11 дек. 2013 г.

Лирик-опера Чикаго представляет: “Летучая мышь” Иоганна Штрауса (новая для Чикаго постановка)


Действующие лица и исполнители:

Генрих фон Айзенштайн - Бо Сковхус,

Розалинда – Джулиана Банс (дебют в Лирик-опере),

Адель – Даниэла Фалли (дебют в Лирик-опере),

Альфред – Михаэль Спайрс (дебют в Лирик-опере),

Доктор Фальк – Адриан Эред (дебют в Лирик-опере),

Князь Орловский – Эмили Фонс,
Франк – Эндрю Шор.

Дирижер – Уорд Стэр.

Режиссер-постановщик – Е.Лорен Меекер (дебют в Лирик-опере).

10 декабря 2013 года – 18 января 214 года (девять спектаклей).

Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.

Продолжительность спектакля – 3 часа 20 минут.

“Жемчужина венской опереточной короны”, “бурлящая радость жизни”, “праздник Диониса”, “великолепная оргия”, “оперетта всех оперетт” – как только не называли “Летучую мышь”. Все происходящее в спектакле поражает своей радостной беззаботностью и весельем. И это не случайно, ведь композитор писал музыку для своей любимой Вены - той самой Вены, которая всегда ценила хорошую шутку и настоящий вальс.

Штраус закончил партитуру “Летучей мыши” за 43 дня, а вернее, учитывая его занятость, за 43 ночи. Премьера оперетты состоялась 6 апреля 1874 года в “Театре ан-дер-Вин”. Триумфа не было – спектакль был принят довольно прохладно. Но, завоевав популярность в Европе, “Летучая мышь” вернулась в Вену победительницей. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки “а ля Штраус” и галстуки “Летучая мышь”.

“Летучая мышь” – это легкий, добродушный сюжет и полная оригинальных, привлекательных мелодий искрящаяся весельем музыка. Мелодии из этой оперетты относятся к числу популярнейших оркестровых произведений. Вообще, если большинство мелодий вальсов Штрауса вокально по своей природе и их так и тянет напевать, то в опереттах, где надо именно петь, все пронизано стихией танца. Необычайной красоты мелодии воедино слились в “Летучей мыши” с танцевальными ритмами. Можно сказать, что Штраус создал новый тип оперетты - танцевальный. В этом смысле “Летучую мышь” можно считать классическим образцом этого жанра, а также лучшей опереттой Штрауса. Через двадцать лет после первого исполнения шедевр Штрауса поставил в Гамбурге Густав Малер, приблизив “Летучую мышь” к жанру комической оперы. А вот что написал театральный режиссер Вальтер Фельзенштейн 23 декабря 1947 года, в день открытия “Комише опер”: “После несравненных музыкальных комедий Моцарта и “Фальстафа” Верди “Летучая Мышь” - одно из представительнейших и совершеннейших произведений музыкального театра”.

В Лирик-опере оперетта Штрауса последний раз ставилась в сезоне 2006-07 годов. Тогда впервые в Лирик-опере спектакль исполнялся на немецком языке.

Баритон из Дании Бо Сковхус четвертый раз приезжает в Чикаго. После принца Елецкого в “Пиковой даме” (сезон 2000-01 годов), Генриха фон Айзенштайна в “Летучей мыши” (сезон 2006-07 годов) и Сикстуса Бекмессера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” (сезон 2012-13 годов) он снова исполняет партию Айзенштайна. Позднее в этом сезоне он споет три разительно отличающихся между собой партии: Бекмессер в “Нюрнбергских мейстерзингерах”, Курвенал в “Тристане и Изольде” (обе - в Гамбурге), Граф в “Каприччио” (Ковент-гарден).

Американскую певицу Эмили Фонс мы пять раз слышали в Лирик-опере. Особенно запомнились ее Федор в “Борисе Годунове” и Никлаус в “Сказках Гофмана” (обе партии – в сезоне 2011-12 годов), а также Маша в оперетте Шостаковича “Москва, Черемушки” на сцене Чикагского оперного театра. В партии князя Орловского Фонс выступает впервые.

В опере “Летучая мышь” состоятся дебюты сразу четырех солистов.

Немецкая певица Джулиана Банс дебютировала в двадцать лет в Комической опере Берлина в партии Памины в “Волшебной флейте”, но настоящий триумф ждал ее в мировой премьере оперы Хайнца Холлингера “Schneewittchen” в Цюрихе. Банс регулярно поет на крупнейших европейских оперных сценах. Особенно желанный гость она в Баварской опере. Певица ведет активную концертную жизнь. Только за последние несколько лет она выступила с Лондонским симфоническим оркестром, Венским филармоническим (К.Аббадо), Берлинским филармоническим (Г.Бломстедт), Кливлендским симфоническим (П.Булез) оркестрами.

Австрийская певица Даниэлла Фалли начала свою вокальную карьеру в девятнадцать лет. С 2005 по 2009 годы она была солисткой Венской народной оперы, затем в течение одного сезона пела в Венской опере, где, в числе других партий, исполнила партию Адели. Выступает, в основном, на европейских оперных сценах.

Американский лирический тенор Майкл Спайрс, похоже, тоже полюбил Европу. Среди его постоянных театров – Ла Скала, Театр Коммунале в Болонье, Римская опера, Дрезденская опера, Немецкая опера Берлина, Зальцбургский фестиваль и фестиваль в Равенне (он пел в операх, которыми дирижировал Риккардо Мути). В этом сезоне певец исполняет партии Гофмана в Барселоне, Фауста в “Осуждении Фауста” в Антверпене и поет теноровую партию в Девятой симфонии и Торжественной мессе Л.ван Бетховена в Карнеги-холле.

Австрийский баритон Адриан Эред с 2003 года является солистом Венской оперы. За это время исполнил, наверно, почти весь баритональный репертуар: от графа Альмавивы и Фигаро до партий в операх “Ромео и Джульетта”, “Фауст”, “Манон”, “Манон Леско”, “Вертер”, “Федора”. Участвовал в концертах, которыми дирижировали Р.Мути, С.Рэттл, Г.Риллинг, Ф.Луизи.

В опере “Гензель и Гретель” (сезон 2012-13 годов) состоялся дирижерский дебют Уорда Стэра. В восемнадцать лет он пришел в оркестр Лирик-оперы на должность концертмейстера группы тромбонов, выступал с Чикагским симфоническим оркестром, а потом начал дирижерскую карьеру. Закончив четырехлетний контракт с Симфоническим оркестром Сент-Луиса, Стэр дирижирует по всему миру. Европейский оперный дебют состоялся у дирижера в Опере Осло. Он дирижировал оперой Б.Бриттена “Поругание Лукреции”. Недавно Стэр дал концерты в Москве с Московским камерным оркестром и в Берлине с немецким Symphonie-Orchester.

Дебютирующий в Чикаго американский режиссер Лорен Меекер впервые представил эту постановку “Летучей мыши” в Сан-Франциско. Среди недавних спектаклей Меекера: “Манон” в театре Колон в Буэнос-Айресе и “Богема” в опере Сан-Диего. Его “Летучая мышь” выдержана в венском стиле и поставлена очень традиционно, а традиционный подход – это то, что всегда ценится в Лирик-опере.

Nota Bene! Билеты на “Летучую мышь” и другие спектакли Лирик-оперы можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.


Фотографии к статье:
Фото 1-10. Сцена из оперы "Летучая мышь" (Лирик-опера, декабрь 2013 года). Фото – Дэн Рест

Комментариев нет: