29 сент. 2015 г.

“Херши Фелдер в роли Ирвинга Берлина” (”Herschey Felder as Irving Berlin”)



Продолжается цикл “Херши Фелдер представляет...”. После моноспектакля Дебры Эрхардт “Прощай, Ямайка”, в котором Фелдер выступил в качестве продюсера, он показывает представление “Херши Фелдер в роли Ирвинга Берлина”, где он – автор сценария и исполнитель роли родившегося в Могилеве композитора Израиля Бейлина, ставшего известным Америке и всему миру под именем Ирвинг Берлин.


Израиль Бейлин родился в 1888 году в семье кантора местной синагоги. После погромов 1893 года семья бежала в Америку. Новым домом Изи Бейлина стала тесная квартирка в Ист-Сайде - одном из беднейших районов Нью-Йорка конца XIX века. Но и этот дом ему пришлось покинуть. Отец скоропостижно умер, и в тринадцать лет Изя “пошел в люди”. С неослабевающим напором он делал попытки выбиться из нищеты. Устроился сначала в какую-то музыкальную труппу, где ему платили только за то, что он хлопал, как бешеный, и подбивал публику подпевать актерам. Потом он стал поводырем слепого певца, певшего в притонах китайского квартала, а тот устроил его в кафе, где были нужны официанты, умеющие петь. Изя стал не просто петь, но и пародировать сентиментальные песенки того времени. Это было так смешно, что это кафе стало популярным. Говорят, однажды его даже посетил английский принц, родственник короля Эдуарда Восьмого. На следующий день его имя попало в газеты, причем фамилия была написана с ошибкой. Но ему эта ошибка понравилась, и так Израиль Бейлин стал Ирвингом Берлиным. Вся эта история настолько его вдохновила, что он начал сам писать песни. Сначала только слова, а потом и мелодии. Он был одним из тех немногих композиторов, кто пришел на сцену с улицы и принес с собой музыку этой улицы, музыку разных этнических культур, разных стилей и направлений. Он был самородком, не читал нот и не играл по нотам, но у него было удивительное природное понимание красоты мелодии, ритма и музыкальной фразы. Он мог писать музыку только с ассистентами, которым он наигрывал мелодию, используя только черные клавиши. Он говорил: “Белые - для тех, кто изучал музыку”. Так он напел 900 (!) мелодий, почти половина из которых стали любимейшими мелодиями десятилетий. Всего известны более полутора тысяч песен Берлина. Из них 232 в разные годы входили в первую десятку хитов, а двадцать пять становились лучшими песнями Америки.

Главное свойство Берлина – способность остановить мгновение, запечатлеть сиюминутное настроение общества в нескольких мелодиях. Всего в нескольких, но так точно, что каждая эта мелодия становится символом какого-то периода американской истории.

Берлин написал музыку к девятнадцати бродвейским постановкам и восемнадцати фильмам, среди которых “Белое Рождество” (“White Christmas”, 1954), “Эта чудесная жизнь” (“Its a Wonderful Life”, 1946), “Голубые небеса” (“Blue Skies”, 1946), “Пасхальный парад” (“Easter Parade”, 1948). Среди мюзиклов Берлина - “Цилиндр” (“Top Hat”), “Анни получает ваше оружие” (“Annie Get Your Gun”), “Позвони мне, мадам” (“Call Me Madam”) и другие. Уже в конце двадцатых годов за Берлином закрепилось прозвище “человек, заставивший всю страну мурлыкать песни”.

В 1918 году Берлин написал музыку для мюзикла, в котором была мелодия, позже ставшая песней “Боже, благослови Америку” (“God Bless America”). В окончательный вариант мюзикла мелодия не попала. Спустя двадцать лет композитор вернулся к этой песне и передал готовое произведение певице Кейт Смит, которая исполнила ее по радио. Песня имела феноменальный успех, а авторские права на нее Берлин передал особому фонду, который финансировал американских бойскаутов. Только за первую неделю после теракта 11 сентября 2001 года, по данным газеты “Нью-Йорк таймс”, песня “Боже, благослови Америку” прозвучала в радиоэфире 4267 раз!

Невероятно популярной остается и его песня “Белое Рождество” из одноименного фильма - лучшая американская рождественская песня. Трудно себе представить, что человек, написавший такую песню, никогда не праздновал Рождество. Не потому, что был евреем. В отличие от своей семьи, Берлин не был верующим евреем. Он не праздновал Рождество, потому что для него это был трагический день. В рождественский день 1928 года от загадочной болезни умер его новорожденный сын.

Спустя много лет актер и певец Мэнди Патинкин исполнил песню “Белое Рождество” на идиш.

На презентации почтовой марки, посвященной Ирвингу Берлину, композитор Джером Керн сказал: “Неправильно сказать, что Ирвинг Берлин занял свое место в американской музыке, потому что он и есть сама американская музыка”. Ирвинг Берлин умер в 1989 году на сто первом году жизни.

В спектакле Херши Фелдера прозвучат фрагменты композиций “Alexander’s Ragtime Band”, “Always”, “Blue Skies”, “Count Your Blessings Instead of Sheep”, “Easter Parade”, “Heat Wave”, “How Deep is the Ocean”, “Puttin’ on the Ritz”, “Steppin’ Out with My Baby”, “What’ll I Do”.

Мировая премьера спектакля состоялась в театре Geffen Playhouse в Лос-Анджелесе. После этого были показы в Orange County (Калифорния) и Бостоне. Везде – аншлаги и восторженные рецензии. После Чикаго спектакль увидят зрители Нью-Йорка.

Херши Фелдер хорошо знаком чикагским театралам. В прошлые годы он играл моноспектакли “Джордж Гершвин” (“George Gershwin Alone”, Winner of 2007 Los Angeles Ovation Awards, Best Musical and Best Actor), “Леонард Бернстайн” (“Maestro: Leonard Bernstein”) – режиссером обоих спектаклей был Джоэль Цвик, “Пианистка с улицы Виллесден” (“The Pianist of Willesden Lane”), “Джек Леммон возвращается” (“Jack Lemmon Returns”). Весной 2016 года в цикле “Херши Фелдер представляет...” состоится премьера спектакля “I Found My Horn”.

Режиссер спектакля “Херши Фелдер в роли Ирвинга Берлина” – Тревор Хей. В прошлом - член труппы Old Globe Theatre (Сан-Диего), на протяжении тридцати двух лет он ставит и продюсирует спектакли на Бродвее. Хей давно и успешно работает с Фелдером, был режиссером спектаклей с его участием “Херши Фелдер в роли Франца Листа” (“Hershey Felder As Franz Liszt in Musik”) и “Пианистка с улицы Виллесден” (“The Pianist of Willesden Lane”)

Nota bene! СпектакльХерши Фелдер в роли Ирвинга Берлинаидет с 30 октября до 6 декабря 2015 года в помещении Royal George Theatre по адресу: 1641 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Цена билета - $60. Заказ билетов по телефону 312-988-9000, на сайте www.ticketmaster.com или в кассе театра.

Фотографии к статье:
Фото 1-2. Херши Фелдер в спектакле “Херши Фелдер в роли Ирвинга Берлина”

Комментариев нет: