11 окт. 2025 г.

Клаус Мякеля снова с ЧСО. Симфонический центр, 16-18 октября 2025 года


16-18 октября, 7.30 pm
. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) возвращается будущий (он возглавит оркестр с сезона 2027-28 годов, пока он - Director Designate) одиннадцатый музыкальный руководитель Клаус Мякеля. В программе: симфоническая поэма “Гарольд в Италии” (солист - французский альтист Антуан Тамести) и Фантастическая симфония Г.Берлиоза.

Между зимой и летом двадцатидевятилетний (17 января 2026 года ему исполнится тридцать) маэстро из Финляндии Клаус Мякеля выбирает зиму, между кофе и чаем - кофе. Как он поддерживает себя в форме? Пьет двойной эспрессо! Его музыка на будильнике - начальные такты Пятой симфонии Сибелиуса. Ребенком вы бы встретили Клауса под роялем. Он заползал туда слушать музыку. Музыка была в доме всегда. Мать - пианистка, отец - виолончелист. Родители часто играли Сонату Шостаковича для виолончели и фортепиано. Когда семилетний Клаус пел в “Кармен”, он, не отрываясь, смотрел на одного человека - на дирижера: “Я хотел делать то, что делал дирижер, несмотря на то, что в то время я понятия не имел о его обязанностях”. (Здесь и далее - фрагменты интервью Клауса Мякели изданиям bozar.be и thespidyeditor.com.) Дирижирование оркестром постепенно взяло верх над виолончелью, и Клаус стал учеником легендарного Йормы Панулы в Академии Сибелиуса (Хельсинки). Мэтр дирижирования воспитал огромное количество учеников, среди которых - Эса-Пекка Салонен и Осмо Вянскя.


Клаус Мякеля обожает работать с современными композиторами и наслаждается, когда они находятся в зале во время репетиций. На концертах он ожидает любопытную аудиторию, которая воспринимает, по его словам, “хардкорную современную музыку”. “Мы как-то объединили Вторую симфонию Томаса Ларшера с Десятой Малера, которая всегда напоминает мне об апокалиптических видениях в стиле Иеронима Босха. Так мы объединили рай и ад... с австрийской точки зрения”.

“Эффективно и результативно”, - так музыканты описывают трудовую этику Мякеля. Он выслушивает идеи музыкантов и хочет, чтобы все слышали друг друга. Как-то во время репетиции с Консертгебау он жестами показал, что виолончели должны открыть уши для валторн. По словам Мякеля, роль дирижера заключается не только в том, чтобы указывать ритм, но чтобы “создавать иллюзию свободы для музыканта - что-то духовное, магическое”.

Перелеты, репетиции, концерты... - кто-то сказал, что жизнь дирижера похожа на “войну на истощение”. Но Мякеля смотрит на все позитивно. Редкие свободные минуты в его расписании заполнены фотографией. Он предпочитает смотреть на мир с фотоаппаратом Leica M11 в руке. От Чикаго до Осло - через черно-белый фильтр (маэстро предпочитает черно-белые фотографии). Для него каждый город имеет свой характер и образ жизни. Он шутит, что Амстердам особенно приятен и “по нему можно ездить на велосипеде, если не боишься умереть”.


Мякеля говорит: “Мои фотографии - своего рода дневник. Я постоянно путешествую, и моя камера - хороший спутник. Я испытываю огромное восхищение перед настоящими фотографами и совсем не могу с ними сравниться, но фотографирование делает меня невероятно счастливым. Это мой способ запечатлеть воспоминания”.

На вопрос о подготовке к выступлениям Мякеля отвечает так: “Я твердо верю в контекст. У всего есть свой контекст: у каждой ноты, движения, программы. И чем глубже человек понимает историю, стоящую за произведением, тем лучше... Я люблю живопись. Я был в Милане и видел, пожалуй, одну из величайших картин Караваджо. Каким-то образом в тот день я понял Концерт для оркестра Бартока, или мне показалось, что понял. Мне нужны импульсы. Я всегда их ищу. Моя работа - создать раму для картины. Найти связи, линии, звучание...”

А вот вопрос о том, что ждет Клауса Мякелю: “Когда вы станете восьмым главным дирижером Консертгебау, вы сможете приезжать в Амстердам много раз. То же самое касается Чикаго. У вас большая ответственность перед оркестрами на двух континентах. Вы ждете этого с нетерпением? - Да, очень. Думаю, это замечательно для меня, но надеюсь, что оркестры тоже выиграют. Они совершенно разные, сравнивать нет смысла. Совершенно разные общества, акустика, совершенно разная история, но одинаковая любовь к музыке.”

Последний раз Клаус Мякеля дирижировал ЧСО в апреле. В программе была Третья симфония Г.Малера. Я побывал не только на концерте, но и на репетиции маэстро. Об этой встрече я подробно рассказал в прошлых выпусках Музыкального обозрения. Пока мы не виделись, маэстро успел многое: 30 мая дебютировал с Берлинским филармоническим оркестром, летом в качестве виолончелиста и дирижера выступил на фестивале в Вербье, в качестве дирижера - на фестивале в Зальцбурге. С Парижским оркестром (он руководит им с сентября 2021 года, контракт заканчивается летом 2027 года) маэстро гастролировал в Южной Корее, Японии и Тайване; с оркестром Консертгебау (он возглавит его одновременно с ЧСО, с сентября 2027 года) - в Зальцбурге, Кельне, Берлине, Вене, на музыкальных фестивалях BBC Proms в Лондоне и Люцерне. В конце августа пришла новость из Осло - следующий сезон станет для маэстро последним в качестве главного дирижера Симфонического оркестра Осло. Его контракт закончится в мае 2026 года. Руководители оркестра предложили Мякеле пост главного дирижера в мае 2018 года, когда ему было двадцать два года, он стал руководить оркестром в сентябре 2020 года, в двадцать четыре года.

Следующий раз мы встретимся с Клаусом Мякелей 18-20 декабря. В программе ЧСО под его управлением: пьеса “subito con forza” (все слова с маленькой буквы) немецкого композитора корейского происхождения Ынсука Чина, Фортепианный концерт Р.Шумана (солист - самый молодой победитель Международного фортепианного конкурса имени Клиберна, корейский пианист Юнчан Лим, мы услышим его в сольном концерте 19 октября), концертная увертюра “Con brio” немецкого композитора Йорга Видмана, Седьмая симфония Л.ван Бетховена.

Клаус Мякеля будет дирижировать ЧСО в феврале и марте 2026 года. Всего в этом сезоне маэстро проведет с оркестром четырнадцать недель: десять - концерты в Чикаго, четыре - в туре по городам США, в числе которых - Анн-Арбор, Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон. Запланировано первое совместное появление ЧСО и Клауса Мякели в Карнеги-холл. Летом 2026 года состоится его дебют на Музыкальном фестивале Равиния. Он дирижирует ЧСО в двух программах.

За полтора часа до начала концертов 16-18 октября состоятся тридцатиминутные беседы альтиста ЧСО Макса Рэйми об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Клаус Мякеля дирижирует ЧСО (Чикаго, 24 апреля 2025 года). Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Клаус Мякеля. После концерта (Чикаго, 24 апреля 2025 года). Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет: