19 октября, 3.00 pm. Впервые в Чикаго - сольный концерт корейского пианиста Юнчан Лима. В программе: “...Round and velvety-smooth blend...” Х.Ли, “Гольдберг-вариации” И.С.Баха.
Между пьесой современного корейского композитора Хануриджи Ли 2024 года и
опубликованным в 1741 году сочинением великого Иоганна Себастьяна - дистанция
длиной в 283 года! Ли - друг и постоянный соавтор Юнчана Лима. Занимается игрой
на фортепиано и скрипке с четырех лет. В десять увлекся творчеством Александра
Скрябина, что побудило его начать сочинять собственную музыку. В настоящее
время учится композиции в Корейском национальном университете искусств. Пьеса
“...Round...” - одно из последних сочинений Ли - написана специально для Лима.
Биографы Лима отмечают прежде всего, что он - самый молодой в истории
победитель Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна (2022 год).
Выступление восемнадцатилетнего пианиста в финале потрясло жюри и зрителей.
Помимо главного приза, Юнчан получил Приз зрительских симпатий и Приз за лучшее
исполнение нового произведения (“Fanfare Toccata” Стивена Хафа). Председателем
жюри конкурса в тот год была главный дирижер Музыкального фестиваля Равиния
Марин Олсоп. Она немедленно пригласила талантливого пианиста в Равинию, и летом
2023 года он дебютировал в концерте с Чикагским симфоническим оркестром (далее
- ЧСО). Лим солировал в Третьем фортепианном концерте С.Рахманинова. Марин
Олсоп говорит: “Юнчан Лим - редкий артист, который органично сочетает глубокую
музыкальность и потрясающую технику”. После победы на конкурсе карьера юного
пианиста стремительно пошла вверх. Дебюты с оркестрами в Лондоне, Мюнхене,
Берлине, Вене, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сеуле, Вашингтоне, выступления в
Карнеги-холл, на фестивалях в Вербье и Люцерне, в Вигмор-холле и
Консертгебау... - буквально за два сезона Лим стал одним из самых
востребованных пианистов своего времени. Лим подписал эксклюзивный контракт со
студией Decca Classics. Дебютный студийный альбом пианиста посвящен музыке
Ф.Шопена.
Лим родился в городе Сихын (Южная Корея). Первые фортепианные уроки получил
в семь лет. С тринадцати лет учился в Корейском национальном институте искусств
для одаренных детей. Там он встретился со своим педагогом, профессором Минсу
Соном. В настоящее время учится в New England Conservatory of Music в классе
Сона. Летом этого года они вместе выступили на фестивале в Вербье, исполнив
Сонату для двух фортепиано Й.Брамса и фрагменты музыки из оперы “Кавалер розы”
Р.Штрауса в аранжировке для двух фортепиано, сделанной все тем же Хануриджи Ли.
Следующий раз мы услышим Лима 18-20 декабря на концертах ЧСО под управлением Клауса Мякели. Лим солирует в Фортепианном концерте Р.Шумана.
23 и 25 октября, 7.30 pm; 24 октября, 1.30 pm. Музыканты ЧСО исполняют программу из произведений И.Стравинского: Фанфары для нового театра (первое исполнение ЧСО), Септет (сочинение 1953 года, первое исполнение ЧСО), Октет (сочинение 1923 года) и (совместно с Goodman Theatre) полуконцертное исполнение оперы “История солдата”. Дирижер - дебютирующий в Чикаго британский маэстро Стефан Эсбери. Режиссер - Стив Скотт. В концерте участвуют: Синди Голд (Чтец), Джордан Арредондо (Солдат), Джон Листер (Черт).
Программу откроют Фанфары для нового театра - Стравинский сочинил их в 1964
году в честь переезда труппы Джорджа Баланчина “Нью-Йорк Сити Балет” в
Линкольн-центр. Сорокасекундная пьеса стала последним сочинением композитора,
написанным им для балетной труппы. Позади была яркая, полная великолепных
взлетов, радостных открытий, невероятной славы и тяжелых испытаний жизнь. А в
финале программы прозвучит “История солдата” - “сказка о беглом солдате и
черте, читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях, для чтеца, двух артистов
(Солдат и Черт), мимической роли (Принцесса), кларнета, фагота, тромбона,
ударных, скрипки и контрабаса”. В основе произведения - русская народная сказка
из сборника Афанасьева, переложенная либреттистом Шарлем Рамю. В “Диалогах”
Стравинского читаем: “Сюжет я обнаружил в одной из сказок Афанасьева о солдате
и черте... Афанасьев собрал свои рассказы среди крестьян-рекрутов
русско-турецкой войны. Однако мой замысел состоял в том, чтобы отнести нашу
пьесу к любой эпохе, ко многим национальностям, а не к одной в отдельности...
Названия местности также были вымышлены, они должны были меняться в зависимости
от места, где давался спектакль. Я по-прежнему поощряю постановщиков в придании
спектаклю локального колорита...”. Стравинский сочинил “Историю солдата” в 1918
году, обозначив переход от балетной к театральной фазе своего творчества. Этот
переход композитору пришлось сделать не по своей воле. Как говорится, не было
бы счастья, да несчастье помогло. Спасаясь от большевиков, Стравинский приехал
в Швейцарию, где и воплотил свой замысел. Премьера “Истории солдата” состоялась
в Лозанне 28 сентября 1918 года. Стравинский рассчитывал ездить с
представлением и показать его по всей Швейцарии, однако вскоре после премьеры в
Европе вспыхнула эпидемия испанского гриппа. Композитор заболел, и гастроли
отменились. На репетициях “Истории солдата” Стравинский вновь встретился со
швейцарским дирижером Эрнестом Ансерме. Именно по рекомендации композитора в
1915 году Ансерме стал главным дирижером Русского балета Дягилева и
гастролировал с ним по многим странам мира. В будущем он часто оказывался
первым исполнителем произведений Стравинского.
Замечательна музыка Стравинского! Обыгрывание русских народных песен и
мелодий объединяется в “Истории...” с маршем, вальсом, танго, фокстротом,
регтаймом и джазом. Стравинский был под впечатлением новой необычной музыки. Он
писал: “Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и “История солдата”
отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, на которой я был
воспитан...”.
В Чикаго “История солдата” исполнялась на Музыкальном фестивале Равиния в 2009 году вместе с пьесой Курта Вайля и Бертольта Брехта “Зонгшпиль Махагони”. Мы увидели настоящий драматический спектакль, в котором “солировал” камерный ансамбль ЧСО под управлением тогдашнего музыкального руководителя фестиваля Джеймса Конлона. В 2017 году “История солдата” была исполнена на VII Международном фестивале камерной музыки в Норсбруке. Скрипичную партию исполнил художественный руководитель фестиваля Вадим Глузман, среди участников камерного ансамбля были музыканты ЧСО. Последний раз опера Стравинского звучала в ноябре 2020 года, во время пандемии, в одном из эпизодов “CSO Sessions”. Уверен, новое исполнение “Истории солдата” будет столь же захватывающим, как и два предыдущих.
24 октября, 8.00 pm. Вечер лауреата премии “Грэмми”, американского мандолиниста, певца и композитора Криса Тайла. В программе: сонаты и партиты И.С.Баха, классические и народные мелодии.
26 октября,7.00 pm. Концерт джазового пианиста и композитора Херби Хэнкока. В вечере примут участие Теренс Бланчард (труба), Джеймс Генус (контрабас), Лайонел Луке (гитара), Джейлен Петино (ударные).
Херби Хэнкок родился в Чикаго. С детства интересовался музыкой. Первые уроки игры на фортепиано получил в семь лет, в одиннадцать уже играл с ЧСО Пятый фортепианный концерт В.А.Моцарта. Карьере академического пианиста Хэнкок предпочел вольные ритмы джаза и ритм-энд-блюза. За более чем шестьдесят лет творческой деятельности Хэнкок был удостоен четырнадцати премий “Грэмми”. В 2017 году музыкант дебютировал в качестве актера, сыграв в фантастическом боевике Люка Бессона “Валериан и город тысячи планет” (“Valerian and the City of Planets”). В свои восемьдесят пять лет он продолжает активно выступать с концертами. В Симфоническом центре Хэнкок выступит в пятнадцатый раз!
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Юнчан Лим. Фото - Джеймс Хоул
Фото 2. Игорь Стравинский. Фото - www.wikipedia.org/
Фото 3. Херби Хэнкок. Фото - Дуглас Киркланд



Комментариев нет:
Отправить комментарий