22 февр. 2016 г.
Дмитрий Хворостовский возвращается в Чикаго. Камерный концерт в Лирик-опере
Одно из главных событий 61-го сезона Лирик-оперы Чикаго - предстоящий камерный концерт выдающегося русского баритона Дмитрия Хворостовского.
Уникальный по тембру и энергетике голос, прекрасные внешние и актерские данные - Хворостовский обладает всеми необходимыми качествами настоящей звезды. При этом - никакой заносчивости и высокомерия. Он замечательно рассказывает о своих партнерах, любимых партиях и театрах, он остроумен и доброжелателен.
Мне посчастливилось дважды пообщаться с певцом. Первая встреча состоялась в Лирик-опере в марте 2008 года. Хворостовский был главной звездой среди солистов оперы “Евгений Онегин”. Онегин – его фирменная партия. Холеный и холодный денди – таким мы встретили Хворостовского в первом акте оперы, а в последнем певец перевоплотился, и вместо избалованного аристократа, высокомерно читающего Татьяне проповеди, мы увидели пылающего страстью влюбленного человека.
С Лирик-оперой Чикаго у Хворостовского отношения особые. Именно здесь в партии Жермона в “Травиате” Дж.Верди (сезон 1992-93 годов) состоялся американский дебют певца. Хворостовский говорит, что всегда любил и любит выступать в Чикаго: “Лирик-опера – домашний театр. Здесь всегда ратуют и болеют за артистов. Лирик-опера называлась американской Скалой. Традиции настоящего итальянского пения были начаты прежде всего здесь, и публика была воспитана на лучших представителях итальянского оперного пения. Для меня петь в этом театре очень почетно. Меня радуют традиции, которые продолжает сохранять Лирик-опера. Во многих театрах, особенно американских, это уже давно исчезло, а во многих и не было никогда”.
Вторая встреча с Хворостовским состоялась в августе 2009 года на музыкальном фестивале в Равинии. Певец замечательно спел Риголетто в концертном исполнении вердиевского шедевра (Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Джеймс Конлон) и провел свой (первый в Равинии) сольный концерт. Такого яркого, страстного, завораживающего исполнения оперной партии и камерных романсов и песен мы не слышали уже давно! Хворостовский говорит: “В моих программах всегда присутствует русская музыка. Русская музыка – основа моего репертуара, это то, что у меня получается лучше всего. Все мои главные победы связаны с русской музыкой”.
Еще несколько фрагментов моей беседы с Дмитрием Хворостовским.
- Вы довольно требовательно подходите к репертуару, от многих партий отказывались годами. Долгие годы не пели графа Ди Луну, Ринато, отказывались от Симона Бокканегры, а теперь эта партия стала одной из основных для вас...
- Я не мог обратиться к этим партиям двадцать лет назад, я не был готов к ним технически. Надо было ждать и набираться опыта.
- Есть ли какие-либо партии, от которых вы откажетесь сегодня, но хотите петь в будущем?
- За исключением роли Сильвио я никогда не пел в веристских операх. (Хворостовский говорит о партии в опере Р.Леонкавалло “Сельская честь”. – Прим. автора.) Я не считаю, что веризм – мой “конек”. Сейчас я раздумываю, петь ли мне Скарпиа (в “Тоске” Дж.Пуччини). Очень заманчивая роль, и я бы хотел ее спеть. Думаю, в скором времени обращусь к ней.
- Веристов вы недолюбливаете?
- Не то, что недолюбливаю. Просто мне кажется, что веризм – это, во многом, соревнование с оркестром. Большой объем звучащих инструментов, как правило, провоцирует и несколько форсирует голос. Вот этого я боюсь.
- А оперы Вагнера вам интересны?
- Да, конечно, интересны, но как слушателю.
- Вы ощущаете конкуренцию среди певцов, которые пересекаются с вами по репертуару?
- На оперном Олимпе места хватает всем. Я с певцами не конкурирую, я их уважаю. Во многом примером для меня является Том Хэмпсон. Талантливый, умный, интеллектуальный, он подходит к своим ролям и своим программам очень интересно и поет “от головы”. Очень хорошо отношусь к Карлосу Альваресу.
Новая встреча с Хворостовским состоялась в 2011 году в Симфоническом центре. Снова - в камерном концерте. Певец купался в родной музыке, с наслаждением исполняя бессмертные творения гениев.
В июне прошлого года Дмитрий Хворостовский объявил, что у него обнаружена опухоль мозга. Он отменил летние концерты и прошел курс лечения в онкологической клинике Лондона. Без преувеличения весь мир с замиранием сердца следил за поединком певца с опасным недугом. В октябре Хворостовский триумфально вернулся на оперную сцену. В Метрополитен-опере он исполнил партию Герцога ди Луны в “Трубадуре” Дж.Верди. Голос певца звучал, как и прежде, безукоризненно. Уже после первой арии зрители устроили ему овацию, а в конце музыканты оркестра забросали его розами. Казалось, болезнь отступила, но в начале года Хворостовский отменил три спектакля в МЕТ. Понадобилось пройти дополнительный курс лечения. В последних интервью в конце января певец сообщил, что в этом месяце он проводит три сольных концерта: в Нью-Йорке, Торонто и Чикаго. Не сомневаюсь, что эти концерты станут событиями в музыкальной жизни Северной Америки. Страстность, огромный заряд положительной энергетики, увлеченность Хворостовского музыкой никого не могут оставить равнодушным!
Программа чикагского концерта составлена необычно. В ней - четыре почти равные части. Концерт откроется редко звучащими за пределами России романсами Михаила Глинки “К Молли”, “Как сладко с тобою мне быть”, “Не говори, что сердцу больно”, “Сомнение” и “Болеро”. От Глинки - к Н.Римскому-Корсакову и П.Чайковскому. Хворостовский исполнит песни Римского-Корсакова “На холмах Грузии”, “О если б ты могла”, “Дробится и плещет, и брызжет волна”, “Не ветер, вея с высоты”, “Что в имени тебе моем?”, “Звонче жаворонка пенье”. Из огромного песенного наследия Петра Ильича Хворостовский выбрал четыре произведения, идеально подходящие для его голоса. Это романсы “Благославляю вас, леса”, “Соловей”, “Средь шумного бала”, “Первое свидание”. Концерт закончится песнями Рихарда Штрауса “Allerseelen”, “Befreit”, “Zueignung”, “Morgen”, “Cäcilie”.
Постоянный концертмейстер Хворостовского - эстонский пианист Ивари Илия. Певец рассказывает: “Ивари Илия – замечательный пианист. Достаточно долгое время он аккомпанировал Ирине Архиповой. Мы познакомились с ним на конкурсе в Кардиффе в 1989 году. По велению Ирины Константиновны я, во-первых, туда поехал, а во-вторых, Ивари мне аккомпанировал. На том конкурсе я завоевал Главную премию. Потом наши пути разошлись, и мы не встречались до 2002 года. Последние годы постоянно работаем вместе, делаем камерные программы, гастролируем по всему миру”.
Nota bene! Единственный в этом году сольный концерт Д.Хворостовского в Чикаго состоится 26 февраля в 7.30 pm в Лирик-опере. Билеты можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий