28 сентября, 1, 4 октября 7.00 pm, 6 октября, 3.00 pm. Шабаш ведьм начинается в Чикаго этой осенью рано –
задолго до праздника Хэллоуин. Симпатичные летающие колдуньи скажут свои загадочные
пророчества шотландскому полководцу по имени Макбет. Поддавшись на уговоры
ведьм, подталкиваемый “железной” леди, полководец убьет спящего короля и
сделает тем самым первый шаг на пути к трону и гибели...
Четыре раза в Чикагском симфоническом центре в
концертном исполнении прозвучит опера Джузеппе Верди “Макбет”.
И Шекспир, и Верди были людьми театра. Оба были прекрасными рассказчиками,
художественная правда была необходимым условием для поэта и композитора. Верди
знал и любил произведения Шекспира, поэтому его обращение к творчеству великого
английского драматурга не случайно. К тридцати четырем годам композитором уже
написаны девять опер, уже поставлены “Набукко”, “Эрнани”, “Аттила”... Все эти
оперы (в большей или меньшей степени) развивали традиционную линию итальянской
оперы. Верди думал о другом – он мечтал о создании настоящего драматического
спектакля. Трагедию “Макбет” Верди считал одним из лучших произведений мировой
литературы. С мастерством тонкого психолога композитор раскрыл в музыке самые
темные стороны человеческого подсознания. Верди полагал, что музыка “Макбета”
должна “подчеркивать поэзию, а не композитора”. Он говорил либреттисту
Франческо Марии Пьяве: “Пишите короткие строфы. Не должно быть ни одного лишнего слова. Все должно иметь смысл”. В
результате либретто оперы сохранило образность шекспировского языка, хотя
несколько известных фраз оказались пропущенными. Композитор сократил ряд сцен и
количество персонажей, оставив в своей первой музыкальной драме лишь
центральную линию Макбета и леди Макбет. Верди не нужна была просто красивая
мелодия – композитор стремился создать живые образы, способные задеть в
слушателе, как он писал, “струну боли”. Совсем скоро задеть “струну боли”
попытается Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО), хор (хормейстер – Дуайн Вольф) под управлением маэстро
Риккардо Мути и великолепный состав исполнителей.
Всегда любопытно слушать новых солистов, и в этом
отношении маэстро Мути на редкость разнообразен. За четыре года работы с ЧСО
дважды он выступал только с Барбарой Фриттоли и Ильдаром Абдразаковым. Каждый
раз он преподносит нам сюрпризы, знакомя с новыми исполнителями. Предстоящий
“Макбет” – не исключение. В главной партии в Чикаго впервые выступит известный
итальянский баритон Лука Сальси.
Он родился в маленьком городке Сан Секондо
Пармензе, закончил консерваторию имени Арриго Бойто в Парме. Его дебют на
оперной сцене состоялся в 1997 году в Театре Коммунале (Болонья) в опере
“Шелковая лестница” Дж.Россини. Первые годы певец выступал, в основном, в Италии
и завоевал успех у самой капризной и требовательной публики в мире. Постепенно
география оперных театров заметно расширилась. Только в прошлом сезоне Сальси
исполнил главные партии в оперных театрах Пармы, Неаполя, Бильбао, Триесте, в
Метрополитен-опере, Немецкой опере Берлина, театре Колон (Буэнос-Айрес).
Прошлый сезон он начал с Дона Карлоса в “Силе судьбы” Дж.Верди (Оперный театр
Лисео в Барселоне). Потом последовали дебюты Сальси в партиях Макбета (Театр
Перголези в Йези и во Флоренции), графа Ди Луны (“Трубадур” в Театре
Коммунале), Франческо Фоскари (“Двое Фоскари”) и Набукко в Римской опере
(обеими операми дирижировал Риккардо Мути). В дальнейших планах певца – Марсель
в “Богеме” в Метрополитен-опере, Дон Карлос в “Силе судьбы” в Вашингтонской опере,
Миллер в “Луизе Миллер” в Опере Лозанны (Швейцария) и Набукко в театре Лисео.
В концертном исполнении “Макбета” примут участие два российских исполнителя: в партии
леди Макбет – сопрано Татьяна Сержан, в партии Банко - бас Дмитрий
Белосельский.
Выпускница Санкт-Петербургской консерватории Татьяна
Сержан давно сотрудничает с Риккардо Мути. В 2004 году с
маэстро она участвовала в концертном исполнении оперы В.Беллини “Норма” на фестивале
в Равенне и в сирийском городе Босра (этот концерт транслировался по итальянскому
телевидению), с Р.Мути она исполнила партии Адабеллы в “Аттиле” Дж.Верди в
Римской опере и Сусанны в “Святой Сусанне” П.Хиндемита. По приглашению дирижера
она уже пела партию леди Макбет на музыкальном фестивале в Зальцбурге и в
Римской опере.
Леди Макбет – одна из сложнейших партий
классического оперного репертуара. Джузеппе Верди писал, отвергая кандидатуру певицы
Тадолини: “Тадолини красива и добра, а леди Макбет должна быть уродливой и
злой. Голос Тадолини светлый и ясный, а я хотел бы, чтобы он был резкий, глухой
и мрачный. В голосе Тадолини нечто ангельское, а я хочу, чтобы было что-то
дьявольское”. Таким требованиям соответствовать непросто. Посмотрим, справится
ли с ними Татьяна Сержан. В Чикаго она выступит впервые. А вот бас Дмитрий Белосельский в
Чикаго второй раз. Его дебют состоялся осенью прошлого года в концерте Мужского
хора Московского Сретенского монастыря. Он был солистом Московского камерного
хора В.Минина, с 2005 года пел в хоре Сретенского монастыря, а сейчас выступает
на лучших оперных сценах мира, присоединяясь к хору на гастролях в качестве
солиста. С 2010 года Белосельский – солист Большого театра. С Риккардо Мути
певец впервые встретился в Римской опере в партии Захарии в “Набукко” Дж.Верди.
Потом маэстро предложил Белосельскому партию Банко в “Макбете” на Зальцбургском
музыкальном фестивале в новой постановке Петера Штайна. Их сотрудничество
продолжится в Чикаго.
В остальных партиях: итальянские теноры Франческо
Мели (Макдуф) и Антонелло Черон (Малькольм), сопрано из Турции Симге Бююкедес
(Придворная дама), итальянский бас Джанлука Буратто (Врач).
Последний раз “Макбет” мы видели в Лирик-опере в
постановке художественного руководителя Шекспировского театра Барбары Гейнс.
Это был замечательный спектакль с великолепным составом исполнителей. В партиях
Макбета и леди Макбет блистали Томас Хэмпсон и Надя Михаэль. А сегодня я с
нетерпением жду “команды” Риккардо Мути.
В день двухсотлетия со дня рождения Джузеппе Верди (10 октября) ЧСО под
управлением маэстро Риккардо Мути исполнит “Реквием”. Солисты – Татьяна Сержан,
сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Марио Зеффири, тенор; Ильдар
Абдразаков, бас. Впервые в истории оркестра в Интернете (на сайте ЧСО,
персональном сайте Риккардо Мути и Фейсбуке) будет вестись прямая трансляция
концерта.
Об этом концерте я расскажу подробно в следующем выпуске Музыкального
Чикаго.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра
можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по
адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джузеппе Верди (Париж, 1855 год). Фото – Андре Адольф Диздери (Музей фотографии, Рочестер, Нью-Йорк)Фото 2. Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3. Лука Сальси. Фото – Мира Кризман
Фото 4. Татьяна Сержан
Комментариев нет:
Отправить комментарий