Вадим Глузман родился в 1973 году в
Житомире. Он говорит: “Я вышел из романов Шолом-Алейхема и Экзюпери, Булгакова
и Визеля. Я вышел из клейзмерской музыки, Брамса, Чайковского, Шостаковича и
Бернстайна. Я вышел из записей Ойстраха и Шеринга, Рубинштейна и Хассида,
Горовица и Гульда... Я должен был стать скрипачом, это было моей судьбой”. Со
скрипкой Вадим не расстается с семи лет. Учеба в Риге, в Тель-Авивской академии
музыки, в Джульярдской школе музыки, победы на многочисленных международных
скрипичных конкурсах, сольные концерты, камерные ансамбли, выступления с
оркестрами, записи... Житомир – Рига – Тель-Авив – Нью-Йорк – Чикаго – далее
везде... – география маршрутов Вадима Глузмана простирается по всем
континентам. Он начитан, доброжелателен, остроумен, открыт для общения и, подобно
своему прадедушке, обожает играть на скрипке.
-
В 1990 году из Риги мы репатриировались в Израиль.
В Тель-Авиве я услышал, что Айзек Стерн прослушивает молодых скрипачей в
Музыкальном центре в Иерусалиме. Я приехал и сообщил секретарю, что хочу поиграть
Стерну. Секретарь ответил, что идея сама по себе замечательна, но придется
подождать пару лет. На мое счастье, в этот момент дверь отворилась и в Центр
вошел Стерн. Показав на меня, он спросил: “Кто это?” Секретарь сказал: “Мальчик
приехал поиграть вам на скрипке”. Реакция Стерна оказалась неожиданной:
“Хорошо. Готовься. Пять минут у меня найдется”. Пять минут вылились в полтора
часа, и с тех пор я имел счастье общаться со Стерном с большей или меньшей
регулярностью в Израиле, а потом и в Нью-Йорке. Он дал рекомендации в
Американо-израильский культурный фонд, выделил скрипку...
В 1992 году Глузман получил скрипку работы
Гварнери, в 1994 - стал обладателем Приза Фонда Генриха Шеринга, в 1996 -
получил смычок из коллекции Шеринга. Сейчас он играет на скрипке 1690 года
работы Страдивари. Предоставленная Обществом Страдивари в Чикаго скрипка
принадлежала основателю русской скрипичной школы Леопольду Ауэру. Вадим
говорит: “Словами не описать, как восхитителен этот инструмент. Он заставляет
меня бежать в пятнадцать раз быстрее и нырять в пятнадцать раз глубже. Когда я
впервые взял в руки эту скрипку, я понял, что жизнь моя изменилась”.
Жена Глузмана – пианистка Анжела Йоффе. Вадим
говорит: “Мы учились в одной школе в Риге, начали вместе играть, продолжили в
Израиле, а потом решили, что можно не только играть вместе...”. Одиннадцать лет
назад в Чикаго у них родилась дочь Орли. Она свободно говорит на русском,
английском и иврите. С пеленок на колесах, путешествует с родителями. Учится
музыке. Играет на скрипке и флейте. Музыкантом становиться пока не планирует.
Любит танцевать. Четыре раза в неделю ходит в балетную школу. “Артистический
человек. Что из этого получится – не знаю.”
Шесть лет назад в пригороде Чикаго Норсбруке
(Northbrook)
Вадим Глузман и Анжела Йоффе организовали фестиваль камерной музыки.
-
Идея фестиваля проста: на одну неделю собрать
друзей – замечательных музыкантов. Мы с невероятной отдачей занимаемся
репетиционным процессом, потом с такой же отдачей ужинаем, рассказываем
истории, засиживаемся заполночь, а потом в девять утра все начинается сначала.
Как сказал мне мой агент: “excuse for a party”. В этой шутке на самом деле есть здоровое зерно.
Ощущение праздника, которое есть у нас от встреч с друзьями-музыкантами,
передается и нашей публике.
-
На фестивале всего три концерта, а подготовка к
нему занимает целый год. Стоит ли игра свеч?
-
Безусловно, стоит. Вся игра стоит всех свеч только
ради мгновений счастья на сцене. Мы разговариваем с музыкантами глазами, у нас
общие артистические задачи... Камерная музыка – тот вид музицирования, который
по интимности, спонтанности можно сравнить разве что с jam session. В
этой музыке есть элемент Чуда, а чудо невозможно ни объяснить, ни предсказать,
ни повторить.
На V фестивале 2015 года был
основан Фонд имени Аркадия Фомина – педагога Глузмана. Задача фонда – поддержка
молодых дарований. Стипендиат Фонда 2016 года - восемнадцатилетний виолончелист
Даниэль Калер.
-
Даник рос у нас на глазах, делал первые шаги с
виолончелью, и эти шаги сразу стали получаться подозрительно большими и
хорошими. Со временем стало понятно, что он становится замечательным
музыкантом. В этом году мы с ним сыграли ля-минорный концерт Баха. Даник -
невероятно талантливый парень. Как говорится, виолончель выросла прямо из него
самого! На нашем фестивале он познакомился с Марком Косовером –
концертмейстером групп виолончелей Кливлендского симфонического оркестра.
Теперь он – студент Косовера, только
что закончил первый год учебы в Кливлендском институте музыки. Когда встал
вопрос о нашем следующем стипендиате, в выборе все были едины.
С 2014 года Вадим Глузман является главным гостем
и креативным партнером Камерного оркестра в городе Коламбус (штат Огайо).
-
Почти никто из оркестра там не живет. Музыканты
слетаются на проекты – семь-восемь программ в году. Я являюсь частью
артистической дирекции оркестра и провожу с ним концерты в качестве лидера и
солиста, а именно концерты без дирижера. Мы переиграли огромное количество
известного и неизвестного репертуара, начиная от Симфонии Карла Филиппа Эммануэля
Баха и заканчивая Камерными симфониями Шостаковича.
В книге музыковеда Жана-Мишеля Молко “Great Violinists of the Twentieth Century, Volume 2”
Вадим Глузман был назван в числе тридцати величайших скрипачей современности. Я
спросил у Вадима, какие чувства он испытал, прочтя такие слова.
-
Это, конечно, очень приятно, но такие слова я
всерьез не воспринимаю. Я знаком с господином Молко. Он - совершенно уникальный
человек. Хирург, работает в Парижской больнице, делает около четырехсот
операций в год. Выдающийся знаток
истории струнной музыки. У него богатейшая коллекция записей, он написал тысячи
статей. Мы познакомились не так давно, уже после того, как он выпустил книгу.
Он пришел ко мне на концерт в Париже, а закончилось все ужином у него дома и
сидением перед стереосистемой до четырех утра. То, что обо мне написал такой
человек, для меня очень трогательно. Есть стимул идти дальше.
В сезоне 2014-15 годов Глузман впервые выступил с
Берлинским филармоническим оркестром. Он солировал во Втором скрипичном концерте
Прокофьева. Оркестром руководил главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.
Глузман вспоминает: “Это был настоящий момент музыкального счастья. Оркестр
настолько феноменален, что делает все, что ты хочешь. Такие моменты
запоминаются на всю жизнь...”.
В только что закончившемся сезоне 2015-16 годов
Вадим Глузман впервые исполнил Скрипичный концерт живущей в Нью-Йорке нашей
соотечественницы Леры Ауэрбах.
-
В общей сложности у нас будет три премьеры, потому
что этот Концерт заказали три оркестра: оркестр Бергенской филармонии в
Норвегии, Симфонический оркестр Би-Би-Си в Лондоне (премьера будет в июле на
Промсе) и Оркестр романской Швейцарии в Женеве... С Лерой что-то произошло, и
она написала совсем другую музыку. Лера вдруг стала улыбаться.
Конечно, саркастически, “с
иголками”, но улыбаться... Концерт называется
“Симфоническая фантазия в десяти частях для скрипки, оркестра и хора “The Infant Minstrel and his Peculiar Menagerie”. В оркестре есть какие угодно инструменты, включая музыкальную пилу.
Абсолютный музыкальный фейерверк! Для хора Лера написала не только музыку, но и
слова. Это такие нескладухи в стиле Льюиса Кэрролла. Даниил Хармс – самое
близкое сравнение с русской литературой... Процесс был потрясающе интересным. Я
никогда не работал с хором, а это совершенно другая специфика. Лера меня
кормила этим концертом по чайной ложке, присылая по несколько страниц, иногда –
часть, иногда – полчасти... Первая премьера прошла с огромным успехом, публика
была в восторге. Скрипичная партия написана для меня. Мы с Лерой дружим больше
двадцати лет. Я был одним из первых исполнителей ее музыки. Мы участвовали во
многих фестивалях, учились вместе в Джульярдской школе. На сегодняшний день она
является одним из самых исполняемых композиторов.
-
В следующем сезоне мы услышим вас в Чикаго, в
Симфоническом центре. 9, 10 и 11 декабря пройдут концерты Чикагского
симфонического оркестра под управлением Неэме Ярви. Вы играете Первый
скрипичный концерт Прокофьева. С Ярве вы тоже встречаетесь не первый раз?
-
К счастью, у меня сложился определенный круг
людей, которых я люблю и с которыми сотрудничаю. Неэме – один из них. Конечно,
он – патриарх, ему почти восемьдесят лет, но при этом он остается все тем же
невероятным хулиганом, которым был всегда. Мы с ним сыграли массу концертов в
разных странах. Один диск записали лет пять-шесть назад, а буквально в
следующем месяце выходит новый - с Первым и Вторым концертами Прокофьева. Мы
записывали этот альбом с Эстонским национальным оркестром в течение года. Все
звезды сошлись, когда в Чикаго зашла речь о моем возвращении и так случилось,
что дирижером станет Неэме, с которым мы записали Прокофьева, а это юбилейный
год Прокофьева... Кстати, последний раз с ЧСО я играл с сыном Неэме –
прекрасным дирижером Пааво Ярви
-
Кто для вас наиболее значимые фигуры в скрипичной
музыке? Вы уже упомянули Исаака Стерна. Кто еще стоит в этом ряду?
-
Первый в этом ряду - Давид Ойстрах. Ничего лучшего
в искусстве скрипичной игры, на мой взгляд, не происходило. Ойстрах – это
явление в музыке. Такие люди рождаются очень редко. Мне невероятно близко и
дорого его искусство.
-
Вы выступаете на родине?
-
Всегда с удовольствием приезжаю в Ригу. Это –
город моего детства, и мне дороги воспоминания о нем. Я учился в Рижской
специальной музыкальной школе имени Эмилса Дарзиньша, в той же школе, в которой
учились Гидон Кремер и Миша Майский. Там до сих пор работает мой первый
педагог...
-
Кем вы себя ощущаете? Русским евреем?
Израильтянином? Американцем?
-
Я себя ощущаю израильтянином, родившимся в бывшем
Советском Союзе. Мы живем и в Израиле, и в Америке. Я обожаю Чикаго, у нас
здесь родилась дочка, но домом я называю все-таки Израиль. Израиль – то место,
куда я возвращаюсь. В иные точки земного шара я приезжаю.
-
Кухня любого музыканта - репетиция. Можно ли
заглянуть на вашу кухню? Рихтер подсчитывал количество часов, которые он должен
вернуть фортепиано. Сколько часов вы должны вашей скрипке?
-
Я боюсь, что если я сегодня подсчитаю, сколько
должен инструменту, то я должен буду закончить все другие виды деятельности,
включая сон и еду, и только отдавать долг. Поэтому я стараюсь этого не делать.
Если серьезно, моя кухня на колесах, она очень гибкая и способна адаптироваться
к любым условиям. Для меня совершенно нормальное состояние – готовиться к
следующему концерту, пока играю сегодняшний. При этом еще нужно учить новые
произведения. Например, в следующем сезоне я сыграю три для меня новых
концерта, два из них – мировые премьеры. Ни один, ни другой еще не написаны.
Значит, я буду получать ноты в течение сезона, между поездками, во время поездок...
Если дальше говорить, то мы станем говорить о метрономе и совсем уже
технических деталях...
-
Вы – один из редких скрипачей, которые охотно
исполняют новую музыку. Огромное количество музыкантов всю жизнь играют только
Мендельсона и Бетховена...
-
Я не имею ничего против Мендельсона и Бетховена. Я
их играю регулярно с громадным удовольствием... Мне интересно играть новую
музыку. Это необходимо мне, как артисту. Я считаю, что наша обязанность –
давать голос новой музыке. Иначе как мы найдем следующих Мендельсона и
Бетховена?
-
Каков ваш критерий отбора новой музыки?
-
Если это еще не написанная музыка, то мы играем в
слепую игру. Но в данном случае я играю в слепую игру с Софьей Губайдулиной.
Она пишет Концерт для скрипки, виолончели и баяна. Я знаю, что скорее всего не
проиграю. Я часто играл музыку Софьи Асгатовны, я с ней работал, я ее музыку
очень люблю. Премьера будет в Ганновере буквально за неделю до того, как я буду
играть Прокофьева в Чикаго.
-
Вы самоед по натуре или человек, уверенный в себе?
-
Я – уверенный в себе самоед.
-
Заканчивая концерт, вы часто бываете довольны
собой?
-
За редчайшими исключениями, практически никогда.
Если по какой-либо случайности я слышу запись моего концерта, он мне чаще всего
не нравится. Очень трудно быть объективным в отношении того, как прошел
концерт.
-
Моменты вдохновения - бывали они у вас?
-
Честно скажу, я не считаю, что могу о себе
говорить такие вещи, даже если они и происходили. Это не мое дело. Мое дело –
скрипочку под подбородок и - вперед...
-
В каждой творческой профессии существуют свои
страхи. Страх скрипача - с чем он связан?
-
Со всем, начиная от порванной струны и порванного
волоса на смычке. Волос может обмотаться вокруг пальца и все: ни туда
- ни сюда. Совершенно нормальные страхи любого человека: текст, как я сегодня
выгляжу, погладил ли я брюки, и так далее... Ерунда в голову приходит
всевозможнейшая...
-
У вас замечательный русский язык. Такое
впечатление, что вы живете в Москве, а не в Америке.
-
Московского произношения у меня, по-моему, нет, а
язык... Книги не дают забывать русский язык.
-
Где вы находите время на чтение?
-
А самолет для чего? Я вам могу привести пример.
Полет из города Берген в Норвегии в город Аделаида в Австралии занимает сорок
два часа. Можно много чего успеть прочесть!
Фотографии
к статье:
Фото 1-4.
Вадим Глузман. Фото – Марко БорревФото 5-6. Вадим Глузман и Анжела Йоффе
Фото 7. Вадим Глузман и Туган Сохиев
Фото 8-9. Вадим Глузман
Комментариев нет:
Отправить комментарий