Беседа с регентом хора Никоном Степановичем Жилой
“Уникальный”, “неповторимый”, “непревзойденный” –
как только не называют знаменитый на весь мир Мужской хор Московского
Сретенского монастыря. Удивительная слаженность коллектива, его великолепный
звук неизменно вызывают восторг слушателей во всех странах. В 2007 году
состоялось мировое турне хора, посвященное подписанию акта о каноническом
общении Русской и Зарубежной православных церквей. В ходе турне хор впервые
выступил в США и Канаде. С 6 по 23 октября 2012 года проходит второе турне хора
по городам США. Праздничные богослужения и торжественные концерты запланированы
в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско,
Сиэттле. Перед началом нового американского тура мне удалось побеседовать с
регентом хора Никоном Степановичем Жилой. Наш разговор начался с его рассказа о
программе предстоящих концертов.
-
Мы исполним несколько русских духовных песнопений
Гречанинова, Рахманинова и одно греческое песнопение “Хвалите имя Господне” –
распев Афонского монастыря Симонопетра. Этот распев основан на древней
Византийской системе ладов. Песнопение стилизовано под древние распевы и
исполняется на греческом языке. Для концертов в Америке мы собрали
интереснейшую программу из старинных русских народных песен и песен XX века.
“Ах, ты, степь широка”, “Вдоль по Питерской...”, “Любо, братцы, любо”, “Не для
меня” – любимые и знакомые многим песни. Наш репертуар – шедевры русской песенной
музыки, песни о чести, героизме, истории России. С хором работают блестящие
аранжировщики Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Дмитрий
Лазарев, Роман Масленников. Все они - наши друзья и коллеги, которые пели и
сейчас поют у нас в хоре. Они делают замечательные хоровые обработки песен,
романсов, написанных для голоса в инструментальном сопровождении, музыкальные
переложения. Аранжировки некоторых произведений сделаны специально для хора
Сретенского монастыря. Вся программа исполняется a cappella. С
нами приезжают замечательные солисты: заслуженный артист России Дмитрий Белосельский
и лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев. Дмитрий Белосельский одно
время пел в хоре монастыря, сейчас он выступает на лучших мировых концертных
площадках. Мы рады, что в своем очень насыщенном графике гастролей он нашел
время и снова присоединился к хору.
-
Программа концертов одинакова для всех городов?
-
Для всех, кроме Вашингтона. В Вашингтоне у нас
будут два выступления: концерты духовной и светской музыки.
“Хор –
тоже в каком-то смысле послушание”
-
Никон Степанович, у вас большой личный опыт в
хоровом пении. Я знаю, что в детстве вы пели в хоре Троице-Сергиевой лавры...
-
Мой отец, священник, преподавал в Московской
Духовной семинарии. А мама пела в хоре Троице-Сергиевой Лавры, куда с раннего
детства я имел возможность приходить и слушать церковный хор, а позднее учиться
церковному пению.
-
Но при этом вы закончили вполне светский факультет
хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Предполагали
ли вы, что ваша жизнь будет связана с церковным хором или готовились к обычной
карьере хормейстера?
-
С детства я хотел быть причастным к церковному
хоровому пению, но, конечно, не знал, в какой степени оно проявится в моей
жизни. В хор Сретенского монастыря я попал благодаря моим друзьям, которые были
знакомы с регентом хора игуменом Амвросием Ермаковым. Сейчас владыка Амвросий -
епископ Русской православной церкви, ректор Санкт-Петербургской духовной
академии и семинарии. Мои друзья пели в хоре у отца Амвросия. Я с удовольствием
принял приглашение присоединиться к ним и ни разу не пожалел об этом. Хор
Сретенского монастыря – уникальное явление в русской культуре. В церковном хоре
собраны молодые талантливые музыканты, выпускники музыкальных вузов.
-
Я – бесконечно далекий от религии человек. В моем
понятии монастырь – это место, где живут монахи, живут по особым законам,
подчиняются жестким правилам. Что в этом отношении представляет собой
Сретенский монастырь?
-
На этот вопрос лучше меня ответили бы монахи.
Безусловно, монастырь – это, прежде всего богослужения, молитвы и послушания.
Это то, ради чего живут и трудятся монахи. А хор – это тоже в каком-то смысле
послушание.
-
Кто поет в хоре? Только монахи?
-
Раньше хор Сретенского монастыря составляли
монахи. Сейчас в нем поют, в основном, профессиональные музыканты, выпускники
московских высших учебных заведений, студенты Сретенской духовной семинарии,
выпускники Московских духовных школ. В субботу и воскресенье мы исполняем
богослужения в монастыре, а также иногда особо торжественные Патриаршие
богослужения в Храме Христа Спасителя и Успенском соборе Московского Кремля.
-
С 2005 года ваш хор сопровождает богослужения
Патриарха. Означает ли это, что вы находитесь на особом положении у Русской православной
церкви?
-
Я не могу сказать, что мы находимся на каком-то
особом счету. Дело в том, что на Патриаршие богослужения приглашаются хоры
разных монастырей и приходов, имеющие достаточное количество певцов и
определенный опыт. У нас есть и певцы, и большой опыт. Может быть, поэтому нас
приглашают чаще других.
-
В хоре могут быть только люди, исповедующие
православие, или хор открыт для представителей других вероисповеданий и
неверующих?
-
Богослужения – важнейшая часть духовной жизни
монастыря. Они затрагивают внутреннюю составляющую человека. К богослужениям
нельзя относиться поверхностно и нейтрально. Поэтому ребята, которые к нам
приходят, - люди православные, крещеные и воцерковленные.
-
Как вы относитесь к самой сути православного хора?
Если мы говорим о хоре православном, значит, мы делим музыку по религиозному
признаку. Или все-таки музыка бывает хорошей или плохой независимо от
религиозной составляющей?
-
В основе монастырского хора лежит религиозная
составляющая. Любая религия имеет свое лицо и свои догматы. Соответственно,
хор, относящийся к той или иной церкви, имеет свои внутренние черты. Я здесь не
вижу никаких противоречий. Наш хор – особенный, монастырский.
-
Как происходят репетиции хора? Насколько я
понимаю, семинаристы живут при монастыре. А светская часть хора?
-
На репетиции мы собираемся в аудиториях Сретенской
духовной семинарии. Они бывают перед богослужениями, а также в отдельные дни.
Обычные хоровые репетиции.
“Огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить!
-
Сколько веков насчитывает история православной
музыки?
-
Русская православная музыка берет свое начало в
византийской традиции. Исторически
сложилось так, что церковь разделилась на католическую и православную, и у
каждой церкви сформировались только ей присущие черты. В католической церкви
музыка звучит в сопровождении органа, в византийской православной традиции
музыка звучит a cappella. В основе православной музыки - церковная музыка Византии
-
Как удалось на протяжении веков сохранить
церковные песнопения?
-
На протяжении многих веков в России церковные
песнопения собирались и хранились, главным образом, в монастырях. Древние
образцы песнопений дошли до современного поколения благодаря развитию
письменности в целом и музыкальной нотации в частности.
-
Существует ли архив церковной музыки?
-
В России существуют многочисленные рукописи
русских церковных песнопений разных веков. Они хранятся в библиотеках
монастырей и церквей. В Москве, а также в крупных городах России есть
достаточно много светских библиотек и архивов, в которых хранятся партитуры
песнопений.
-
Исполняет ли хор современную церковную музыку?
-
В России пишется много новой духовной музыки. Есть
очень интересные духовные сочинения, написанные в традициях церковного пения.
Во время богослужений наш хор придерживается более традиционного репертуара.
Для человека церковного, который молится в храме, привычнее традиционная
духовная музыка. Новая музыка исполняется в концертных залах, например, иногда
хор исполняет несколько частей цикла Георгия Свиридова “Песнопения и молитвы”.
Светские программы подбираются очень тщательно, так как они несут в себе не
только развлекательный, воспитательно-этический, но и немалый миссионерский
потенциал. Каждое сочинение подбирается по принципу его воздействия на зрителя
и слушателя с точки зрения духовности. Основа репертуара хора – классическая
духовная музыка и русское песенное наследие.
-
Я знаю, вы очень много делаете для того, чтобы
сохранить это песенное наследие.
-
Народные песни всегда широко исполнялись. Я могу
назвать таких выдающихся хормейстеров, как Александр Свешников, его
последователи Виктор Попов, Владимир Минин, Владислав Чернушенко. Это они в
советские времена начинали заново открывать русскую духовную музыку - огромный
пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить! В наше время
возрождение русской духовной музыкальной культуры происходит наиболее
интенсивно. Сретенский хор тоже пытается продолжать эти важные для духовного
становления человека традиции. Очень хочется, чтобы молодежь не забывала их.
-
Как на ваши выступления реагирует нерусскоязычный
слушатель?
-
Нас везде встречают очень тепло и радушно.
Иностранцам интересно прикоснуться к внутреннему миру русской души. Конечно,
русская публика реагирует живее. Это связано со словом. Но музыка
интернациональна по сути, и качество исполнения можно оценить независимо от
языка.
“Приходите
на концерт и сами все услышите!”
-
Участвует ли хор в общественной жизни России?
-
Мы принимаем участие в концертах, стараемся ездить
по городам России, хотим, чтобы люди имели возможность вспомнить мелодии
русской народной и советской песни XX века. Мы совершенно далеки от
политики. Политическая кухня закрыта для большинства людей, и всей правды мы
никогда не узнаем. Мы стараемся честно делать свое дело для нашего общества. В
этом мы как раз и видим свою общественную задачу.
-
Каково ваше мнение о деле Pussy Riot?
-
Конечно, ничего хорошего в этом нет! По моему
мнению, этот инцидент не заслуживает такой огласки. Этот случай показывает, что
наше общество духовно нездорово.
-
Успеваете ли вы следить за музыкальными событиями
в России и мире? Кто из ваших коллег вам наиболее интересен?
-
Я всегда с интересом слежу за творчеством
Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, хорового дирижера Владимира Минина и его
потрясающего камерного Московского хора. Хочу отметить американского хорового
дирижера Роберта Шоу, который сделал потрясающую запись Всенощного бдения
Сергея Рахманинова и другие замечательные записи.
-
Вам никогда не хотелось похулиганить, уйти от
традиционного жанра, исполнить что-то в совершенно неожиданном стиле?
-
Приходите на концерт и сами все услышите!
-
Неужели? По нашей беседе я понял, что программа
предстоит серьезная...
-
Мы составили наши выступления так, чтобы в них
нашлось место разной музыке. Русская хоровая музыка очень разнообразна. Есть
место и серьезным, и шутливым сочинениям. Мы надеемся, что выступления
Сретенского хора оставят след в душе каждого слушателя и будут тепло приняты
гостеприимной аудиторией.
Nota bene. Единственный концерт Мужского хора Московского Сретенского монастыря в Чикаго состоится 11 октября в Симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Билеты можно зарезервировать на сайтах http://www.cso.org/ и http://www.camimusic.com/. Подробную информацию об истории и сегодняшнем дне хора Сретенского монастыря вы найдете на сайте http://bestchoir.ru/info/.
Комментариев нет:
Отправить комментарий