24 февр. 2016 г.

Чикагский симфонический центр представляет... Концерты 24 февраля - 1 марта 2016 года


24 февраля, 6.30 pm; 25 и 27 февраля, 8.00 pm; 26 февраля, 1.30 pm; 1 марта, 7.30 pm. Парад дирижеров продолжается. После Геннадия Рождественского и Манфреда Хонека за дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) встает главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и композитор-резидент Нью-Йоркского филармонического оркестра, маэстро из Финляндии Эса-Пекка Салонен.
В программе: музыка к пьесе “Король Стефан” Л.ван Бетховена, Третья симфония В.Лютославского, пьеса самого Салонена “Инородные тела” и Первый виолончельный концерт Д.Шостаковича (солист - Йо Йо Ма).
На концерте 24 февраля Первый виолончельный концерт Д.Шостаковича исполняться не будет. Это - концерт серии “Afterwork Masterworks”. Он проходит без антракта. Перед концертом всем желающим бесплатно предлагается бокал вина, после концерта на втором этаже Симфонического центра состоится встреча с дирижером (Grainger Ballroom).
Третья симфония была написана польским композитором Витольдом Лютославским по заказу ЧСО. Мировая премьера сочинения состоялась в Чикаго в 1983 году. Оркестром дирижировал тогдашний музыкальный руководитель сэр Георг Шолти.
Пьеса Салонена “Инородные тела” исполняется ЧСО впервые в честь присуждения композитору “2014 Nemmers Composition Prize”. Мировая премьера сочинения состоялась в 2001 году на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне.


Эса-Пекка Салонен - личность во всех отношениях примечательная. Его первой специальностью была валторна, а первой любовью было и остается сочинение музыки.
В мае прошлого года в Симфоническом центре состоялся фестиваль французской музыки “Меланхолия и страсти”, идейным вдохновителем и составителем программы которого был Салонен. Тогда он вспоминал, что заинтересовался французской музыкой еще в школе: “Я доводил моих одноклассников до бешенства, приходя на школьные вечеринки с дисками Пьера Булеза. Когда все хотели слушать Дайану Росс или что-либо подобное, я говорил: “Нет, давайте лучше послушаем четвертый акт “Пеллеаса и Мелизанды” Дебюсси”. Однажды после школы он включил радио и услышал “Турангалилу-симфонию” О.Мессиана. ”Музыка ударила меня, как молоток. Я подумал, что если Мелодия может звучать ТАК, то я хочу быть композитором”.
Салонен закончил Академию музыки имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Его дирижерский дебют состоялся в 1979 году с симфоническим оркестром Финского радио, а мир впервые услышал это финское имя в 1983 году в Лондоне, когда оркестр под управлением Салонена триумфально исполнил Третью симфонию Густава Малера. Американский дебют Салонена-дирижера состоялся в Лос-Анджелесе в ноябре 1984 года. На следующий день после того памятного концерта генеральный менеджер оркестра Лос-Анджелесской филармонии Эрнест Флейшман предложил Салонену возглавить коллектив. Тогда молодой дирижер отказался, сказав, что у него пока не сформирован репертуар: “Я пытался решить, что я хочу делать в будущем”. В том году вместе с музыкантом Юккой-Пеккой Сарасте Салонен основал камерный оркестр “Avanti!” С 1985 до 1995 года Салонен был главным дирижером симфонического оркестра Шведского радио. В эти годы он много и охотно выступал по всему миру в качестве приглашенного дирижера, не забывая при этом Лос-Анджелес. Флейшман терпеливо ждал шесть лет, а потом вторично предложил Салонену возглавить оркестр филармонии. Дирижер согласился, и с 1992 года начался самый важный период творческой биографии Салонена. Поразительно, но факт: в первые два года работы Салонена на посту главного дирижера оркестра Лос-Анджелесской филармонии более шестидесяти процентов исполняемых им произведений относились к музыке XX века и современной музыке. И это в то время, когда музыкальные руководители крупнейших оркестров, боясь непонимания публики и пустых залов, предпочитают не рисковать, исполняя традиционный репертуар! Салонен исполняет современную музыку не для “галочки” – он глубоко чувствует и понимает ее. В интервью газете “Нью-Йорк таймс” он сказал: “Толпы людей приходят на выставки современной живописи, смотрят новые фильмы и театральные постановки, однако они не посещают концерты классической музыки. Они не воспринимают симфоническую музыку как часть современного искусства”. Миссия Салонена заключается как раз в том, что он пытается (и очень успешно) ввести современную музыку в общий ряд, в общий контекст современного искусства.
Все начиналось совсем не так легко, как это кажется сегодня. Эксперименты Салонена в области современной музыки находили больший отклик в Европе, чем в Америке. “Я думаю, - говорит дирижер, - что я начал слишком резко. Первое время у меня не было диалога с аудиторией. Это был очень сложный период”. Салонен называет этот период “эстетическим кризисом”, пережить который ему помогла собственная музыка. В 1996 году он сочинил “Вариации” – калейдоскоп небольших зарисовок о Лос-Анджелесе. Заставляя изменить взгляды публики, Салонен меняется и сам. Если в начале своего творческого пути дирижер-композитор объявлял музыку Малера “причудливой фантазией, приводящей слушателя в уныние”, то сегодня он превратился в яркого интерпретатора его музыки. Если раньше он говорил, что “поп-музыка – это хлам”, то теперь он превозносит Бьорк и группу “Radiohead”, говоря: “Их музыка находится недалеко от музыки современных классических композиторов”. А в машине, возвращаясь домой после концерта, он слушает хард-рок. Кстати, в 1977 году, когда Салонену было девятнадцать и до всех симфонических оркестров было еще далеко, при его участии было образовано общество “Открытые уши”. Целью общества являлась популяризация новой финской музыки. Так что любовь к современной музыке у Салонена с юности.
У Салонена, как правило, в одной программе соседствуют композиторы разных веков: Линдберг-Бетховен, Сибелиус-Стенхаммер-Григ, Штраус-Моцарт-Куртаг... Такие же программы Салонен исполняет и в Чикаго. По его мнению, сочетание на первый взгляд несочетаемых имен в одной программе сегодня встречает больше понимания. Он объясняет: “Для контакта с молодежью лучше играть “Весну священную” Стравинского, чем Моцарта. “Весна...” дает чувство узнавания, даже если круг того, что слушатель сознательно распознает, ограничен рок-музыкой”. Наверно, именно таким и должен быть дирижер в XXI веке, как этот финский волшебник Эса-Пекка Салонен: с одной стороны, носителем великих традиций прошлого, с другой – нормальным, живым человеком, слушающим и слышащим других.

26 февраля, 8.00 pm. В джазовой серии концертов - вечер пионера индийско-американского джаза, саксофониста Рудреша Махантхаппы, композитора, номинанта на премию “Грэмми” вибрафониста Стефона Харриса и его группы Sonic Creed.

Рудреш Махантхаппа родился в Триесте (Италия) в семье эмигрантов из Индии. Вырос в Боулдере (штат Колорадо, США), где его отец преподавал в университете физику. Там же, в Боулдере, в девять лет мальчик взял в руки альт-саксофон и понял, что дальше хочет заниматься только джазом. Он совершенствовался в игре в университете Северного Техаса, затем - в колледже Беркли в Бостоне, брал частные уроки у таких мастеров саксофона, как Дейв Либман, Джо Ловано и Стив Коулман. Рудреш Махантхаппа исполняет современные джазовые композиции в стилистике, которую за неимением лучшего термина называют словосочетанием “креативный мейнстрим”. Премудрости джазовой композиции Рудреш освоил в Чикаго, в DePaul University. В середине девяностых он получил звание магистра музыки. После окончания университета поселился в Нью-Йорке. Он выступает в ведущих джаз-клубах города, записывается для “Pi Recordings” и преподает в университете Новой Школы. Открыв для себя использование саксофона в контексте традиционной карнатической (южноиндийской) музыки по записям великого индийца Кадри Гопалнатха, Рудреш в середине прошлого десятилетия много раз ездил в Индию играть с прославленным мастером, и с тех пор соединение наследия индийской музыки и джаза стало его главным творческим методом. Он - лауреат премии Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award в номинации “альт-саксофонист года” за 2009, 2010 и 2011 годы. Авторитетный журнал Downbeat назвал эту работу “поворотной точкой в слиянии стилей, которую не так просто анализировать... никто до этого не пробовал играть музыку такого масштаба”. (По материалам журнала “Джаз.Ру”.)

28 февраля, 3.00 pm. Музыка Шумана и Моцарта в камерном концерте с участием замечательной пианистки Митсуко Учида. В программе: Адажио и Аллегро для трубы и фортепиано, Три романса для гобоя и фортепиано, Три фантазии для кларнета и фортепиано Ф.Шумана (все произведения композитор написал в один год - 1849), Соната для фагота и виолончели, Квинтет для фортепиано и духовых инструментов В.А.Моцарта. Партнерами Учиды выступают концертмейстер секции кларнетов ЧСО Стивен Уильямсон, концертмейстер секции фаготов Кейт Банке, и.о.концертмейстера секции валторн Даниель Гингрич, концертмейстер секции виолончелей Джон Шарп, приглашенный в Чикаго концертмейстер секции гобоев Оркестра Метрополитен-оперы Натан Хьюс.

Митсуко Учида родилась 20 декабря 1948 года в пригороде Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год) и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970 год). В разные годы - резидент Кливлендского симфонического и Берлинского филармонического оркестров. Артистический директор Музыкального фестиваля в Мальборо. В настоящее время живет в Лондоне.
Митсуко Учида – одна из лучших в мире исполнительниц классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов – Бетховен, Шуберт, Шопен. Особые отношения связывают ее с Моцартом. Возможно, сказался пропитанный музыкой Моцарта воздух Вены. С музыкой великого композитора она не расстается более тридцати лет. Подобно Даниэлю Баренбойму, для исполнения камерных произведений Моцарта ей не нужен дирижер. Она садится за инструмент и, как это было триста лет назад, сама дирижирует оркестром.
По словам корреспондента радио “Свобода” Ефима Барбана, Учида считает, что английское искусство и культура сродни японскому. В ее лондонском доме, кроме трех роялей и двух клавесинов XVIII века, хранится огромная коллекция старинного английского фарфора. “Я люблю начинать день с чая, который пью из чашки 1758 года. У меня возникает такое чувство, что я становлюсь ближе к своим любимым композиторам – Моцарту, Шуберту, Бетховену”.
С ЧСО Учиду связывает история длиной в тридцать лет. Первый концерт с оркестром она провела в 1986 году. Подробная информация о пианистке и ее будущих ангажементах – на сайте www.mitsukouchida.com/.


29 февраля, 8.00 pm. Очередной концерт Civic Orchestra. В программе: балет для оркестра “EOS (Goddess of Dawn)” бывшего композитора-резидента ЧСО Аугусты Ред Томас (музыка в честь Пьера Булеза) и Девятая симфония Д.Шостаковича.
Дирижер - Клифф Колнот. Это - его последний концерт в качестве главного дирижера Civic Orchestra. После двадцати двух лет работы он покидает оркестр.
За полтора часа до начала концерта (6.30 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа с альтистом и педагогом Тимом Мунро.

Новые люди в ЧСО

В группе вторых скрипок ЧСО появились два новых музыканта - братья Матоус и Симон Михалы.
Матоус Михал родился в Праге. В возрасте четырех лет впервые взял в руки скрипку. Победитель международных скрипичных конкурсов. Его педагогами были Гленн Диктероу, Лиза Ким, Чарльз Авшарян, Павел Прантл, Кэтлин Уинклер. Учился в Пражской консерватории, Джульярдской школе и Манхеттенской школе музыки. Во время учебы (2010-14 годы) работал концертмейстером в The Juilliard Orchestra и в Оркестре Манхеттенской школы. В 2014 году стал концертмейстером фестивального оркестра в Вербье (Verbier Festival Orchestra). Летом 2015 года играл в группе первых скрипок Оркестра Грант-парка (Чикаго).
Симон Михал родился в Находе (Чехия). Вместе с братом занимается скрипкой с четырех лет. Выпускник Джульярдской школы. Заканчивает обучение в Манхеттенской школе музыки. С 2011 по 2015 годы - концертмейстер Juilliard Symphony и Juilliard Opera. С 2015 года - концертмейстер фестивального оркестра в Вербье (Verbier Festival Orchestra).

Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов и абонементы на концерты сезона 2016-17 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Эса-Пекка Салонен. Фото – Соня Вернер
Фото 3. Рудреш Махантхаппа. Фото – Шелдон Леви
Фото 4. Митсуко Учида. Фото - Аведон
Фото 5. Civic Orchestra. Фото – Тодд Розенберг

Комментариев нет: