30 апр. 2014 г.

Joffrey Ballet: двадцать лет в Чикаго. О балете “Ромео и Джульетта” и будущих премьерах театра


С 30 апреля по 11 мая чикагская труппа Joffrey Ballet представляет балет С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”.

В свое время Гектор Берлиоз писал: “Ромео” Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для музыки!.. Ослепительный бал в доме Капулетти, бешеные схватки на улице Вероны, невыразимая ночная сцена у балкона Джульетты, где двое влюбленных шепчут о любви, нежной, сладостной и чистой, как лучи ночных звезд, пикантные буффонады беспечного Меркуцио, потом ужасная катастрофа, вздохи сладострастия, превращаемые в хрипение смерти, и, наконец, торжественная клятва двух враждующих семейств – над трупами их несчастных детей – о прекращении вражды, которая заставила пролиться столько крови и слез...”. Однако, несмотря на очевидную музыкальность трагедии Шекспира, до Прокофьева никто не брался за этот сюжет. В своей “Автобиографии” композитор писал: “Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на “Ромео и Джульетту” Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить “Ромео и Джульетту” благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца”.

Создавая свой балет, Прокофьев намеренно уходил от временной привязки. Джульетта и Ромео Прокофьева – вневременные фигуры. Это не неистовые, стремительные герои шекспировского Возрождения, бросающие вызов старым семейным нормам и энергично борющиеся за право любить, а мечтатели, идеальные образы неких совершенных любовников. Любовь их слишком прекрасна и возвышенна, чтобы уцелеть в жестоком материальном мире. Поэтому юных веронских любовников неотвратимо ожидает гибель. К тому же, в отличие от названия шекспировской трагедии, на первый план в балете Прокофьева выходит образ Джульетты.

Отрывки из балета Прокофьев впервые исполнил на рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года, однако театр отказался от постановки балета на непривычную по тем временам музыку. Впервые балет Прокофьева был поставлен в 1938 году в Чехословакии в Оперном театре города Брно. Балет состоял из одного действия, основанного на лирико-любовных сценах. Спустя год Прокофьев досочинил еще несколько номеров. Первое представление балета в постановке Леонида Лавровского состоялось 11 января 1940 года в Ленинграде, в Государственном театре оперы и балета имени Кирова. Первой и, как отмечают многие, до сих пор непревзойденной исполнительницей партии Джульетты стала великая Галина Уланова – живое воплощение стихии танца. Джульетта была особой ролью в жизни балерины. Может быть, поэтому она так долго не могла расстаться с этой ролью. Уланова вспоминала: “Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать. Это было очень грустно...”. Партию Ромео на премьере исполнил Константин Сергеев.

Семь лет назад на гастролях АБТ в Чикаго мы видели знаменитую постановку балета сэра Кеннета Макмиллана – ту самую, в которой на премьере в 1965 году главные партии исполняли Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев.

Joffrey Ballet представляет современное прочтение бессмертной шекспировской трагедии в хореографии руководителя Польского национального балета Кшиштофа Пастора. Спектакль был создан по заказу труппы “Балет Шотландии”. Премьера состоялась в 2008 году. В США балет демонстрируется впервые.

Балетом “Ромео и Джульетта” завершается сезон Joffrey Ballet 2013-14 годов. Следующий сезон для театра – особенный. Joffrey Ballet отмечает двадцатилетие своей жизни в Чикаго. В 1995 году, увозя театр из шумного Нью-Йорка, тогдашний художественный руководитель Джеральд Арпино принял решение обосноваться в городе, который он хорошо знал. Начиная с 1957 года, труппа регулярно гастролировала в Чикаго. В городе у балетного театра всегда был свой зритель. Решение перебазироваться в Чикаго далось нелегко – слишком многое связывало артистов с Нью-Йорком. Но прошедшие двадцать лет показали, что это решение было абсолютно правильным. Именно в Чикаго труппа получила стабильные условия для работы, и, как результат, признание специалистов балетного искусства во всем мире. Театр Joffrey Ballet прижился в Чикаго и стал одной из визитных карточек “города ветров”. Многим любителям балета уже давно кажется, что Joffrey был в Чикаго всегда. Юбилей труппа встречает в своем помещении: в 2008 году театр получил просторное здание Joffrey Tower в самом центре Чикаго, на углу улиц Стейт и Рэндольф. В нем современные репетиционные помещения, гардеробные комнаты, склады для реквизита, в нем же находится администрация компании. Вскоре после открытия Joffrey Tower распахнула свои двери Академия танца – школа при театре Joffrey Ballet (The Joffrey Academy of Dance).

В юбилейном сезоне 2014-15 годов мы увидим старые балеты театра и восемь новых постановок. Перед вами – краткий анонс предстоящих спектаклей.

18-21 сентября. Программа из трех одноактных балетов: “Блудный сын” на музыку С.Прокофьева в хореографии Дж.Баланчина, “Сиреневый сад” на музыку Эрнеста Шоссона в хореографии Энтони Тюдора, “RakU” на музыку Шинджи Эшима в хореографии Юрия Посохова (премьера в Чикаго).

“Блудный сын” – один из первых балетов Баланчина, удостоенных международного признания. Балет создан по заказу Сергея Дягилева. В его основе – история, изложенная в Евангелии от Луки. Первым исполнителем партии Блудного сына стал Серж Лифарь. Премьера балета состоялась в мае 1929 года. Для Баланчина эта постановка оказалась последней в труппе Дягилева, для Лифаря - последней партией. Дягилев умер 19 августа 1929 года, и его труппа распалась. Последний раз балет “Блудный сын” исполнялся труппой Joffrey Ballet в 2000 году. Давно не выступавший на сцене художественный руководитель труппы английский танцор и балетмейстер Эшли Уитер появится в партии Отца.

“Сиреневый сад” – балет еще одного признанного классика XX века, английского хореографа Энтони Тюдора. За день до свадьбы по расчету девушка встречает своего возлюбленного. Смущаясь, она уходит с женихом, не попрощавшись с тем, кому принаддежит ее сердце. Такая вот трагическая история любви... Премьера балета состоялась в 1936 году. Последний раз он исполнялся труппой Joffrey Ballet в 2008 году.

Заключительным аккордом программы станет балет “RakU” хореографа-резидента Балета Сан-Франциско Юрия Посохова. Современный танец, стильные костюмы, видео-проекции, движущиеся экраны... – одним словом, после классики чикагская труппа решила удивить нас модерном! Балет рассказывает историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году.

15-26 октября. Впервые в Чикаго труппа Joffrey Ballet покажет новую версию бессмертного “Лебединого озера” П.Чайковского в хореографии одного из интереснейших современных балетмейстеров Кристофера Уилдона (в балете используются фрагменты хореографии М.Петипа и Л.Иванова). Эта версия была создана в 2004 году по заказу Балета Пенсильвании (Филадельфия) в честь сорокалетия труппы. Постановка дорогая - полтора миллиона долларов! Львиная часть суммы ушла на костюмы Жана-Марка Пуссона и сценографию Адриана Лобеля.

5-28 декабря. “Щелкунчик” П.Чайковского в хореографии Роберта Джоффри. Ежегодная традиция новогоднего представления не будет нарушена и в этом году. В балете участвует полный состав труппы Joffrey Ballet и более ста молодых танцоров из Чикаго и пригородов.

11-22 февраля 2015 года. Вечера трех одноактных балетов. В программе: “Мужчина в черном” на шесть песен американского певца в стиле кантри Джонни Кэша в хореографии Джеймса Куделки (премьера балета состоялась в 2010 году для труппы BalletMet Columbus, позднее его ставили Национальный балет Канады, Балет Атланты и Балет Цинциннати); “Maninyas” на музыку австралийского композитора Росса Эдвардса (премьера балета состоялась в 1996 году в Балете Сан-Франциско), в хореографии Стэнтона Уэлча; юмористическая композиция “Tulle” в хореографии шведского мастера Александра Экмана – балет о том, как делается балет. Премьера состоялась в 2012 году в Королевском оперном театре Стокгольма.

22 апреля – 3 мая 2015 года. Юбилейный сезон завершится еще тремя одноактными балетами. Программа начнется балетом “In Creases” по пьесе Филипа Гласса “Четыре фрагмента для двух фортепиано” в хореографии солиста Нью-Йоркского городского балета Джастина Пека (премьера состоялась в 2012 году). Мировую премьеру балета, у которого еще нет названия, готовит бывший солист Королевского балета Англии, хореограф Эшли Пейдж. Третьей частью программы станет чикагская премьера балета “Evenfall” на музыку австралийского композитора Росса Эдвардса (премьера состоялась в 1996 году в Балете Сан-Франциско) в хореографии балетмейстера труппы Joffrey Ballet Николаса Бланка. Солисты Joffrey Ballet впервые станцевали этот балет в 2013 году на “Festival Danse en PlaceS в Монтабане (Франция).

На лето 2015 года запланирован специальный гала-концерт, посвященный двадцатилетию пребывания труппы Joffrey Ballet в Чикаго.

Некоторые спектакли Joffrey Ballet пройдут в сопровождении оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы Скотта Спека.

Nota bene! Все спектакли Joffrey Ballet пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ билетов на спектакльРомео и Джульетта”, а также абонементов на будущий сезонна сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу 312-739-0119, или по электронной почте subscriptions@joffrey.org. Билеты продаются в кассах Joffrey Ballet (10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601) и Auditorium Theatre, в отделениях Ticketmaster Ticket Centers, по телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.com. Для подписчиков дополнительные билеты продаются со скидкой в 50%. Об истории и сегодняшнем дне Joffrey Ballet читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.

Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Joffrey Ballet
Фото 2. Роберт Джоффри и Джеральд Арпино. Фото – Joffrey Ballet
Фото 3-6. Сцены из спектаклей Joffrey Ballet. Фото – Шерилл Манн
Фото 7. Здание Joffrey Tower в Чикаго

Комментариев нет: