В эти дни Театральная компания Чикаго “Sideshow” (Sideshow Theatre Company) представляет спектакль “Глупая гребаная
птичка” (вольный перевод автора статьи, оригинальное название – “Stupid Fucking Bird”) по
одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера. О том, что это -
парафраз на темы пьесы Чехова “Чайка”, указывает подзаголовок: “sort of adapted from Chekhov’s The Seagull”. Все персонажи нам хорошо
известны, даже некоторые имена совпадают. Начинающий молодой режиссер театра Конрад пытается выбраться из тени матери, знаменитой в прошлом голливудской актрисы Эммы. Он бунтует против
искусства, созданного ее поколением, и, как и его знаменитый предшественник
Треплев, тоже ищет новые формы. Муза режиссера Нина влюбляется в любовника Эммы, известного писателя Дойла. Все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви... – в общем, знаменитые чеховские мотивы, вписанные в антураж
современной Америки. В этом порой непочтительном парафразе на темы
классической пьесы Познер позволяет себе полные юмора “буйные” сцены, неожиданные репризы и даже песни...
В прошлом выпуске Театрального обозрения было
опубликовано интервью с режиссером-постановщиком спектакля Джонатаном Грином.
Сегодня пришло время рассказать об авторе пьесы.
Аарон Познер –
яркое имя на карте современного американского театра. Он родился в городе
Мэдисон (штат Висконсин), вырос в Орегоне, получил образование в
Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Автор более двадцати
пьес, написанных в течение двадцати пяти лет. Некоторые из них представляют
собой адаптации известных классических произведений, например, двух романов
Хаима Потока “Избранные” (“The Chosen”, более пятидесяти постановок по всему миру) и
“Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”,
премьера спектакля по этой пьесе состоялась осенью 2014 года в TimeLine Theatre Company),
сборника рассказов Курта Воннегута “Кто я сегодня?”, романа Эдмона Ростана
“Сирано де Бержерак” (совместно с Майклом Холлингером). Есть у Познера и
мюзиклы – “A Murder, a Mystery & a Marriage” по мотивам рассказа Марка Твена (композитор - Джеймс Сагг) и “The Gift of Nothing”.
Заканчивая Северо-Западный
университет, Познер не думал о карьере драматурга. Он хотел повторить судьбу отца и стать
профессором, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься театром. В
качестве человека, оказавшего на него влияние, Познер называет профессора
актерского отделения университета, известного чикагского актера и режиссера Фрэнка Галати.
Все, что занимает центральное место в творчестве Познера, было сформировано в
течение десяти лет,
когда Познер был одним из
основателей и художественным руководителем Arden Theatre в Филадельфии. Он
поставил там более тридцати пяти спектаклей и научился, как он сам говорит,
“ремеслу профессии”. В настоящее время Познер является одним из руководителей Folger Theatre в
Вашингтоне и членом труппы Milwaukee Repertory Theater. Лауреат трех премий “Helen Hayes” за
лучшую режиссуру за последние восемь лет. Все три спектакля – “Measure For Measure”, “The Two Gentlemen of Verona”, “Cyrano” - были поставлены в Folger Theatre.
В беседе с кинорежиссером, театральным и
кинокритиком Сидни-Шанел Жоукинс (беседа была опубликована в июльском выпуске
прошлого года вашингтонского театрального журнала “The Playwright’s
Playground”) Познер признался, что только с пьесы “Глупая гребаная птичка” он
начал думать о себе как о драматурге: “Хотя я до сих пор строю свои
пьесы “на костях” существующей литературы, мои вариации на чеховские темы совсем не благоговейные. Я не
служу Чехову. Я подрываю, извращаю, занимаюсь деконструкцией его героев. Оригинальное
произведение дает мне возможность личных исследований,
позволяет мне высказаться по поводу вещей, которые меня глубоко волнуют и интересуют”. Познер говорит, что не любит показывать
злодеев, его не интересуют “черно-белые” персонажи:
“Мне нравится писать о неоднозначных людях и их неоднозначных поступках”. На вопрос интервьюера, почему он взялся за чеховский “ремикс”,
драматург ответил так: “Я люблю Чехова теоретически, но очень
редко доволен театральными инсценировками его пьес. Чехов
был блестящим, проницательным, революционным автором, но потом... парадигма изменилась.
Большинство пьес, написанных за последние сто лет, находятся в большом долгу перед
его героями, но это огромное влияние привело к тому, что на смену радикализма пришел историзм и часто избитые темы и
сюжеты. А мне хочется быть немного революционером. Я не
претендую даже на крошечный процент чеховского гения, но я провел в
театре более
двадцати пяти лет, и хотелось бы думать, что
я кое-что узнал о необъяснимом театральном чуде, называемом Игрой. Я написал честно о
том, чем я действительно интересовался, в такой
форме, которая разбудит, удивит, шокирует зрителя, которая
заставит его немного
приподняться в кресле, а не сонно сидеть, развалившись в нем... Я
писал эту пьесу очень легко – процесс был захватывающим. Я
не волновался - просто делал свое дело. Потом, во время репетиционного процесса, началась бесконечная
доработка, изменение, дописывание, переписывание... Я
только недавно окончательно закончил пьесу и вскоре буду ее публиковать. Я не могу возиться с ней всю жизнь – надо оставить что-то на следующую”.
Аарон Познер рассказал, откуда появилось столь вызывающее название: “Название появилось
раньше пьесы, года четыре тому назад. Я сказал это в
шутку во время репетиций другой пьесы, во время
разговора о Чехове. Потом, выходя из
комнаты, добавил: “Я должен сделать свою
пьесу об этих героях и назвать ее “Stupid Fucking Bird”. Друзья долго
смеялись. С этого все и началось. В названии мне было важно показать, что я
свободен в выборе, что мне не надо волноваться по поводу цензуры, и т.д. И люди,
кажется, это понимают. Приятно иметь
название, которое вызывает смех и точно описывает энергетику
и динамику спектакля”.
Когда и как пишет Познер? ”Я пишу на компьютере. Пишу быстро, много и не волнуюсь по
этому поводу. Знаю, что буду сокращать, поэтому просто пишу, пока пишется. Я понятия не имею, что
такое дисциплина. У меня нет установленного времени. Есть сумасшедшая жизнь и дочь.
Пишу, когда могу: очень поздно ночью, очень рано
утром, в поездах, в залах
ожидания... Сцену вечеринки в третьем акте
“...птички” я написал одной рукой, стоя у компьютера. Дочке было около
восьми месяцев, она спала у меня на
плече.”
Сидни-Шанел Жоукинс попросила Познера назвать трех любимых современных драматургов. “Я люблю Тома Стоппарда за широту и интеллект. Люблю Дункана Макмиллана, который написал интересную пьесу “LUNGS”. Люблю Чака Ми.
Я бы не написал своих пьес, если бы не видел и не читал его удивительных
работ. Я очень благодарен
ему. И, конечно, есть очень, очень много других писателей. Надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы прочитать и увидеть их
работы. Новые
пьесы невероятно вдохновляют,
они позволяют идти театру в новом направлении. Я хочу
быть частью этого движения.”
Аарон Познер живет в пригороде Вашингтона с женой
Эрин и четырехлетней дочкой Мейси. Правда, дома он появляется редко. Он
мотается по стране, ставя спектакли или присутствуя на премьерах своих пьес. В
августе 2014 года в American Players Theatre (городок Spring Green, штат Висконсин) в
постановке Познера состоялась премьера спектакля по пьесе Дж.Бернарда Шоу
“Дилемма доктора”. В январе 2015 года в Theater J (Вашингтон) прошла мировая
премьера спектакля по пьесе “Life Sucks (Or the present ridiculous)” - еще
одна вариация на чеховскую пьесу, на этот раз “Дядю Ваню”, где наш герой
выступил в качестве автора и режиссера. Весной 2015 года Познер поставил в Folger Theatre пьесу
Тома Стоппарда “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”. А в эти дни Познер находится
в Чикаго и в качестве автора и режиссера-постановщика принимает участие в
репетиционном процессе “Бури” Шекспира в Шекспировском театре. Так что с его
творчеством мы скоро встретимся снова...
Nota
bene!
Спектакль “Глупая гребаная птичка” идет до
30 августа 2015 года в помещении Victory Gardens Zacek McVay Theater по адресу: 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60601. $15-$49. Заказ билетов - на сайте www.victorygardens.org,
по телефону 773-871-3000 или в кассе театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Аарон Познер
Фото 2-7. Сцены из спектакля “Глупая гребаная птичка”. Фото – courtesy of DEF
Комментариев нет:
Отправить комментарий