15 июля, 6.30 pm. Балетная музыка Стравинского и Прокофьева – в концерте Оркестра Грант-парка под управлением Тьери Фишера. В программе: “Симфония в трех частях” И.Стравинского и фрагменты музыки из балета С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
Балетное творчество Игоря Стравинского неразрывно связано с именем Джорджа
Баланчина. Сотрудничество композитора и хореографа насчитывает двадцать семь
балетов. Они познакомились в 1925 году в Ницце во время репетиций балета “Песнь
соловья”, быстро нашли общий язык и стали друзьями. Симфония в трех частях
написана Стравинским сразу после окончания Второй мировой войны. Мысль о том, что она может быть использована в
качестве музыки к балету, пришла в голову композитору во время встречи с
Баланчиным, но понадобилось четыре десятилетия, чтобы претворить его идею в
жизнь. Премьера балета состоялась 18 июня 1972 года в Нью-Йоркском городском
балете (New York City Ballet) в рамках фестиваля
музыки Стравинского. То же самое случилось с Большим концертным дуэтом –
сочинением, посвященным ученику Леопольда Ауэра, блистательному скрипачу
Самуилу Душкину. Он был первым исполнителем написанного для него Скрипичного
концерта. На премьере в Берлине в 1931 году оркестром дирижировал сам
композитор. В течение нескольких следующих лет Стравинский и Душкин объездили с
выступлениями всю Европу. Специально для этих гастролей и был написан Большой
концертный дуэт. На одном из концертов в числе слушателей был Джордж Баланчин.
Тогда он еще не думал о том, что спустя четыре десятилетия вернется к этой
музыке. Премьера балета прошла на том же фестивале музыки Стравинского в 1972
году.
Баланчин отрицал сюжет. Он говорил, что главное в
балете - музыка и движения: “Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных
костюмов. Тело танцовщика - его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо
декораций - смена света. Танец выражает все с помощью только лишь музыки”.
Поражающий простотой и силой двадцатидвухминутный балет “Симфония в трех
частях” аккумулирует в себе все лучшее, что есть в музыке Стравинского и
хореографии Баланчина. Музыка и движения в этой Симфонии доведены до
совершенства, сливаясь в одно целое, и солистам остается лишь добросовестно
исполнить сочиненное двумя гениями. Я видел этот балет в Нью-Йорке в 2013 году,
и мне показалось, что артисты со своей задачей успешно справились.
В свое время Гектор Берлиоз писал: “Ромео”
Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для музыки!..
Ослепительный бал в доме Капулетти, бешеные схватки на улице Вероны,
невыразимая ночная сцена у балкона Джульетты, где двое влюбленных шепчут о
любви, нежной, сладостной и чистой, как лучи ночных звезд, пикантные буффонады
беспечного Меркуцио, потом ужасная катастрофа, вздохи сладострастия,
превращаемые в хрипение смерти, и, наконец, торжественная клятва двух
враждующих семейств – над трупами их несчастных детей – о прекращении вражды,
которая заставила пролиться столько крови и слез...”. Однако, несмотря на
очевидную музыкальность трагедии Шекспира, до Прокофьева никто не брался за
этот сюжет. В своей “Автобиографии” композитор писал: “Меня интересовал
лирический сюжет. Набрели на “Ромео и Джульетту” Шекспира. Договор заключил Большой
театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета
музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил
договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить
“Ромео и Джульетту” благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство,
были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось,
что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и
музыка для этого конца”.
Создавая свой балет, Прокофьев намеренно уходил от
временной привязки. Джульетта и Ромео Прокофьева – вневременные фигуры. Это не
неистовые, стремительные герои шекспировского Возрождения, бросающие вызов
старым семейным нормам и энергично борющиеся за право любить, а мечтатели, идеальные
образы неких совершенных любовников. Любовь их слишком прекрасна и возвышенна,
чтобы уцелеть в жестоком материальном мире, поэтому юных веронских любовников
неотвратимо ожидает гибель. К тому же, в отличие от названия шекспировской
трагедии, на первый план в балете Прокофьева выходит образ Джульетты.
Отрывки из балета Прокофьев впервые исполнил на
рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года, однако театр
отказался от постановки балета на непривычную по тем временам музыку. Впервые
балет Прокофьева был поставлен в 1938 году в Чехословакии в Оперном театре
города Брно. Балет состоял из одного действия, основанного на лирико-любовных
сценах. Спустя год Прокофьев досочинил еще несколько номеров. Первое представление
балета состоялось 11 января 1940 года в Ленинграде, в Государственном театре
оперы и балета имени Кирова, в постановке Леонида Лавровского. Первой и, как
отмечают многие, до сих пор непревзойденной исполнительницей партии Джульетты
стала великая Галина Уланова – живое воплощение стихии танца. Джульетта
была особой ролью в жизни балерины. Может быть, поэтому она так долго не могла
расстаться с этой ролью. Уланова вспоминала: “Долго ни с кем из своих учениц я
не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - все равно что с
живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я
постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у
склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать. Это было
очень грустно...”.
Оркестром Грант-парка дирижирует музыкальный
руководитель Симфонического оркестра Юты Тьери Фишер. У него очень необычная
биография. Он родился в Замбии. Родители – выходцы из Швейцарии – отправились
туда с гуманитарной миссией. Музыкальную карьеру начал в качестве флейтиста.
Служил концертмейстером группы флейт в Гамбургской и Цюрихской операх, а также
в Камерном оркестре Европы под управлением Клаудио Аббадо. Таких же
впечатляющих успехов Фишер добился на дирижерском поприще. С 1997 до 2001 годов
– главный дирижер Нидерландского балетного оркестра, с 2001 до 2006 года –
главный дирижер Ольстерского оркестра в Белфасте (Северная Ирландия), с 2006 до
2012 года – главный дирижер Национального оркестра Би-Би-Си Уэльса, с 2008 до
2011 - главный дирижер Симфонического оркестра Нагойи (Япония). Симфоническим
оркестром Юты руководит с 2009 года. Подробности биографии Тьери Фишера – на
сайте http://www.thierryfischer.com/.
Открытые репетиции пройдут 14 и 15 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 15 июля в 5.30 pm в
помещении “Club 615”.
Тьери Фишер остается дирижером Оркестра Грант-парка на концертах 17 и 18
июля. Будут исполнены “Просветленная ночь” А.Шенберга и Немецкий реквием И.Брамса.
Об этих и других событиях фестиваля – в будущем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Концерты фестиваля проходят в павильоне Джей
Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые позволяют
сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и
посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная
информация - на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Grant Park Music Festival
Фото 2. Тьери Фишер
Комментариев нет:
Отправить комментарий