14 янв. 2015 г.

Чикагский симфонический центр представляет... Концерты 20 – 27 января 2015 года



Последний концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути в 2014 году прошел в Вене 2 ноября, первый концерт ЧСО с маэстро Мути в этом году состоится 15 января. За это время в жизни дирижера произошло несколько важных событий. В середине ноября было объявлено о создании Итальянской оперной академии Риккардо Мути (Riccardo Muti Italian Opera Academy). Первые занятия курса дирижеров и певцов, посвященные опере Дж.Верди “Фальстаф”, состоятся в июле в Равенне (Италия). В декабре с молодежным симфоническим оркестром “Луиджи Керубини” (Luigi Cherubini Youth Orchestra) Риккардо Мути провел тур по семи городам Италии. Оркестр выступил в недавно открытых после реконструкций Театре Джордано (Teatro Giordano) в Фодже и Театре Меркаданте (Teatro Mercadante) в Альтамуре (оба города находятся в регионе Апулия). Тур был посвящен десятилетию со дня основания оркестра. Молодежный оркестр “Луиджи Керубини” маэстро Мути создал в 2004 году и с тех пор является его бессменным музыкальным руководителем.

В конце прошлого года Риккардо Мути был награжден премией “Follaro dOro”. Дирижеру было присвоено звание почетного жителя итальянского города Капуя (провинция Казерта в Кампании) – родины композитора Джузеппе Мартуччи, чьи произведения маэстро исполняет по всему миру с разными оркестрами, в том числе – с ЧСО. Церемония посвящения Мути в почетного жителя Капуи прошла в городской консерватории San Pietro a Majella. Мэр Неаполя (от Неаполя до Капуи – сорок четыре километра) подарил маэстро Chiavi della Città (“ключи от города”) – высочайший знак почета, который может получить гражданин города.

 
Не менее разнообразна и насыщенна программа маэстро Мути в Чикаго. Самым важным событием мне кажется первая совместная пресс-конференция дирижера и недавно вступившего в должность президента оркестра Джеффа Александра (26 января). Все ждут объявлений нового, сто двадцать пятого сезона ЧСО и новых имен композиторов-резидентов. 15 января маэстро Мути проведет открытую репетицию с ЧСО (вход только по пригласительным билетам), 26 января – традиционную открытую репетицию с Civic Orchestra of Chicago (дирижер разберет с оркестром фрагменты Первой симфонии А.Скрябина). 20 января в Симфоническом центре состоится бесплатный показ фильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (СССР, 1938) с комментариями Риккардо Мути (о том, почему именно этот фильм, - ниже). В конце января 2015 года ЧСО и хору предстоит новая поездка. Их ждет нью-йоркский концертный зал “Карнеги-холл”. Первое выступление ЧСО в этом прославленном зале состоялось в 1898 году. Оркестром руководил его основатель Теодор Томас. На протяжении XX века оркестр выступал в Карнеги-холл десятки раз. Двумя последними концертами ЧСО (в 2011 и 2012 годах) дирижировал Риккардо Мути. В послужном списке дирижера – более шестидесяти концертов в Карнеги-холл. Кроме ЧСО, он выступал в Нью-Йорке с Филадельфийским симфоническим оркестром, оркестром “Филармония” (Лондон), оркестром и хором Ла Скала, Венским филармоническим оркестром. И вот – новое появление дирижера и ЧСО в Карнеги-холл. В течение трех дней (30-31 января, 1 февраля) будут исполнены три разные программы (в основном, они повторяют январские программы оркестра в Чикаго). Концерт 30 января в прямом эфире транслируется на классической волне радио WFMT (98.7 FM, Чикаго). 30 января на этой волне объявлен днем Риккардо Мути. Обещано много музыки в исполнении великих оркестров под управлением маэстро.

Первым и главным пунктом пребывания Риккардо Мути в Чикаго остается Ее Величество Музыка. О ней мы и поговорим.

 
Как я уже писал в прошлом выпуске Музыкального обозрения, в первой программе нового года ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит Второй фортепианный концерт И.Брамса (солист – Ефим Бронфман) и Первую симфонию (“Зимние грезы”) П.Чайковского. Русская музыка прозвучит и в следующей программе.


 
22-24 января, 8.00 pm. Первая симфония А.Скрябина и симфоническая кантата С.Прокофьева “Александр Невский”. Исполнители: Алиса Колосова, меццо-сопрано; Сергей Скороходов, тенор; ЧСО под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути.

В этом сезоне ЧСО под управлением Р.Мути исполнит все симфонические произведения А.Скрябина. В 2015 году музыкальный мир отмечает столетие со дня смерти русского композитора. В беседе со мной в прошлом году итальянский маэстро вспомнил, что обратить внимание на музыку Скрябина ему помог великий Святослав Рихтер: “Я слушал в исполнении Рихтера фортепианные произведения Скрябина и решил познакомиться с его симфониями”. Дирижер предсказывает, что в будущем Скрябин станет таким же популярным, как Густав Малер.

Первая симфония была написана Скрябиным в 1900 году. Композитору было двадцать девять лет. Позади - влияние Шопена, фортепианные произведения малой формы, впереди – увлечение мистицизмом, импульсивность, идеи синтеза звука и света, музыкальные поэмы-мистерии... В Первой симфонии огня и пламени еще нет, но есть идея об искусстве возвышающем и преображающем (последние слова симфонии: “Придите, все народы мира, Искусству славу воспоем! Слава искусству, Вовеки слава!”), есть наброски, экспромты, предзнаменования... Премьера пяти частей симфонии состоялась 11 ноября 1900 года. Оркестром дирижировал композитор А.Лядов. Премьера полной версии симфонии (шесть частей с хором, меццо-сопрано и тенором) прошла 16 марта 1901 года на концерте, посвященном памяти Н.Рубинштейна. ЧСО исполняет эту симфонию впервые.

Обратите внимание! 13 и 14 января на волне “Реклама-радио” в рамках моей программы “Свободный стиль” слушайте передачу “Пастернак и Скрябин”, посвященную столетию со дня смерти композитора. В передаче прозвучат фрагменты из произведений А.Скрябина и Б.Пастернака, в том числе – фрагмент Прелюдии Пастернака (аудиозапись из архива Стэнфордского университета).

Когда вы последний раз слышали в Симфоническом центре хор “Вставайте, люди русские...”? Давно. Очень давно. Мне кажется, исполнение кантаты “Александр Невский” – музыкальное событие огромного, национального масштаба.
...Все началось с кино. В начале 1938 года режиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с двадцатых годов. “Будучи давнишним поклонником замечательного режиссерского таланта Эйзенштейна, я с удовольствием принял предложение”, - вспоминал композитор. Работа протекала в тесном содружестве с Эйзенштейном. Она шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод и Эйзенштейн строил видеоряд. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры.

Фильм “Александр Невский” вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938-39 годов он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. “Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки”, - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.

Кантата “Александр Невский”, опус 78, состоит из семи частей: “Русь под игом монгольским”, “Песня об Александре Невском”, “Крестоносцы во Пскове”, “Вставайте, люди русские”, “Ледовое побоище”, “Мертвое поле” и “Въезд Александра во Псков”.

Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской. Когда композитор летом 1937 года представил свою Кантату начальству, реакция была предсказуемой: “Что же вы, Сергей Сергеевич, взяли тексты, ставшие народными, и положили их на такую непонятную музыку?” Конечно, такая музыка не могла понравиться музыкальному и не только начальству. Зато в годы войны повсюду звучал патриотический хор Сергея Прокофьева из Четвертой части кантаты: “Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!” Хор этот самому автору очень нравился. Прокофьев как-то заметил: “Включаю радио, слушаю - какая-то музыка, вроде очень неплохая. Прислушался, а это “Вставайте, люди русские!”. Но Сталин тогда, в 1941 году, не отметил эту работу Прокофьева премией. Музыковед Соломон Волков считает, что в тот момент (да и сейчас) это выглядело как намеренное унижение или наказание за что-то, особенно если учесть, что главный соперник Прокофьева Дмитрий Шостакович (он был моложе Прокофьева на пятнадцать лет) не только получил Сталинскую премию за свой сочиненный в 1940 году Фортепианный квинтет, но и был при этом специально выделен: именно его фотографией, явно не по алфавиту, открывался ряд портретов шести “главных” лауреатов, вынесенных на первую страницу “Правды”. А Кантату Прокофьева перестали исполнять. Так продолжалось почти тридцать лет. После большого перерыва Кантату сыграли в 1966 году, дирижировал Кирилл Кондрашин. Кантата до сих пор вызывает споры. Ее исполнение в Нью-Йорке в 1996 году Мариинским оркестром под управлением Валерия Гергиева вызвало у некоторых американских музыковедов пароксизмы праведного гнева и обвинения исполнителей в пропаганде сталинизма. А тогда, в грозном 1937 году, Прокофьев хоть и не был репрессирован, но попал (несомненно, по указанию Сталина) в некий если и не черный, то “серый” список. Но это уже совсем другая история. (По материалам работ Л.Михеевой о кантате “Александр Невский”.)

Обратите внимание! 20 и 21 января на волне “Реклама-радио” в рамках моей программы “Свободный стиль” слушайте передачу, посвященную созданию кантаты “Александр Невский”. Фрагменты сочинения Прокофьева прозвучат в исполнении Оркестра и хора Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Национального оркестра Франции и хора радио Франции под управлением Даниэля Гатти. Солистка – Ольга Бородина.

25 января, 3.00 pm. Сольный концерт американского пианиста Гарика Олссона. В программе – произведения С.Прокофьева, С.Рахманинова, А.Скрябина.  

26 января, 7.00 pm. Замечательная традиция - репетиция с Civic Orchestra of Chicago лучших дирижеров мира – не будет нарушена и в этом году. Дирижер и прекрасный педагог, маэстро Риккардо Мути расскажет, как надо исполнять Первую симфонию А.Скрябина. Вход бесплатный, но необходимо приобрести билеты.

27 января, 7.30 pm. В программе этого концерта маэстро Мути и ЧСО – увертюра Ф.Мендельсона “Морская тишь и счастливое плавание”, три симфонических эскиза Клода Дебюсси “Море”, Третья симфония (“Божественная поэма”) А.Скрябина.

Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:
Фото 1-3. Риккардо Мути дирижирует Чикагским симфоническим оркестром. Фото – Тодд Розенберг
Фото 4. Алиса Колосова

 

Комментариев нет: