5 окт. 2012 г.

“Хор Сретенского монастыря - уникальное явление в русской культуре”


Беседа с регентом хора Никоном Степановичем Жилой

“Уникальный”, “неповторимый”, “непревзойденный” – как только не называют знаменитый на весь мир Мужской хор Московского Сретенского монастыря. Удивительная слаженность коллектива, его великолепный звук неизменно вызывают восторг слушателей во всех странах. В 2007 году состоялось мировое турне хора, посвященное подписанию акта о каноническом общении Русской и Зарубежной православных церквей. В ходе турне хор впервые выступил в США и Канаде. С 6 по 23 октября 2012 года проходит второе турне хора по городам США. Праздничные богослужения и торжественные концерты запланированы в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сиэттле. Перед началом нового американского тура мне удалось побеседовать с регентом хора Никоном Степановичем Жилой. Наш разговор начался с его рассказа о программе предстоящих концертов.

-        Мы исполним несколько русских духовных песнопений Гречанинова, Рахманинова и одно греческое песнопение “Хвалите имя Господне” – распев Афонского монастыря Симонопетра. Этот распев основан на древней Византийской системе ладов. Песнопение стилизовано под древние распевы и исполняется на греческом языке. Для концертов в Америке мы собрали интереснейшую программу из старинных русских народных песен и песен XX века. “Ах, ты, степь широка”, “Вдоль по Питерской...”, “Любо, братцы, любо”, “Не для меня” – любимые и знакомые многим песни. Наш репертуар – шедевры русской песенной музыки, песни о чести, героизме, истории России. С хором работают блестящие аранжировщики Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Дмитрий Лазарев, Роман Масленников. Все они - наши друзья и коллеги, которые пели и сейчас поют у нас в хоре. Они делают замечательные хоровые обработки песен, романсов, написанных для голоса в инструментальном сопровождении, музыкальные переложения. Аранжировки некоторых произведений сделаны специально для хора Сретенского монастыря. Вся программа исполняется a cappella. С нами приезжают замечательные солисты: заслуженный артист России Дмитрий Белосельский и лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев. Дмитрий Белосельский одно время пел в хоре монастыря, сейчас он выступает на лучших мировых концертных площадках. Мы рады, что в своем очень насыщенном графике гастролей он нашел время и снова присоединился к хору.

-        Программа концертов одинакова для всех городов?

-        Для всех, кроме Вашингтона. В Вашингтоне у нас будут два выступления: концерты духовной и светской музыки.

“Хор – тоже в каком-то смысле послушание”

 

-        Никон Степанович, у вас большой личный опыт в хоровом пении. Я знаю, что в детстве вы пели в хоре Троице-Сергиевой лавры...

-        Мой отец, священник, преподавал в Московской Духовной семинарии. А мама пела в хоре Троице-Сергиевой Лавры, куда с раннего детства я имел возможность приходить и слушать церковный хор, а позднее учиться церковному пению.

-        Но при этом вы закончили вполне светский факультет хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Предполагали ли вы, что ваша жизнь будет связана с церковным хором или готовились к обычной карьере хормейстера?

-        С детства я хотел быть причастным к церковному хоровому пению, но, конечно, не знал, в какой степени оно проявится в моей жизни. В хор Сретенского монастыря я попал благодаря моим друзьям, которые были знакомы с регентом хора игуменом Амвросием Ермаковым. Сейчас владыка Амвросий - епископ Русской православной церкви, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Мои друзья пели в хоре у отца Амвросия. Я с удовольствием принял приглашение присоединиться к ним и ни разу не пожалел об этом. Хор Сретенского монастыря – уникальное явление в русской культуре. В церковном хоре собраны молодые талантливые музыканты, выпускники музыкальных вузов.

-        Я – бесконечно далекий от религии человек. В моем понятии монастырь – это место, где живут монахи, живут по особым законам, подчиняются жестким правилам. Что в этом отношении представляет собой Сретенский монастырь?

-        На этот вопрос лучше меня ответили бы монахи. Безусловно, монастырь – это, прежде всего богослужения, молитвы и послушания. Это то, ради чего живут и трудятся монахи. А хор – это тоже в каком-то смысле послушание.

-        Кто поет в хоре? Только монахи?

-        Раньше хор Сретенского монастыря составляли монахи. Сейчас в нем поют, в основном, профессиональные музыканты, выпускники московских высших учебных заведений, студенты Сретенской духовной семинарии, выпускники Московских духовных школ. В субботу и воскресенье мы исполняем богослужения в монастыре, а также иногда особо торжественные Патриаршие богослужения в Храме Христа Спасителя и Успенском соборе Московского Кремля.

-        С 2005 года ваш хор сопровождает богослужения Патриарха. Означает ли это, что вы находитесь на особом положении у Русской православной церкви?

-        Я не могу сказать, что мы находимся на каком-то особом счету. Дело в том, что на Патриаршие богослужения приглашаются хоры разных монастырей и приходов, имеющие достаточное количество певцов и определенный опыт. У нас есть и певцы, и большой опыт. Может быть, поэтому нас приглашают чаще других.

-        В хоре могут быть только люди, исповедующие православие, или хор открыт для представителей других вероисповеданий и неверующих?

-        Богослужения – важнейшая часть духовной жизни монастыря. Они затрагивают внутреннюю составляющую человека. К богослужениям нельзя относиться поверхностно и нейтрально. Поэтому ребята, которые к нам приходят, - люди православные, крещеные и воцерковленные.

-        Как вы относитесь к самой сути православного хора? Если мы говорим о хоре православном, значит, мы делим музыку по религиозному признаку. Или все-таки музыка бывает хорошей или плохой независимо от религиозной составляющей?

-        В основе монастырского хора лежит религиозная составляющая. Любая религия имеет свое лицо и свои догматы. Соответственно, хор, относящийся к той или иной церкви, имеет свои внутренние черты. Я здесь не вижу никаких противоречий. Наш хор – особенный, монастырский.

-        Как происходят репетиции хора? Насколько я понимаю, семинаристы живут при монастыре. А светская часть хора?

-        На репетиции мы собираемся в аудиториях Сретенской духовной семинарии. Они бывают перед богослужениями, а также в отдельные дни. Обычные хоровые репетиции.
“Огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить!
-        Сколько веков насчитывает история православной музыки?

-        Русская православная музыка берет свое начало в византийской традиции.  Исторически сложилось так, что церковь разделилась на католическую и православную, и у каждой церкви сформировались только ей присущие черты. В католической церкви музыка звучит в сопровождении органа, в византийской православной традиции музыка звучит a cappella. В основе православной музыки - церковная музыка Византии

-        Как удалось на протяжении веков сохранить церковные песнопения?

-        На протяжении многих веков в России церковные песнопения собирались и хранились, главным образом, в монастырях. Древние образцы песнопений дошли до современного поколения благодаря развитию письменности в целом и музыкальной нотации в частности.   

-        Существует ли архив церковной музыки?

-        В России существуют многочисленные рукописи русских церковных песнопений разных веков. Они хранятся в библиотеках монастырей и церквей. В Москве, а также в крупных городах России есть достаточно много светских библиотек и архивов, в которых хранятся партитуры песнопений.

-        Исполняет ли хор современную церковную музыку?

-        В России пишется много новой духовной музыки. Есть очень интересные духовные сочинения, написанные в традициях церковного пения. Во время богослужений наш хор придерживается более традиционного репертуара. Для человека церковного, который молится в храме, привычнее традиционная духовная музыка. Новая музыка исполняется в концертных залах, например, иногда хор исполняет несколько частей цикла Георгия Свиридова “Песнопения и молитвы”. Светские программы подбираются очень тщательно, так как они несут в себе не только развлекательный, воспитательно-этический, но и немалый миссионерский потенциал. Каждое сочинение подбирается по принципу его воздействия на зрителя и слушателя с точки зрения духовности. Основа репертуара хора – классическая духовная музыка и русское песенное наследие.

-        Я знаю, вы очень много делаете для того, чтобы сохранить это песенное наследие.

-        Народные песни всегда широко исполнялись. Я могу назвать таких выдающихся хормейстеров, как Александр Свешников, его последователи Виктор Попов, Владимир Минин, Владислав Чернушенко. Это они в советские времена начинали заново открывать русскую духовную музыку - огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить! В наше время возрождение русской духовной музыкальной культуры происходит наиболее интенсивно. Сретенский хор тоже пытается продолжать эти важные для духовного становления человека традиции. Очень хочется, чтобы молодежь не забывала их.

-        Как на ваши выступления реагирует нерусскоязычный слушатель?

-        Нас везде встречают очень тепло и радушно. Иностранцам интересно прикоснуться к внутреннему миру русской души. Конечно, русская публика реагирует живее. Это связано со словом. Но музыка интернациональна по сути, и качество исполнения можно оценить независимо от языка.
 
“Приходите на концерт и сами все услышите!”

 -        Участвует ли хор в общественной жизни России?

-        Мы принимаем участие в концертах, стараемся ездить по городам России, хотим, чтобы люди имели возможность вспомнить мелодии русской народной и советской песни XX века. Мы совершенно далеки от политики. Политическая кухня закрыта для большинства людей, и всей правды мы никогда не узнаем. Мы стараемся честно делать свое дело для нашего общества. В этом мы как раз и видим свою общественную задачу.

-        Каково ваше мнение о деле Pussy Riot?

-        Конечно, ничего хорошего в этом нет! По моему мнению, этот инцидент не заслуживает такой огласки. Этот случай показывает, что наше общество духовно нездорово.

-        Успеваете ли вы следить за музыкальными событиями в России и мире? Кто из ваших коллег вам наиболее интересен?

-        Я всегда с интересом слежу за творчеством Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, хорового дирижера Владимира Минина и его потрясающего камерного Московского хора. Хочу отметить американского хорового дирижера Роберта Шоу, который сделал потрясающую запись Всенощного бдения Сергея Рахманинова и другие замечательные записи.

-        Вам никогда не хотелось похулиганить, уйти от традиционного жанра, исполнить что-то в совершенно неожиданном стиле?

-        Приходите на концерт и сами все услышите!

-        Неужели? По нашей беседе я понял, что программа предстоит серьезная...

-        Мы составили наши выступления так, чтобы в них нашлось место разной музыке. Русская хоровая музыка очень разнообразна. Есть место и серьезным, и шутливым сочинениям. Мы надеемся, что выступления Сретенского хора оставят след в душе каждого слушателя и будут тепло приняты гостеприимной аудиторией.

Nota bene. Единственный концерт Мужского хора Московского Сретенского монастыря в Чикаго состоится 11 октября в Симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Билеты можно зарезервировать на сайтах http://www.cso.org/ и http://www.camimusic.com/. Подробную информацию об истории и сегодняшнем дне хора Сретенского монастыря вы найдете на сайте http://bestchoir.ru/info/.

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет: