14 апреля в Чикагском оперном театре (далее – ЧОТ)
состоялась долгожданная премьера оперетты Д.Шостаковича “Москва, Черемушки”.
Творческий коллектив во главе с режиссером Майком Донахью создал яркий,
интересный, запоминающийся спектакль! Великолепные солисты, прекрасный оркестр
(дирижер – Александр Платт), блестящие декорации, стильные костюмы
(художник по костюмам и декорациям Анна Клепикова), яркие
танцевальные номера (хореограф – Эрик Шин Фогель) – все на высшем уровне, все
сделано очень профессионально и, что самое важное, во всем чувствуется любовь и
уважение к Дмитрию Шостаковичу. Прекрасно понимая пустоту и фальшь советской
жизни и советского оптимизма, в музыке “Москвы...” Шостакович применил свое
главное оружие – СМЕХ! Музыка композитора насквозь иронична. В ней то и дело
слышатся цитаты и пародии на классические произведения русских композиторов и
популярные советские мелодии. Майк Донахью и другие создатели спектакля сохраняют заложенные в партитуре
иронию и сатиру. В полном соответствии с замыслом
композитора, Смех - главное действующее лицо спектакля Донахью. Его изобретательная режиссура обыгрывает, кажется, каждую ноту, каждый
такт музыки Шостаковича. На одном дыхании смотрится главная ударная сцена
Первого акта – Галоп по Москве, в которой минималистскими средствами создана
необходимая для этого эпизода атмосфера “полета” автомобиля по Москве. Полны
энергии и озорства эпизоды с молодоженами Машей (Эмили Фонс) и Сашей (Адриан
Крамер), великолепен танцевальный номер Лидочки (Сара Хитон) и Бориса (Пол Ла
Роза), карикатурны “плохиши” - бюрократы-коррупционеры
Дребеднев (Мэтт Болер) и Барабашкин (Пол Корона). Все
солисты не только прекрасно поют - они артистичны, пластичны, убедительны в
своих ролях. Отдельных слов заслуживает исполнительница партии Люси, храбрая
Софи Горделадзе. По ходу спектакля ей приходилось несколько раз подниматься на
строительный кран и, как заправской спортсменке-скалолазке, подавать реплики и
петь сверху. Чего не сделаешь ради Искусства!
Спектакль исполняется на английском языке, но в
диалогах героев то и дело мелькают русские слова: “шофер”, “дорогая”, “молодой
человек”, “прописка”, “девушка”, “ЗИЛ”, “ГУМ”, “здравствуйте”, “Зубовский
бульвар”, “Теплый переулок”, “парк Культуры” и даже “Боже мой”! Мне
особенно понравилось выражение “лейся музыка, please” из уст
героини.
Оперетта “Москва, Черемушки” идет в аранжировке английского композитора и
музыковеда Джерарда Макберни. Она сделана в танцевально-джазовом стиле, в ней
многие музыкальные темы Шостаковича приобретают неожиданно утрированный вид.
Макберни заострил пародийность музыки композитора, доведя ее в некоторых местах
до фарса.
В беседе со мной перед премьерой режиссер Майк
Донахью говорил, что не старался воссоздать атмосферу пятидесятых годов XX века.
Наоборот, он подчеркивал, что действие оперетты происходит сегодня: “Мы
стараемся придать свежее дыхание этому произведению”. Сегодня, после премьеры,
можно сказать, что “Москва, Черемушки” в ЧОТ смотрится так же современно, как и
на московской премьере 1958 года.
Перед началом спектакля возникли технические
проблемы в оркестровой яме, и оркестру срочно пришлось “эвакуироваться” на
сцену. Музыканты во главе с дирижером расположились на заднем плане, за
солистами, что ничуть не повлияло на спектакль. Наоборот, оркестр превратился в
полноправного участника действия.
14 апреля на сцене Чикагского
оперного театра царил чудесный, веселый,
увлекательный, сказочный мир чарующей Музыки, Любви и Красоты, в котором “плохой финал заранее
отброшен – он должен, должен, должен быть хорошим”!
Браво, Майк! Браво, Аня! Браво, солисты! Браво,
все участники спектакля! Вы подарили нам, зрителям, настоящий праздник Театра.
А тем, кто этого не видел, могу сказать только одно: поторопитесь! Билетов
осталось совсем мало, а спектакль будет сыгран еще только три раза. Такое
событие пропустить невозможно!
На прошлой неделе новый генеральный директор
Чикагского оперного театра Андреаш Митишек объявил программу будущего сезона.
Как всегда в этом театре, нас ждут неожиданности. Начнем с того, что, в отличие
от прошлых лет, в следующем году ЧОТ откроет свои двери непривычно рано – в
феврале. Сезон начнется чикагской премьерой оперы американского композитора-минималиста
Филипа Гласса “Падение дома Ашеров”. Сочинение написано на основе одноименного
рассказа Эдгара Аллана По. Мировая премьера оперы состоялась 18 мая 1988 года в Американском репертуарном театре
Кембриджа, европейская – в Музыкальном театре Уэльса в 1989 году. Из наиболее
успешных постановок этой оперы отмечу спектакль Польского национального
оперного театра 2011 года. В Чикаго мы увидим совместную постановку ЧОТ и Оперы
Лонг-Бич, которую также возглавляет Митишек. Режиссер – Кен Казан, известный
постановкой оперы Б.Бриттена “Смерть в Венеции” в ЧОТ. Газета ”The Financial Times” дала этой постановке высший балл - пять звездочек.
В апреле 2013 года нас ждет “оперита”
Астора Пьяццоллы “Мария де Буэнос-Айрес” – единственная опера, написанная аргентинским
композитором в жанре nuevo tango.
Как сказал на пресс-конференции Митишек (он является дирижером и режиссером
новой постановки): “Мария – сердце и душа Аргентины, метафора любви и надежды”.
Идея сочинения зародилась у возлюбленной Пьяццоллы, исполнительницы
аргентинских народных песен из Буэнос-Айреса Эгле Мартин. Пьяццолла был
вдохновлен работой и собирался предложить Эгле главную партию. Но пока он
дописывал свое сочинение, они расстались. На премьере партию Марии исполнила
другая певица, и у композитора начался новый роман. Но это уже совсем другая
история...
Премьера “Марии де Буэнос-Айрес” состоялась в Опере Лонг-Бич в январе 2012
года.
Сезон 2013 года закроется в сентябре
чикагской премьерой оперы Джузеппе Верди “Жанна Д’Арк”. Эта опера стала
победителем конкурса “The People’s Opera”, набрав по итогам голосования в 2010 году наибольшее
количество голосов зрителей. Этим спектаклем ЧОТ отмечает двухсотлетний юбилей
великого итальянского композитора.
Nota
bene!
Оперетта “Москва, Черемушки” идет 20, 22 и 25 апреля 2012
года в помещении Harris Theater по адресу: 205 E. Randolph Drive, Chicago, IL 60601, справки и заказ билетов по телефону 312-704-8414
или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Там же продаются абонементы на спектакли нового сезона. Для новых
подписчиков Чикагский оперный театр предлагает скидку 50%.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена "Галоп по Москве" из спектакля “Москва, Черемушки”
Фото 2. Сцена из спектакля“Москва, Черемушки”
Фото 4. Софи Горделадзе (Люся) и Доминик Армстронг(Сергей)
Фото 5. Сцена из спектакля“Москва, Черемушки”
(Все фотографии Лиз Лорен)
Фото 6. Генеральный директор ЧОТ Андреаш Митишек
Комментариев нет:
Отправить комментарий