13 июля, 6.30 pm. На фестивале снова выступит чикагская скрипачка Рэйчел Бартон Пайн. Она солирует в Скрипичном концерте М.Бруха. В программе также: Малая сюита для оркестра В.Лютославского и Четвертая симфония Р.Шумана. Оркестром Грант-парка руководит приглашенный из Польши дирижер Михал Нестерович.
Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор Макса Бруха - абсолютный шедевр мировой музыки. Премьера первой редакции Концерта cостоялась 24 апреля 1866 года в Кобленце. Оркестром дирижировал композитор. После премьеры он продолжал работать над своим сочинением. Рукопись нового варианта Брух выслал скрипачу Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Концерт включали в свой репертуар все великие скрипачи прошлого. Музыковед Иосиф Райскин так пишет о необычном построении Концерта: “Все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки. Ритмически упругий страстный “взлет” скрипки соло и широкая, экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки “незаметно” вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный “комплимент” Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). Концерт венчает энергичная блестящая кода”.
В 2013 году в Польше и других европейских странах отмечали столетие со дня рождения Витольда Лютославского - одного из столпов классической музыки XX века. К сожалению, в Чикаго это событие прошло незамеченным. Музыку Лютославского не исполняют ни в Симфоническом центре, ни в Равинии. Тем похвальней инициатива Grant Park Music Festival познакомить большое количество слушателей с одним из самых запоминающихся сочинений композитора. Малая сюита для оркестра - это попытка Лютославского в классической форме показать богатство и разнообразие национального фольклора, в частности, мелодии и песни Жешувского района Польши. Лютославский ездил в этот район, посещал деревни и отдаленные хутора, встречался с местными музыкантами и вернулся окрыленным и полным желания использовать в своем творчестве огромный пласт неизвестных фольклорных мелодий.
Рэйчел Бартон Пайн родилась 11 октября 1974 года в Чикаго. Впервые взяла в руки скрипку в возрасте трех с половиной лет, а в пять так подписывала свой рисунок в детсадовской газете: “Рэйчел, скрипка”. В десять лет юное дарование уже солировало в концерте Чикагского симфонического оркестра, в семнадцать (в 1992 году) – Рэйчел стала победительницей (самой молодой в истории) Международного баховского конкурса в Лейпциге. Ее отец долгое время был безработным, и ей приходилось кормить семью, зарабатывая игрой на свадьбах и частных вечеринках. При этом она занималась по восемь часов в день, отрабатывая классический репертуар. Школу ей заменили занятия с мамой, а младшие сестры помогали ей с расписанием гастролей. Позднее она скажет: “Мое детство закалило мой характер”.
Блестящая карьера Пайн была прервана в 1995 году нелепым несчастным случаем в пригородной электричке под Чикаго. Двери вагона закрылись, прищемив руку Рэйчел, в которой она держала скрипку работы Амати. Поезд тронулся и протащил ее более ста метров, прежде чем проводник заметил несчастную девушку... После больницы и многочисленных операций Рэйчел не только заново научилась ходить (у нее протез вместо левой ноги), но и вернулась к активной концертной деятельности. Сегодня в гастролях ее сопровождает муж Грег. В 2011 году у Рэйчел родилась дочь. Семья живет в центре Чикаго. “Многое в моей жизни зависит от удачи, - говорит Рэйчел. - Я стараюсь всегда думать о положительном и игнорировать все остальное.”
Рэйчел – девушка экстравагантная и непредсказуемая. Она играет не только на классической скрипке, но и на барочном инструменте viola d’amore, а также на шестиструнной электроскрипке. Я помню ее концерт на фестивале в Грант-парке летом 2010 года, когда наряду со Скрипичным концертом П.Чайковского она сыграла сочинения композиторов XVII века, а закончила вечер композицией в стиле “heavy metal”. Рэйчел частенько любит удивлять публику выступлениями в составе ультрамодных групп. Она любит преподносить сюрпризы. То Двадцать четыре каприса Н.Паганини сыграет в один вечер, то два сольных концерта “Бах и до него” подряд проведет – такое даже от самых выносливых музыкантов услышишь нечасто! В прошлом году во время концерта в Rockefeller University она вдруг развеселила публику анекдотом о Каприсах Паганини. Так что будьте готовы к любым неожиданностям!
Концерт 13 июля в прямом эфире будет транслироваться по радио классической волны Чикаго 98.7WFMT.
Открытые репетиции пройдут 12 и 13 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 13 июля с 5.30 pm до 6.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
15 июля, 6.30 pm; 16 июля, 7.30 pm. Сочинением “Te Deum” и Девятой симфонией А.Брукнера в конце июня завершился сто двадцать пятый сезон Чикагского симфонического оркестра. Прошло каких-то две недели, и снова в Чикаго звучит музыка не самого популярного австрийского композитора. В исполнении оркестра Грант-парка под управлением Кристофа Кенига мы услышим Четвертую (“Романтическую“) симфонию А.Брукнера. В программе также: Пятьдесят пятая симфония еще одного великого австрийца - Йозефа Гайдна.
Кристоф Кениг родился в Дрездене. В детстве пел в знаменитом дрезденском Kreuzchor. Учился в Дрезденской консерватории одновременно на факультетах дирижирования, фортепиано и вокального пения. Работал ассистентом сэра Колина Дэвиса в Дрезденской опере. Профессиональную карьеру начал первым капельмейстером Бонской оперы. С 2009 по 2014 годы занимал пост главного дирижера Orquestra Sinfónica do Porto Casa da Música. В настоящее время является главным дирижером и музыкальным руководителем оркестра “Solistes Européens” (Люксембург) и главным приглашенным дирижером оркестра “Real Filharmonia de Galicia”. На фестивале дебютировал в прошлом году.
Концерт 15 июля в прямом эфире будет транслироваться по радио классической волны Чикаго 98.7WFMT.
Открытые репетиции пройдут 12 июля с 3.00 pm до 5.30 pm, 14 июля с 10.30 am до 1.00 pm, 15 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 15 июля с 5.30 pm до 6.00 pm и 16 июля с 6.30 pm до 7.00 pm в помещении “Family Fun Tent”. Оба вечера специальным гостем будет дирижер Кристоф Кениг.
Nota bene! Большинство концертов фестиваля пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация - на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Рэйчел Бартон Пайн
Фото 2. Михал Нестерович
Фото 3. Кристоф Кениг. Фото – Норман Тимонера
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий