.org/belcantoevents.
Лирик-опера – театр консервативный, и мировые премьеры проходят здесь нечасто. Будущая станет седьмой оперой, написанной специально для чикагского театра с 1961 года и первой после оперы Уильяма Болкома “Свадьба” в 2004 году. В последние годы руководства Лирик-оперой Уильяма Мэйсона с новыми постановками старались уже не экспериментировать. И вот в свой первый самостоятельно составленный сезон нынешний генеральный директор Энтони Фрейд отваживается на смелую акцию. Это – часть новой инициативы театра по привлечению в театр молодого зрителя. Будем надеяться, что инициатива себя оправдает!

Nota bene! Билеты на ”Бельканто” и другие спектакли сезона 2015-16 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Фотографии к статье:
Фото 1. Великолепная четверка: Эндрю Дэвис, Кевин Ньюбери, Джимми Лопес, Нило Круз. Фото – Тодд Розенберг
Фото 2. Энн Патчетт
Фото 3. Даниелла Де Низ. Фото Криса Данлопа
Фото 4. Джимми Лопес. Фото Сидни Эртала
Фото 5. Нило Круз

Комментариев нет: