9 июн. 2015 г.

Еще один “Дон Кихот” в Чикаго. Перед гастролями Королевского балета Великобритании


С 18 по 21 июня в Чикаго пройдут гастроли Королевского балета Великобритании (The Royal Ballet). Одна из лучших балетных трупп мира представит балет “Дон Кихот” Л.Минкуса в хореографии Карлоса Акосты.


Немного истории. Королевский балет обязан своим созданием танцовщице, хореографу и антерпренеру Нинетт де Валуа. В конце двадцатых годов XX века она собрала небольшую танцевальную компанию, открыла балетную школу (Vic-Wells Ballet) и начала работать над развитием своего детища. Первым домом новой труппы стало здание Sadler’s Wells Theatre в Северном Лондоне. Будущий Королевский балет оставался там с 1931 до 1939 года. Во время Второй мировой войны труппа гастролировала по Великобритании и Европе, давала концерты для войск союзников. С первых лет своего существования с труппой работал один из лучших хореографов XX века Фредерик Эштон. В театре его считают хореографом-основателем.

 
В феврале 1946 года балетом “Спящая красавица” труппа заново открыла не функционировавший шесть лет театр Ковент-гарден. В 1956 году, в честь двадцатипятилетия компании, балету было добавлено почетное имя “Королевский”.

В репертуаре Королевского балета – признанная классика (“Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Жизель”), балеты Фредерика Эштона (с 1963 до 1970 года он возглавлял балетную труппу), гигантов XX века Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Джона Кранко, Кеннета Макмиллана, лучших представителей современной хореографии Уэйна Макгрегора, Лайама Скарлетт, Кристофера Уилдона. На сцене театра танцевали выдающиеся артисты Марго Фонтейн, Антуанетта Сибли (в настоящее время она является президентом Королевской академии танца), Энтони Дауэлл, Дарси Бассел, Тамара Рохо.

 
15 мая 2006 года в Ковент-гардене состоялся торжественный вечер, посвященный семидесятипятилетию Королевского балета, а затем – премьера возобновленной версии Спящей красавицы”. В декабре 2006 года Уэйн Макгрегор был назначен резидентом-хореографом Королевского балета. В 2012 году произошли еще два важных назначения из числа бывших студентов Королевской балетной школы: Кристофер Уилдон стал членом художественного совета (Artistic Associate), а Лайем Скарлетт – артистом-резидентом (Artist in Residence). С начала сезона 2015-16 годов музыкальным руководителем Королевского балета станет Коэн Кесселс, а Барри Вордсворт будет продолжать работу в качестве главного приглашенного дирижера. Директор Королевского балета - Кевин О'Хара.

На состоявшейся 26 мая в Москве церемонии вручения ежегодной премии Benois de la Danse” (неофициальное название премии – “балетный “Оскар”) триумфатором оказался спектакль Королевского балета “Зимняя сказка” (“The Winters Tale”) на музыку Джоби Талбота в хореографии Кристофера Уилдона. Уилдон стал лучшим хореографом, Джоби Талбот – лучшим композитором, исполнитель главной партии Эдуард Уотсон – лучшим танцовщиком. В отдельной номинации “Танцовщик” премию получил ведущий солист театра Вадим Мунтагиров. Награды вручал Кевин О’Хара. В итоге представители Королевского балета Великобритании получили наибольшее количество наград среди всех балетных театров мира. 

Последний раз в Чикаго английская труппа гастролировала в 1978 году. И вот - после тридцатисемилетнего отсутствия – новая встреча. Королевский балет приезжает в своем лучшем, звездном составе – в “Дон Кихоте” участвует пять пар солистов (что, конечно, необычно много для гастрольного тура).

18 июня (четверг), 7.30 pm. Торжественное открытие гастролей. В главных партиях: Марианелла Нуньес и Карлос Акоста.

19 июня (пятница), 7.30 pm. В главных партиях: Сара Лэмб и Федерико Бонелли.

20 июня (суббота), 2.00 pm. В главных партиях: Акане Такада и Вадим Мунтагиров.

20 июня (суббота), 7.30 pm. В главных партиях: Яна Саленко и Стивен Макрэй.

21 июня (воскресенье), 2.00 pm. Торжественное закрытие гастролей. В главных партиях: Наталья Осипова и Мэтью Голдинг.

Я понимаю, что для балетоманов наступает настоящий пир духа. Ведь хочется увидеть всех! Среди приезжающих в Чикаго артистов – премьер Мариинского театра Вадим Мунтагиров, бывшая солистка Национальной оперы Украины и Берлинской государственной оперы Яна Саленко, американка Сара Лэмб, для которой Уэйн Макгрегор сочинил свой первый балет “Ворона” (“Raven Girl”), итальянский танцор Федерико Бонелли, начинавший свой творческий путь в Балете Цюриха и Нидерландском балете, японская танцовшица Акане Такада. Что ни имя, то явление! Но даже среди этих звезд выделяется первая пара – Марианелла Нуньес и Карлос Акоста.

Прима-балерина Королевского балета Марианелла Нуньес родилась в Аргентине.

С шестнадцати лет в труппе театра. Станцевала ведущие партии во всех основных постановках театра. Лауреат премии имени Лоуренса Оливье.

 
Танцовщик и хореограф Карлос Акоста родился в бедной кубинской семье водителя грузовика, был младшим из одиннадцати детей. После окончания балетной школы Кубы танцевал в балетных труппах США, Европы, Латинской Америки. С 1992 до 1994 годов – в Национальном балете Кубы, с 1994 года – премьер гаванской труппы. С 1993 года – в балете Хьюстона, с 1998 года – в труппе Королевского балета. С 2003 года Карлос Акоста не является членом труппы Королевского балета. Для него введен специальный титул – главный приглашенный солист (Principal Guest Artist). Лауреат Золотой медали Prix de Lausanne (1990), премий “Benois de la dance” и имени Лоуренса Оливье.

 
Только один раз – 21 июня днем – партию Китри исполнит одна из самых блистательных современных балерин Наталья Осипова. “Дон Кихот” – особый для нее балет, Китри – первая крупная балетная партия. Окончив Московское хореографическое училище, Осипова пришла в кордебалет Большого театра, но уже в первом сезоне станцевала там восемь сольных партий. О ее невероятных прыжках-полетах сразу заговорила вся Москва. Китри, Жизель, Сильфида, Медора – главные партии следовали одна за другой. Балетному миру ее имя стало известно в 2007 году, во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне. Наталья Осипова танцевала Китри. В беседе со мной она рассказала о том, что предшествовало успеху в Лондоне: “Вы даже не представляете, какая колоссальная работа была проведена до того момента, когда я в Лондоне вышла на сцену. Я была совсем юная, и Алексей Ратманский (В 2007 году – главный балетмейстер Большого театра. – Прим. автора.) поверил в меня, дал мне станцевать Китри в “Дон Кихоте”. Я работала день и ночь, готовила этот спектакль. Я так устала, что на сцене мне было уже все равно. (Смеется.) Такое напряжение выдерживать было очень сложно, но в итоге я получила невероятное удовольствие от спектакля. Была прекрасная пресса, и сейчас я вспоминаю это, как сказку. С другой стороны, мне кажется, в тот момент я это заслужила”.

После “Дон Кихота” балетный критик Клайв Барнс назвал ее “редким и прекрасным талантом”, а газета “The Guardian” посоветовала любителям балета увидеть Осипову любой ценой: “Выпрашивайте билеты, воруйте, отнимайте с боем!” Нью-Йорк, Париж, Милан, Берлин; Американский балетный театр, Гранд-опера, Ла Скала, балет Баварской государственной оперы – за несколько лет Осипова покорила все балетные столицы мира и выступила со всеми лучшими балетными труппами. Ее премии и награды стали закономерным продолжением головокружительной карьеры. Премия Леонида Мясина, премия жюри “Золотой маски”, приз “Benois de la dance”, Гран-при Международной балетной премии “Dance Open”... Осенью 2011 года она ушла из Большого театра, какое-то время была примой-балериной Михайловского театра. С 2012 года она является примой-балериной Королевского балета, в качестве приглашенной солистки активно сотрудничает с Американским балетным театром. В Чикаго она танцевала Жизель в спектакле АБТ на гастролях весной 2012 года. Впереди – новая встреча с неподражаемой Осиповой.


Родившийся в Вене создатель бессмертного “Дон Кихота” – композитор Людвиг Минкус – начинал свою музыкальную карьеру в качестве скрипача. В восемь лет он уже давал сольные концерты, в двадцать шесть стал концертмейстером оркестра Венской оперы. Проработав там всего год, неожиданно приехал в Москву и получил пост капельмейстера оркестра Крепостного театра графа Юсупова. В Москве Минкус остался надолго. Концертмейстер оркестра Большого театра, профессор скрипичного отделения Московской консерватории, Первый композитор балетной музыки при дирекции Императорских театров... Он был успешен как скрипач, но настоящее признание получили его балеты. “Пламя любви”, “Фиаметта”, “Немея”, “Ручей”, “Баядерка”...

 
Балет “Дон Кихот” был написан Минкусом для Большого театра в пору работы там другого великого иностранца – Мариуса Петипа. Премьера состоялась 14 декабря 1869 года. Тандем Минкус-Петипа оказался на редкость удачным. Вместе они создали шестнадцать балетов. Впрочем, одного “Дон Кихота” хватило бы, чтобы они навсегда остались в истории балета.

Несмотря на название, рыцарь печального образа вовсе не является главным героем “Дон Кихота”. Дочь трактирщика, прекрасная Китри, и цирюльник Базиль – таковы центральные персонажи балета. Именно для них Минкус написал самые эффектные, искрометные музыкальные номера. Сюжет здесь не имеет большого значения. Незатейливая новелла из романа Сервантеса о влюбленной парочке, преодолевшей сопротивление отца невесты и сыгравшей веселую свадьбу, послужила для Минкуса основой для создания великолепной танцевальной музыки. Балет полон энергии, он излучает задор, веселье, жизнь! Главное в этом балете - безудержная стихия танца! Она подчиняет себе все. Герои балета живут в танце, выражают в нем свои мысли и чувства. Неиссякаемая энергия танца делает “Дон Кихот” одним из самых зрелищных балетов в истории.

Партии Китри и Базиля танцевали все великие исполнители: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Екатерина Гельцер, Тамара Карсавина, Марина Семенова, Вахтанг Чабукиани, Ольга Спесивцева, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Владимир Малахов... – перечислять имена можно еще очень долго. За сто пятьдесят пять лет, прошедших со времени премьеры, миру были представлены тысячи разных постановок “Дон Кихота”. Pas de deux и тридцать два фуэте из балета непременно исполняются в качестве вставных номеров на балетных конкурсах, концертах, спектаклях.

Только в Чикаго за последние десять лет мы увидели три разных “Дон Кихота”.

2004 год. Триумфальные гастроли в Чикаго балетной труппы Большого театра. На сцене театра “Аудиториум” - “Дон Кихот” в хореографии Алексея Фадеечева. В партии Базилио блистал Николай Цискаридзе.

2008 год. Дебют в Чикаго балетной труппы Грузинского театра оперы и балета имени З.Палиашвили. Неподражаемая Нина Ананиашвили – Китри в “Дон Кихоте”.

2011 год. “Дон Кихот” Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. С классическим балетом произведение Эйфмана связано только названием. Действие происходит в сумасшедшем доме, и многие аллегории взяты из нашей жизни. Среди заключенных больницы - фантазер, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом.

Долгие годы Королевский балет представлял “Дон Кихот” в хореографии Рудольфа Нуреева. Новый “Дон Кихот” приезжает к нам в хореографии Карлоса Акосты. В 2013 году великий кубинский танцор поставил балет специально для Ковент-гардена. Акоста говорит, что для создания нового “Дон Кихота” ему понадобился дизайнер не из балетного мира. Он нашел его в лице лауреата премии “Тони” Тима Хотли: “Как только я встретился с ним, он начал предлагать мне разные идеи”. Особая трудность для Акосты состоит в том, что он одновременно является и хореографом, и исполнителем главной партии. Он смеется: “Я все время волнуюсь, что ветряные мельницы не появятся вовремя. Расслабиться не получается”.

Аранжировка и оркестровка спектакля сделана дирижером Королевского балета Мартином Йетсом.
Выступления в Чикаго Королевского балета Великобритании проходят в рамках американского тура. Кроме Чикаго, театр выступит в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Об истории и сегодняшнем дне английского Королевского балета читайте на сайте http://www.roh.org.uk/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящем спектакле.

Nota bene! Гастроли Королевского балета Великобритании состоятся с 18 по 21 июня 2015 года в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. $37-$137. Заказ билетов - по телефону 800-982-2787, на сайте http://auditoriumtheatre.org или в кассе театра. Предусмотрены скидки на групповые заказы (10+). Справки - по телефону 312-341-2357 или по электронному адресу sales@auditoriumtheatre.org. Чествование театра (The Royal Ballet Gala Celebration) состоится 16 июня в 6.00 pm в помещении Chicago Athletic Association Hotel по адресу: 12 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603. Предусмотрены коктейли и ужин с солистами и членами артистической команды театра. Среди участников вечера - Генеральный консул Великобритании в США Стивен Бриджес. Продаются одиночные билеты ($350) и столы (цена - $3,500). Подробная информация – у Аманды Берн по телефону 312-341-2364 или по электронной почте abyrne@auditoriumtheatre.org. 

Фотографии к статье:
Фото 1. Марианелла Нуньес в спектакле “Дон Кихот”. Фото – Йохан Перссон (2013 год)
Фото 2-4. Сцены из спектакля “Дон Кихот”. Фото – Йохан Перссон (2013 год)
Фото 5. Карлос Акоста
Фото 6. Наталья Осипова. Фото – Джон Росс
Фото 7-8. Сцены из спектакля “Дон Кихот”. Фото – Йохан Перссон (2013 год) 

 

 

Комментариев нет: