4 нояб. 2014 г.

Европейское турне Чикагского симфонического оркестра и будущие концерты в Чикаго


Европейский тур ЧСО. Подробности


Позади - еще одни триумфальные гастроли Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) в Европе. Варшава, Люксембург, Женева, Париж, Вена - музыкальные центры Европы восторженно приняли игру великого чикагского оркестра.

Зарубежные гастроли оркестра всегда связаны с огромной работой обслуживающего персонала. В этот раз оркестр столкнулся с проблемой перевозки инструментов. Согласно новому закону, инструменты, содержащие в качестве материала слоновую кость, запрещены к ввозу в США, если они сделаны и куплены до 26 февраля 1976 года. Директор одного из департаментов оркестра Хайди Лукас рассказывает: Среди струнных инструментов есть смычки, содержащие африканскую слоновую кость, несколько фаготов, которые имеют кольцо из слоновой кости, в нескольких инструментах, например, в ксилофоне, есть бразильский розовый дуб”. В списке запрещенных материалов - панцирь черепахи, китовый ус и варан, присутствующий в некоторых виолончельных смычках. Наиболее распространенным является слоновая кость на старых скрипичных смычках. Большую часть лета и начала осени Лукас провела в переговорах в соответствующими инстанциями, а каждого музыканта попросили документально задекларировать материалы, из которых сделан его инструмент, все аксессуары, относящиеся к нему, записать серийные номера, даты покупки, стоимость... “Мы должны были доказать, что инструмент сделан до того, как закон вступил в силу. Для большинства инструментов это было не так уж трудно, потому что они довольно старые.” В ручной клади перевозить смычки запрещено. Во избежание конфискации их тщательно запаковали и выслали багажом. Любой таможенник мог, конечно, попросить осмотреть груз, поэтому оркестр заказал фотографу Тодду Розенбергу сделать качественные фотографии всех инструментов. Как говорит Лукас: “Лучше показать фотографии, чем распаковывать инструмент”.

 
Турне оркестра началось 20 октября в Filharmonia Narodowa в Варшаве. Билеты на первый в истории ЧСО концерт в Польше были распроданы за один час. Подобно тому, как в Санкт-Петербурге маэстро Мути исполнял симфонию Шостаковича (в городе композитора и оркестра Мравинского на это решится далеко не каждый!), в Польше дирижер с чикагским оркестром тоже представил своего - Concerto in modo antico для трубы, двух арф, клавесина и струнного оркестра одного из самых значительных и, к сожалению, недооцененных польских композиторов Анджея Пануфника (солист - концертмейстер секции труб ЧСО Кристофер Мартин). После окончания концерта вдова композитора леди Камилла со слезами на глазах сказала: “Я слышала величайший оркестр мира”. В варшавском концерте прозвучали также Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. После концерта маэстро Мути напомнил, что в Чикаго проживает наибольшее число поляков за пределами Польши, и добавил: “В этом отношении мы у себя дома”.

21 октября в филармонии Люксембурга ЧСО исполнил симфоническую фантазию “Буря” П.Чайковского, Три симфонических эскиза “Море” Клода Дебюсси, “Божественную поэму” А.Скрябина. Из Варшавы в Люксембург инструменты ехали шестнадцать часов на грузовике. Они прибыли за три часа до начала концерта. В чикагском оркестре любят вспоминать, как в середине восьмидесятых на гастролях по США из Аризоны до Сан-Франциско не дошел багаж с инструментами. Музыкантам пришлось одалживать их у Симфонического и Молодежного оркестров Сан-Франциско. К счастью, в Европе все прошло благополучно. Современное здание филармонии Люксембурга позволило все оперативно разгрузить. (А в Варшаве и Женеве филармонии настолько маленькие по размерам, что часть реквизита оставляли в машине и гостиницах.)

 
На женевском концерте 23 октября после произведений Чайковского и Дебюсси прозвучала Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. Музыканты, которые были раньше в Варшаве, поражались, как изменился город за последние годы. Музыканты, бывавшие прежде в Женеве, говорили, что город остался без изменений: все такой же красивый и дорогой. ЧСО удостоился стоячих оваций. Зрители кричали: “Браво, Чикаго!” Как говорили местные меломаны, такое в Женеве случается крайне редко. На концерте присутствовала инфанта Кристина - дочь короля Испании Хуана Карлоса и королевы Софи. Маэстро Мути пошутил, что в Женеве над оркестром витал “королевский дух”. От себя добавлю, что на первом парижском и первом венском концертах ЧСО витал “дух государственный” - в числе зрителей были (соответственно) премьер-министр Франции Мануэль Вальс и президент Австрии Хайнц Фишер.

В Париже оркестр провел последние выходные октября. Выступления состоялись в крупнейшем концертном зале Парижа “Плейель” (Salle Pleyel). Программы были разные: 25 октября - увертюра Ф.Мендельсона “Морская тишь и счастливое плавание”, “Море” К.Дебюсси, “Божественная поэма” А.Скрябина; 26 октября - “Буря” П.Чайковского, Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. “На бис” ЧСО везде исполнял фрагмент из оперы Дж.Верди “Набукко”.


Как известно, в начале сезона пресс-служба ЧСО объявила, что многолетний концертмейстер секции флейт Мэтью Дюфор выиграл прослушивание на аналогичную позицию в Берлинском филармоническом оркестре и покидает Чикаго. Первоначально планировалось, что он сыграет с оркестром концерты в Европе, но перед началом турне неожиданно выяснилось, что он уже покинул оркестр. Срочно возник вопрос с заменой музыканта. Замену нашли в Атланте, где местный симфонический оркестр находится в положении локаута, и музыканты простаивают без работы. Концертмейстер секции флейт Кристина Смит, по ее словам, не задумывалась с ответом, когда ей предложили выступить в составе ЧСО во время европейского тура. В Симфоническом оркестре Атланты она служит с 1991 года. Она попала туда двадцатилетней девчонкой, учась в Институте Кертиса в Филадельфии. За двадцать три года Кристина Смит приобрела фантастический опыт работы в оркестре, в качестве приглашенного флейтиста выступала с симфоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Ванкувера, Балтимора, Питтсбурга, но с ЧСО и маэстро Мути прежде никогда не работала. С первой репетиции Смит почувствовала себя комфортно: “Музыканты оркестра отнеслись ко мне доброжелательно, с маэстро Мути общаться оказалось очень просто. Мы с ним сразу нашли общий язык”.

Апофеозом европейского турне ЧСО стали выступления в Вене - столице классической музыки. Во время недельных гастролей ЧСО исполнил две разные программы. 28 и 29 октября оркестр повторил парижские программы, а 1 и 2 ноября с хором “Wiener Singverein прозвучал “Реквием” Дж.Верди. Солисты: Татьяна Сержан, сопрано; Екатерина Губанова, меццо-сопрано; Петр Бечала, тенор; Риккардо Занеллато, бас. Все концерты прошли в легендарном венском симфоническом зале Musikverein. Музыканты признаются, что для них имеет особое значение выступать в городе, где жили и творили величайшие композиторы прошлого, откуда “пришел” почти весь симфонический репертуар оркестра. Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Малер... – стены Musikverein слышали все лучшее, что создала мировая музыка! Само это здание, построенное в 1870 году, до сих пор поражает своей теплой, мягкой, чувствительной акустикой - всем тем, что музыканты называют “золотым звуком” венского зала. Музыкальный критик газеты “The Chicago Tribune” задался риторическим вопросом, почему у Чикаго нет подобного. Не секрет, что в Чикагском симфоническом центре очень сухой звук, выступать там непросто. А в Musikverein даже средние оркестры звучат лучше, чем обычно. Что уж говорить о великих! Выражение “стены помогают” как нельзя лучше подходит именно к этому венскому залу, и кто, как не маэстро Риккардо Мути, дирижирующий в этом зале сорок четыре года, знает все его секреты! На первой же репетиции он подсказал музыкантам исполнять Третью (“Рейнскую”) симфонию Шумана как можно мягче. “В противном случае, - сказал дирижер, - будет слишком много звука.” А в другом месте он сказал другое: “Не играйте слишком dolce – вас не будет слышно”.

В программке венских концертов под фамилией Риккардо Мути стояли слова: “Заслуженный член Общества друзей музыки в Вене”. Риккардо Мути говорит: Каждый раз, когда я читаю эти слова, я смущаюсь. Ведь среди членов Общества - все великие композиторы”. Членами общества были в том числе Шуман и Стравинский - композиторы, чьи произведения исполнял ЧСО.
Чихать на концертах ЧСО нельзя! Это понял несчастный зритель, случайно чихнувший на первом венском концерте оркестра. Маэстро Мути остановил оркестр (звучала “Жар-птица” Стравинского), выдержал паузу и только потом продолжил. Больше посторонних звуков в зале не было.

1 и 2 ноября в Musikverein встретились два великих оркестра. Днем Венский филармонический оркестр под управлением Д.Баренбойма исполнил произведения Ф.Шуберта и П.Булеза, а вечером ЧСО под управлением Р.Мути – “Реквием” Дж.Верди. Пир духа для венских меломанов!

В 1971 году, тридцать шесть лет назад, в Вене закончились первые в истории европейские гастроли ЧСО (за дирижерским пультом стоял сэр Георг Шолти). Тогда о чикагском оркестре узнала музыкальная Европа, а значит и музыкальный мир. В Чикаго оркестр торжественно прошел по State Street, его встречали цветами и аплодисментами так, как встречают великих спортсменов, выигравших Олимпийские игры, или космонавтов, покоривших открытый космос.

В 2007 году в Вене закончились первые европейские гастроли ЧСО под управлением Риккардо Мути, после чего дирижер решил связать себя “узами брака” с этим оркестром.

В 2014 году в Вене закончилось новое европейское турне ЧСО. 3 ноября музыканты вернулись в Чикаго. Следующая поездка оркестра состоится в конце января 2015 года. ЧСО ждет нью-йоркский Карнеги-холл. А пока оркестр выступает дома...

Концерты 7 - 9 ноября

7-8 ноября, 8.00 pm. Программа концертов в точности повторяет июньские выступления ЧСО в парке The Morton Arboretum: Пять венгерских танцев И.Брамса, Первый концерт Макса Бруха для скрипки с оркестром (солистка - Елена Уриосте) и Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака. ЧСО дирижирует Кристиан Макелару.

Последняя симфония чешского композитора Антонина Дворжака была написана во время его трехлетнего пребывания в Америке. Дворжак преподавал в Нью-Йоркской консерватории и произвел там настоящую революцию. Он фактически перестроил консерваторскую систему музыкального обучения, сделав ее более эффективной и современной. Дворжак прислушивался к окружающим его звукам и первым из крупных композиторов обратил внимание на обобщающие национальные свойства спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению африканской и афро-американской музыки, но интуицией большого музыканта понимал спиричуэлс не как узко афроамериканское искусство. Он убедил американцев и весь остальной мир, что эта музыка является подлинным американским фольклором. В своей симфонии композитор использовал характерные интонации спиричуэлс.

Румынский дирижер Кристиан Макелару готовился стать скрипачом. Он начал заниматься музыкой с шести лет. Три раза (в 1994, 1996 и 1997 годах) становился победителем Национальной музыкальной олимпиады в Румынии. Учился в Interlochen Arts Academy в Мичигане. В возрасте девятнадцати лет дебютировал в Карнеги-холле. В течение двух сезонов играл в группе первых скрипок Хьюстонского симфонического оркестра. Был самым молодым концертмейстером в Симфоническом оркестре Майами за всю его историю. С сентября 2011 года является вторым дирижером Филадельфийского симфонического оркестра. В декабре 2011 года дебютировал в Чикагском симфоническом центре в серии “Музыка сегодня”.


Вундеркинд, впервые взявшая в руки скрипку в возрасте двух лет (как гласит семейное предание, под влиянием игры Ицхака Перлмана), двадцативосьмилетняя скрипачка Елена Уриосте недавно была названа Би-Би-Си “Артистом нового поколения”. Она родилась в штате Коннектикут. В ее жилах - сочетание мексиканской, итальянской, русской и венгерской кровей. Уриосте - выпускница Института музыки Кертиса и Джульярдской музыкальной школы. Живет в Нью-Йорке, но в последние месяцы часто выступает на Среднем Западе. В октябре Уриосте стала одной из учредительниц нового фортепианного трио Браун-Уриосте-Канеллакис, названного по фамилиям участников: Майкл Браун, фортепиано; Елена Уриосте, скрипка; Николас Канеллакис, виолончель. Инаугурационный концерт трио прошел 1 ноября в Равинии.

Уриосте играет на скрипках итальянских мастеров XVIII века. Эти инструменты она получила от Общества Страдивари в Чикаго.

Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы дирижера и композитора Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.

9 ноября, 3.00 pm. Сольный концерт замечательного французского пианиста Пьера-Лорена Эмара. После прошлогодних Прелюдий Дебюсси на этот раз пианист исполнит Первый том Хорошо темперированного клавира (ХТК) И.С.Баха. Оригинальное название произведения гласит:Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам, как с большой терцией, то есть Ut Re Mi, так и с малой терцией, или Re Mi Fa. Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кетенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. 1722 год. Почти три столетия это сочинение Баха является краеугольным камнем фортепианной музыки. Бетховен называл его “музыкальной Библией”, Шуман отзывался о нем как о “хлебе насущном”... Первую клавесинную запись ХТК осуществила пианистка и педагог Ванда Ландовска в 1949-1953 годах.

PS.
При подготовке статьи использованы материалы газеты “The Chicago Tribune”.

Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического оркестра
Фото 2-4. ЧСО в европейских залах. Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. Елена Уриосте. Фото – Алесандра Тиноцци

 

 

Комментариев нет: