20 июля, 6.30 pm. “Путешествие во времени” – так называется вечер, в котором оркестр Грант-парка исполнит одноименное мультимедийное сочинение Филипа Гласса (“A Jorney Through Time”) и произведение Освальдо Голихова “Azul”. Солисты: Алиса Вайлерштайн, виолончель (она солирует в пьесе “Azul”, о ней – на соседней странице, в рубрике “Равиния-2016”); Майкл Уорд-Бергеман, аккордеон; Джаме Хаддад и Сиро Баптиста, ударные инструменты. Дирижер – Марин Алсоп.
Во время исполнения “Путешествия...” на экране мы увидим снимки знаменитого
голландского фотографа журнала National Geographic Франса Лантинга, специализирующегося на съемках
дикой природы.
Родившийся в еврейской семье эмигрантов в
католической Аргентине, учившийся в Израиле и Америке Освальдо Голихов с полным
правом может быть назван Гражданином мира. Он родился 5 декабря 1960 года в
аргентинском городе Ла Плата в семье учительницы музыки и врача. Вот что
говорит композитор о своих родителях: “Россия у меня
– со стороны отца: все были убежденными коммунистами. Уже потом они узнали
правду о Сталине. Моя мама родом из Румынии. Ее семья придерживалась
ортодоксальных взглядов. Они были скромны и очень набожны”. Маленький
Освальдо проводил часы под стулом, на котором сидела, играя на рояле, его мать.
Прошло время, и он перебрался на стул, а мама стала его первым учителем. С
детства будущий композитор был окружен, с одной стороны, еврейской музыкой, с
другой – современными ритмами, в особенности – ритмами танго. После занятий
фортепиано и композицией у Джерардо Гандини в местной консерватории в 1983 году
Голихов переехал в Израиль и поступил в Иерусалимскую академию музыки и танца
имени С.Рубина в класс профессора Марка Копитмана. С 1986 года живет в Америке.
Он закончил Пенсильванский университет, стажировался у маститых композиторов
Джорджа Крамба и Оливье Кнуссена. Голихов сотрудничает с лучшими
представителями самых разных музыкальных жанров. Среди них и румынская группа
“Тараф Де Хайдук” (или “группа хулиганов” по-русски) из крохотного городка
Клеяни, исполняющая традиционную цыганскую музыку, и мексиканская рок-группа “Кафе
“Такуба””, и Закир Хуссейн, играющий на индийском барабане табла, и
аргентинский композитор и гитарист Густаво Сантаолалла. В 2002 году номинацию
на “Грэмми” получило камерное произведение Голихова “Книга на идиш”, записанное
с Лоуренс-квартетом. Многолетняя дружба связывает композитора с
Кронос-квартетом, который исполнил многие его сочинения. В 2000 году в честь
250-летия со дня смерти И.С.Баха Голихов сочинил кантату “Страсти по Марку” –
произведение для солистов, хора и оркестра. Компакт-диск с записью этой музыки
был удостоен в 2001 году премии “Грэмми”. Несколько произведений Голихов
сочинил для замечательной певицы Дон Апшоу. Среди них – “Три песни для сопрано
и оркестра” (2002), цикл песен с непереводимым названием “Ayre”
(2004) и одноактная опера “Ainadamar” (“Фонтан слез”, 2003) – первая опера в
творчестве композитора, рассказывающая о жизни и трагической гибели Федерико
Гарсии Лорки. Альбом с оперой “Ainadamar” был удостоен двух премий “Грэмми” в 2007 году. Голихов живет в Бостоне,
преподает в колледже в городе Ворчестер (штат Массачусетс). В активе
композитора – музыка к фильмам Фрэнсиса Форда Копполы “Юность без юности” (“Youth Without Youth“, 2007) и “Тетро” (“Tetro“, 2007).
Буквально за несколько лет Освальдо
Голихов превратился в одного из самых востребованных композиторов
современности. Сам он относится к обрушившейся на него популярности достаточно
спокойно: “Я прекрасно понимаю, что не буду популярен вечно. Я просто люблю
сочинять музыку, и мне чертовски повезло в жизни: мне платят за мои мечты,
которые я претворяю в жизнь. Это то, чем я намерен заниматься в дальнейшем”.
Знакомство чикагских любителей музыки
с творчеством Голихова началось в 2001 году, когда в Равинии была исполнена его
песня “Lua Descolorido” из цикла “Три песни для сопрано и оркестра”. В следующем,
2002 году, в Равинии прозвучала его “Книга на идиш” и “Страсти по Марку”. В
2006 году в исполнении симфонического оркестра и хора Атланты под управлением
Роберта Спано впервые в Чикаго была исполнена опера “Ainadamar”. С 2007 по 2009 годы Голихов был композитором-резидентом
Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Тогда его музыка активно
исполнялась в Чикаго.
“Azul” – в переводе с испанского “голубой” (Любит Голихов давать своим
сочинениям испанские названия!). Это произведение для виолончели и оркестра
посвящено 125-летию Бостонского симфонического оркестра. Мировая премьера
сочинения состоялась 5 августа 2006 года на музыкальном фестивале в Танглвуде.
На следующий день “Azul” услышали в
Равинии. Пьесу исполнили Йо Йо Ма и ЧСО под управлением Мигуэля Харта-Бедойи. Я
был на этом знаменательном концерте.
Музыка Голихова в “Azul”е – это насыщенная
палитра звуков нашего времени: взрывная, нервная, экспрессивная. Композитор
экспериментирует со звуком, добавляя к привычным классическим инструментам
новые (в “Azul”е таковыми были аккордеон и народные восточные инструменты), смешивая
стили и направления и создавая при этом свой, особый стиль. В этой связи
интересно было наблюдать, как располагались музыканты на сцене. Солист-виолончелист
сидел не на авансцене, как это обычно принято, а слева от дирижера, рядом с
остальными музыкантами. Справа от дирижера располагался аккордеонист (Майкл
Уорд-Бергеман), в центре – музыкант, играющий на ударных инструментах (Джаме
Хаддад). Сзади аркообразно находились струнные: четыре альта, шесть вторых
скрипок, шесть первых скрипок (именно так: за вторыми скрипками следовали
первые), четыре виолончели и шесть контрабасов. Также необычно располагалась
группа духовых инструментов. Слева – гобои и кларнеты, справа – валторна. При
такой рассадке, по мысли композитора, “различные группы инструментов, подобно
антенне, ретранслируют звуки виолончели”. Композитор называет “Azul”
сочинением о дружбе и глубокой связи солиста и оркестра. При его написании на Голихова
большое влияние оказала многолетняя дружба с Йо Йо Ма. Им легко было найти
общий язык, поскольку оба они интересуются самыми разными жанрами и
направлениями современной музыки. Композитор говорит: “Я не писал “Azul” для
того, чтобы показать, как много нот может быть сыграно за одну секунду. Я писал
эту музыку, чтобы сказать о гораздо более важных вещах, волнующих меня”.
Действительно, говоря о музыке, Голихов часто оперирует “более важными вещами”.
Это такие понятия, как “правда”, “искренность”, “эмоциональность”. Прислушаемся
к словам композитора: “В “Azul”е все правдиво. Это, возможно, плохое сочинение,
но оно правдивое. Иначе оно не заслуживало бы внимания. Я чувствую это нутром,
я чувствую это моим “измерителем правды”, который сидит у меня внутри”.
Любитель парадоксальных определений, Голихов
говорит о голубом цвете как о “цвете ночи, цвете океана”, восхищаясь его
“простой волшебной красотой”. В отличие от остальных сочинений Голихова, “Azul” не
привязан к определенному географическому пространству. Слушая это сочинение, у
меня возникло огромное количество ассоциаций: Бах и электронная музыка
будущего, арабские и еврейские мотивы, шум воды и дыхание ветра, ритмы танго и
латиноамериканские мелодии... В какой-то момент показалось, что кричит ребенок.
Так у Бродского кричит ястреб: “Из согнутого, как крюк, Клюва, похожий на визг
эриний, Вырывается и летит вовне Механический, нестерпимый звук, Звук стали,
впившейся в алюминий...” Голихов назвал свое сочинение испанским словом “azul”, и
можно предположить, что эклектизм музыки также связан с Испанией, с тем золотым
временем, когда христиане, иудеи и мусульмане мирно сосуществовали друг с
другом. Сейчас эти воспоминания представляются, к сожалению, совсем
неактуальными. Но, может быть, это не воспоминания, а мечты и надежды
композитора-идеалиста?! Как бы то ни было, в этой музыке отчетливо слышен
гуманистический миролюбивый посыл художника.
Более тринадцати тысяч зрителей в переполненной
Равинии (как, впрочем, и за день до этого в Танглвуде) с восторгом приняли
новое сочинение Голихова. Это был безусловный успех композитора, оркестра и
солистов. Я уверен, что такой же успех будет ожидать это произведение на
фестивале в парке “Миллениум”.
Открытые репетиции пройдут 19 и 20 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 20 июля с 5.30 pm до
6.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
22 июля, 6.30 pm; 23 июля, 7.30 pm. Девятая симфония (“Из Нового света”) А.Дворжака
соседствует в программе с симфонией “Гарлем” Джеймса Джонсона и сочинениями
Дюка Эллингтона. Солисты: Реджина Картер, скрипка; Ксавьер Дэвис, фортепиано;
Крис Лайткэп, контрабас; Алвестер Карнетт, ударные; Джонита Латтимор, сопрано;
Аниша Макфарланд, сопрано; Элизабет Норман-Сожурне, сопрано; Фред Нелсон Третий
- фортепиано. Оркестр Грант-парка. Дирижер - Марин Алсоп.
Последняя симфония чешского композитора Антонина
Дворжака была написана во время его трехлетнего пребывания в Америке. Дворжак
преподавал в Нью-Йоркской консерватории и произвел там настоящую революцию. Он
фактически перестроил консерваторскую систему музыкального обучения, сделав ее
более эффективной и современной. Дворжак прислушивался к окружающим его звукам
и первым из крупных композиторов обратил внимание на обобщающие национальные
свойства спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению африканской и афро-американской
музыки, но интуицией большого музыканта понимал спиричуэлс не как узко
афроамериканское искусство. Он убедил американцев и весь остальной
мир, что эта музыка является подлинным американским фольклором. Характерные
интонации спиричуэлс есть и в симфонии ”Гарлем”, и в некоторых произведениях
Эллингтона.
Пятидесятидевятилетняя Марин Алсоп - одна из самых
успешных в мире женщин-дирижеров. Кроме двух “своих” оркестров - она является музыкальным
руководителем Балтиморского симфонического оркестра и главным дирижером Симфонического
оркестра Сан-Паулу - Алсоп выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира.
В 2013 году она стала первой женщиной-дирижером на фестивале Би-Би-Си Промс. В
Балтиморе ее обожают, и летом 2013 года она продлила контракт с оркестром до
окончания сезона 2020-21 годов. Она является куратором концертов 20, 22 и 23
июля.
Концерт 22 июля в прямом эфире будет
транслироваться по радио классической волны Чикаго 98.7WFMT и на
сайте wfmt.com/streaming.
Открытые репетиции пройдут 19 июля с 3.00 pm
до 5.30 pm; 21 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 22 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 22 июля с 5.30 pm до
6.00 pm и 23 июля с 6.30 до 7.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
Nota bene! Большинство концертов фестиваля пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация - на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Освальдо ГолиховФото 2. Марин Алсоп. Фото – Адриан Уайт
Комментариев нет:
Отправить комментарий