16-18 октября, 7.30 pm. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) возвращается будущий (он возглавит оркестр с сезона 2027-28 годов, пока он - Director Designate) одиннадцатый музыкальный руководитель Клаус Мякеля. В программе: симфоническая поэма “Гарольд в Италии” (солист - французский альтист Антуан Тамести) и Фантастическая симфония Г.Берлиоза.
Между зимой и летом двадцатидевятилетний (17 января 2026 года ему
исполнится тридцать) маэстро из Финляндии Клаус Мякеля выбирает зиму, между
кофе и чаем - кофе. Как он поддерживает себя в форме? Пьет двойной эспрессо! Его
музыка на будильнике - начальные такты Пятой симфонии Сибелиуса. Ребенком вы бы
встретили Клауса под роялем. Он заползал туда слушать музыку. Музыка была в
доме всегда. Мать - пианистка, отец - виолончелист. Родители часто играли
Сонату Шостаковича для виолончели и фортепиано. Когда семилетний Клаус пел в
“Кармен”, он, не отрываясь, смотрел на одного человека - на дирижера: “Я хотел
делать то, что делал дирижер, несмотря на то, что в то время я понятия не имел
о его обязанностях”. (Здесь и далее - фрагменты интервью Клауса Мякели изданиям
bozar.be и thespidyeditor.com.) Дирижирование оркестром постепенно взяло верх над
виолончелью, и Клаус стал учеником легендарного Йормы Панулы в Академии
Сибелиуса (Хельсинки). Мэтр дирижирования воспитал огромное количество
учеников, среди которых - Эса-Пекка Салонен и Осмо Вянскя.
Клаус Мякеля обожает работать с современными композиторами и наслаждается, когда они находятся в зале во время репетиций. На концертах он ожидает любопытную аудиторию, которая воспринимает, по его словам, “хардкорную современную музыку”. “Мы как-то объединили Вторую симфонию Томаса Ларшера с Десятой Малера, которая всегда напоминает мне об апокалиптических видениях в стиле Иеронима Босха. Так мы объединили рай и ад... с австрийской точки зрения”.
“Эффективно и результативно”, - так музыканты описывают трудовую этику
Мякеля. Он выслушивает идеи музыкантов и хочет, чтобы все слышали друг друга.
Как-то во время репетиции с Консертгебау он жестами показал, что виолончели
должны открыть уши для валторн. По словам Мякеля, роль дирижера заключается не
только в том, чтобы указывать ритм, но чтобы “создавать иллюзию свободы для
музыканта - что-то духовное, магическое”.
Перелеты, репетиции, концерты... - кто-то сказал, что жизнь дирижера похожа
на “войну на истощение”. Но Мякеля смотрит на все позитивно. Редкие свободные
минуты в его расписании заполнены фотографией. Он предпочитает смотреть на мир
с фотоаппаратом Leica M11 в руке. От Чикаго до Осло - через черно-белый фильтр
(маэстро предпочитает черно-белые фотографии). Для него каждый город имеет свой
характер и образ жизни. Он шутит, что Амстердам особенно приятен и “по нему
можно ездить на велосипеде, если не боишься умереть”.
Мякеля говорит: “Мои фотографии - своего рода дневник. Я постоянно путешествую, и моя камера - хороший спутник. Я испытываю огромное восхищение перед настоящими фотографами и совсем не могу с ними сравниться, но фотографирование делает меня невероятно счастливым. Это мой способ запечатлеть воспоминания”.
На вопрос о подготовке к выступлениям Мякеля отвечает так: “Я твердо верю в
контекст. У всего есть свой контекст: у каждой ноты, движения, программы. И чем
глубже человек понимает историю, стоящую за произведением, тем лучше... Я люблю
живопись. Я был в Милане и видел, пожалуй, одну из величайших картин Караваджо.
Каким-то образом в тот день я понял Концерт для оркестра Бартока, или мне
показалось, что понял. Мне нужны импульсы. Я всегда их ищу. Моя работа -
создать раму для картины. Найти связи, линии, звучание...”
А вот вопрос о том, что ждет Клауса Мякелю: “Когда вы станете восьмым
главным дирижером Консертгебау, вы сможете приезжать в Амстердам много раз. То
же самое касается Чикаго. У вас большая ответственность перед оркестрами на
двух континентах. Вы ждете этого с нетерпением?” - “Да, очень. Думаю, это замечательно для меня, но надеюсь,
что оркестры тоже выиграют. Они совершенно разные, сравнивать нет смысла.
Совершенно разные общества, акустика, совершенно разная история, но одинаковая
любовь к музыке.”
Последний раз Клаус Мякеля дирижировал ЧСО в апреле. В программе была
Третья симфония Г.Малера. Я побывал не только на концерте, но и на репетиции
маэстро. Об этой встрече я подробно рассказал в прошлых выпусках Музыкального
обозрения. Пока мы не виделись, маэстро успел многое: 30 мая дебютировал с
Берлинским филармоническим оркестром, летом в качестве виолончелиста и дирижера
выступил на фестивале в Вербье, в качестве дирижера - на фестивале в
Зальцбурге. С Парижским оркестром (он руководит им с сентября 2021 года,
контракт заканчивается летом 2027 года) маэстро гастролировал в Южной Корее,
Японии и Тайване; с оркестром Консертгебау (он возглавит его одновременно с
ЧСО, с сентября 2027 года) - в Зальцбурге, Кельне, Берлине, Вене, на
музыкальных фестивалях BBC Proms в Лондоне и Люцерне. В конце августа пришла
новость из Осло - следующий сезон станет для маэстро последним в качестве
главного дирижера Симфонического оркестра Осло. Его контракт закончится в мае
2026 года. Руководители оркестра предложили Мякеле пост главного дирижера в мае
2018 года, когда ему было двадцать два года, он стал руководить оркестром в
сентябре 2020 года, в двадцать четыре года.
Следующий раз мы встретимся с Клаусом Мякелей 18-20 декабря. В программе
ЧСО под его управлением: пьеса “subito con forza” (все слова с маленькой буквы)
немецкого композитора корейского происхождения Ынсука Чина, Фортепианный
концерт Р.Шумана (солист - самый молодой победитель Международного
фортепианного конкурса имени Клиберна, корейский пианист Юнчан Лим, мы услышим
его в сольном концерте 19 октября), концертная увертюра “Con brio” немецкого
композитора Йорга Видмана, Седьмая симфония Л.ван Бетховена.
Клаус Мякеля будет дирижировать ЧСО в феврале и марте 2026 года. Всего в
этом сезоне маэстро проведет с оркестром четырнадцать недель: десять - концерты
в Чикаго, четыре - в туре по городам США, в числе которых - Анн-Арбор,
Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон. Запланировано первое совместное появление ЧСО и Клауса
Мякели в Карнеги-холл. Летом 2026 года состоится его дебют на Музыкальном
фестивале Равиния. Он дирижирует ЧСО в двух программах.
За полтора часа до начала концертов 16-18 октября состоятся тридцатиминутные беседы альтиста ЧСО Макса Рэйми об исполняемых произведениях.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Клаус Мякеля дирижирует ЧСО (Чикаго, 24 апреля 2025 года).
Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Клаус Мякеля. После концерта (Чикаго, 24 апреля 2025 года). Фото
- Тодд Розенберг


Комментариев нет:
Отправить комментарий