Старейший театр Чикаго The Auditorium Theatre готов к новому сезону. Уникальное здание, построенное по проекту
архитекторов Данкмара Адлера и Луиса Генри Салливана, достойно отдельного рассказа.
Все началось в 1885 году. В Чикаго – городе без
оперного театра и каких бы то ни было оперных традиций - состоялся
международный оперный фестиваль с участием лучших солистов мира. Это событие вызвало в городе огромный ажиотаж. Тогда впервые устроители
фестиваля столкнулись с тем, что в городе не оказалось нормального театрального
здания. Один из
главных спонсоров, бизнесмен Фердинанд Пек задумал построить в городе постоянно
действующий оперный театр. За образец было взято здание Метрополитен-оперы в
Нью-Йорке, но величиной зрительного зала Пек захотел превзойти Нью-Йорк.
Затраты оказались огромными, и тогда Пеку пришла в голову еще одна грандиозная
мысль. Он решил построить в здании отель, рестораны, офисные помещения и
сдавать все это внаем, на время. (Позже подобная история случилась со зданием
Лирик-оперы.) Мистер Пек выпустил акции на два миллиона
долларов, облигации на девятьсот тысяч, привлек солидных инвесторов и объявил
тендер на строительство. Лучший проект предоставила архитектурная фирма Адлера
и Салливана.
Строительство началось 5 октября 1887 года. Первый камень в основание театра заложил тогдашний
президент США Гровер Кливленд. Пек рисковал: две трети отведенных под
строительство площадей еще не были выкуплены. Бизнесмен торопился поразить мир
невиданным проектом. Строительство велось днем и ночью, на площадке
круглосуточно работали двести человек. В 1888 году в частично построенном
здании состоялась Республиканская национальная конвенция, на которой Бенджамин
Харрисон был номинирован на пост президента. Наконец, 9 декабря 1889 года состоялось торжественное открытие театра. Выигравший в тот
год президентские выборы Харрисон был настолько впечатлен увиденным, что, по слухам, шепнул на ухо вице-президенту театра Леви Мортону: “Нью-Йорк сдается?”
Крупнейшее в США и самое высокое в
Чикаго здание театра стало настоящим чудом передовых технологий, воплощением лучших достижений архитектуры и
дизайна. Вот только несколько цифр. Театральный зал рассчитан на 4232
места, что на тысячу двести больше, чем нью-йоркская Метрополитен-опера.
(Мелочь, приятная каждому жителю Чикаго.) Здание было оборудовано непревзойденной акустикой, общим
кондиционированием, требовавшим пятнадцать тонн льда в день,
тремя тысячами пятистами лампочками накаливания (они стали применяться впервые в 1879 году), двадцатью шестью гидравлическими
подъемниками, которые могли легко поднимать и опускать блочные конструкции для сцены,
девяностопятифутовым чердаком над сценой
для хранения элементов декораций.
Огромное сооружение венчала семнадцатиэтажная башня. В здании
располагался не только прекрасный театральный
зал, но и роскошный отель на четыреста
номеров и сто тридцать шесть офисов. На двух
верхних этажах здания находился главный офис фирмы Адлера и Салливана. The
Auditorium Theatre стал первым крупным проектом этой знаменитой архитектурной
фирмы. После открытия театра фирма стала получать заказы со всех уголков США, а
впоследствии архитекторы прославились строительством первых небоскребов.
Открытие The Auditorium Theatre стало международной сенсацией. Наряду с первым в
мире небоскребом, построенном в 1885 году, и Чикагским университетом,
основанным в 1892 году, театр сыграл ключевую роль в выборе Чикаго в качестве места
проведения Всемирной (“Колумбовской”) выставки 1893 года. Основными
конкурентами Чикаго выступали Сент-Луис, Нью-Йорк и Вашингтон. Окончательное решение
принимал конгресс США. В качестве “козырной карты” городские власти
продемонстрировали макет The Auditorium Theatre, и Чикаго победил своих конкурентов. Прошедшая
Всемирная выставка помогла городу в кратчайшие сроки восстановиться после
разрушительного пожара 1871 года. В помещении The Auditorium Theatre
триумфально выступали Анна Павлова и Айседора Дункан, гастролировали многие
балетные и театральные труппы, театр стал первым домом для только что
образованного Чикагского симфонического оркестра и Chicago Grand Opera Company. В 1941 году театр закрылся, в
годы Второй мировой войны здание использовалось городскими властями в качестве
призывного пункта. С 1947 года The Auditorium Theatre является частью Roosevelt University. С 1960 года театр начал кампанию по сбору средств на
открытие театра. Она велась семь лет, и 31 октября 1967 года The Auditorium Theatre вновь
распахнул свои двери перед зрителями. В театре прошел балет “Сон в летнюю ночь”
в исполнении труппы Нью-Йоркского городского балета. В главных партиях блистали
солисты Эдвард Виллелла и Сюзанн Фаррелл.
Этот день в театре празднуют как второй день
рождения. Вначале в театре проходили концерты рок-групп, позже к ним присоединились
балетные труппы и симфонические оркестры. В театре гастролировали Большой
театр, Ковент-Гарден, Мариинский театр, Танцевальная компания Марты Грэм и
многие другие балетные труппы мира. Американский балетный театр впервые
выступил в Auditorium Theatre в 1969
году. В том же году в помещении театра впервые состоялись гастроли Американского театра танца Алвина Эйли.
С тех пор балетная труппа возвращается в Чикаго каждый год на протяжении сорока
восьми лет! В следующем году традиция будет продолжена. С 1968 года в помещении
театра выступает The Joffrey Ballet. С
1995 года эта труппа стала резидентом театра. Нью-Йоркский городской балет
впервые выступил в Auditorium Theatre в 1941 году. Hubbard Street Dance Chicago выступал на сцене театра множество раз в восьмидесятые-девяностые. В марте 2018 года запланировано его первое за двадцать
лет появление на сцене театра.
Исполнительный директор театра Таня
Кастроверде-Москаленко говорит: “Зрители Чикаго получили историческое место, в
котором возможно все: Национальная конвенция и масштабные театральные
представления, балетные спектакли и мюзиклы, симфонические и рок-концерты.
Стены нашего театра видели все, они хранят великую историю”.
В 1975 году здание The Auditorium Theatre было включено в список
Национальных исторических зданий США. По словам мэра Чикаго Рама Эмануэля,
театр представляет богатую традицию и уникальную архитектуру Чикаго: ”Благодаря
таким культурным учреждениям, как The Auditorium Theatre, Чикаго остается общенациональным лидером в
области искусства и культуры”.
В честь пятидесятилетия со дня второго открытия (Grand Re-opening) в The Auditorium Theatre
состоится грандиозный балетный гала-концерт с участием солистов лучших балетных
компаний мира: Американский театр
танца Алвина Эйли, Американский балетный театр (АБТ), Голландский
национальный балет, Hubbard Street Dance Chicago, The Joffrey Ballet, Балет Мариинского театра, MOMIX, Нью-Йоркский городской балет, Parsons Dance, The Suzanne Farrell Ballet, The Washington Ballet. В концерте мы встретимся с новым поколением танцоров – победителей
международных балетных конкурсов, включая призеров конкурса Youth America Grand Prix. В программе вечера: Па-де-де из балета Мариуса Петипа
“Дон Кихот” (Даниил Симкин и Мария Кочеткова, АБТ), “Les Bourgeois” Бена Ван Ковенберга на музыку Жака Бреля (Даниил
Симкин, АБТ), Па-де-де из балета Дж.Баланчина “Тарантелла” (Дэниэл Ульбрихт и
Меган Фейрчайлд, Нью-Йоркский городской балет), “Takademe” Роберта Бэттла (Соломон Думас, Alvin Ailey American Dance Theater), Па-де-де из балета Мариуса Петипа “Диана и Актеон”
(солист Вашингтонского балета Бруклин Мак и солист Национального балета Кубы
Вингсей Валдес), Па-де-де (солисты Joffrey Ballet, супруги Виктория Джаиани и
Темур Сулуашвили). Полная программа станет известна позже. Почетной гостьей
вечера будет Сюзанн Фаррелл (та самая солистка Нью-Йоркского
городского балета, которая танцевала на сцене театра 31 октября 1967 года).
Концерт состоится 12 ноября 2017 года.
Ближайшее событие - благотворительный концерт “Танец
в борьбе за Жизнь” (Dance for Life). Он пройдет в помещении театра 19 августа. Собранные
средства направляются в фонд помощи артистам, страдающими инфекционными
заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекциями и СПИДом.
Ежегодное мероприятие проводится под эгидой
чикагского Фонда борьбы со СПИДом (AIDS Foundation of Chicago) и The Dancers’ Fund. В концерте принимают участие ведущие
танцевальные компании Чикаго. Среди них: Giordano Dance Chicago, Hubbard Street Dance Chicago,
Joffrey Ballet. В программе концерта – выступления Chicago Human Rhythm
Project, Ensemble Español Spanish Dance Theater, Trinity Irish Dance Company,
Jessica Miller Tomlinson Choreography, Visceral Dance Chicago. В финале концерта состоится мировая премьера композиции хореографа Рэнди
Дункан.
Организация Dance for Life была создана в 1992
году для поддержки нуждающихся в лечении артистов. Подробности истории создания
и деятельности организации – на сайте http://danceforlifechicago.org/.
А теперь несколько слов о других событиях нового,
сто двадцать восьмого сезона The Auditorium Theatre. Конечно, главное внимание, как всегда, приковано
к главной международной балетной программе ”International Dance Series”. В сезоне 2017-18 годов мы увидим три всемирно
известные балетные компании.
23 и 24 сентября в Чикаго
впервые выступит труппа современного танца “Балетное искусство Шен Вея” (Shen Wei Dance Arts). В программе – буддистские ритуальные песнопения
“Складки” (“Folding”) на музыку Джона Тавенера и балет “Весна священная” на
музыку И.Стравинского. Оба балета поставлены Шен Веем - американским
дизайнером, хореографом и режиссером китайского происхождения. Он был одним из
постановщиков церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
Среди наиболее интересных событий нового сезона –
гастроли Балета Монте-Карло (Les Ballets de Monte-Carlo) с программой “La Belle” (3-4 марта 2018 года)
и Национального балета Кубы с балетом “Дон Кихот” (18-20 мая 2018 года).
7-11 марта 2018 года состоится
традиционное ежегодное выступление Американского театра танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater).
Серию “Сделано в Чикаго” (“Made in Chicago” Dance Series) открывает 6 октября единственное выступление
Испанского танцевального театра (Ensemble Español). В прошлом году состоялись триумфальные гастроли труппы
в Испании. На сцене театра запланированы выступления The Joffrey Ballet с балетами “Жизель” Лолы Де Авилы (18-29 октября),
“Щелкунчик” Кристофера Уилдона (1-30 декабря), “Современные мастера” (7-18
февраля 2018 года), “Сон в летнюю ночь” Александра Экмана (25 апреля – 6 мая
2018 года).
В предстоящем сезоне мы увидим
выступления танцевальных трупп Hubbard Street Dance Chicago (23-24 марта 2018 года) и Giordano Dance Chicago (9 июня 2018 года).
30 сентября в театре состоится
дебют замечательной американской оперной певицы Кэтлин Бэттл. В программе –
американские песни и спиричуэлс.
В новом сезоне зрители снова
услышат американскую версию оратории Г.Ф.Генделя “Мессия” - “Too Hot to Handel: The Jazz-Gospel Messiah” (13-14 января 2018 года).
Nota bene! Все концерты сезона 2017-18 годов пройдут в
помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Абонементы и билеты - по
телефону 312-341-2300, в кассе театра и на
сайте http://auditoriumtheatre.org. Там же вы найдете подробную информацию об истории театра и концертах
нового сезона.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО The
Auditorium Theatre
Фото 2. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1889 году
Фото 3. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1967 году
Фото 4. The
Auditorium Theatre сегодня
Фото 5. Сцена из балета “Весня
священная” труппы “Балетное искусство Шен Вея”. Фото – Брюс Р.Фили
Фото 6. Сцена из программы “La Belle”
Балета Монте-Карло. Фото – Алиса Блангеро
Фото 7. Сцена из балета “Дон Кихот” Национального балета
Кубы. Фото – Нэнси Рейс
Фото 8. Сцена из балета Alvin Ailey American Dance Theater. Фото – Эндрю Экклс
Фото 9. Сцена из спектакля Ensemble Español. Фото
– Джо Дэвис
Фото 10. Кэтлин Бэттл
Комментариев нет:
Отправить комментарий