4 июля, 7.30 pm. “Салют в честь Дня
независимости” (“Independence Day Salute”) - так называется праздничный концерт Оркестра и хора
Грант-парка, посвященный Дню независимости США. К традиционному праздничному
“меню” - популярным американским мелодиям и песням разных лет – в этом году
добавится Фортепианный концерт Дж.Гершвина. Солист – Терренс Уилсон. Дирижер -
Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл.
Открытая репетиция пройдет 30 июня с 11.00 am
до 1.30 pm.
Лекция об исполняемых произведениях состоится 4 июля в 6.15 pm в
помещении “Club 615”.
8 июля, 8.00 pm. Адамс, Бернстайн и Франк
- такое необычное сочетание имен нас ждет на этом концерте. Вечер откроет пьеса
“Лоллапалуза” американского композитора Джона Адамса. Он
написал ее в 1995 году после крупных форм с политическим уклоном – опер “Никсон
в Китае” и “Смерть Клингхофера”.
Возвращаемся на полвека назад. Леонарду Бернстайну
было двадцать пять, когда он сочинил
свой первый балет “Свободны, как воздух”. Действие происходит во время Второй мировой
войны. Жаркой летней ночью в Нью-Йорке три моряка встречают двух девушек... Премьера балета состоялась на сцене АБТ в 1944 году.
Произведение Бернстайна стало первым хореографическим опытом для его друга,
впоследствии одного из величайших балетмейстеров XX века Джерома Роббинса.
Возвращаемся еще на полвека назад.
Заключительное произведение вечера - Симфония ре минор Сезара Франка (1883
год). Сочинение, сегодня считающееся одним из лучших симфонических произведений
рубежа XIX-XX веков, при
жизни композитора не пользовалось успехом. После неудачной премьеры Симфонии жена Франка
сказала, что ненавидит музыку своего мужа.
Оркестром
Грант-парка дирижирует Карина Канеллакис.
Она родилась и выросла в Нью-Йорке. Окончила скрипичное отделение Института
Кертиса в Филадельфии и отделение дирижирования в Джульярдской школе. Свободно
говорит на французском, немецком и итальянском языках, и так же свободно чувствует
себя в разных музыкальных жанрах в качестве скрипачки и дирижера. Выступала с
Берлинским филармоническим и Чикагским симфоническим оркестрами. Лауреат премий
Чарльза Шифа (2013 год) и фонда Г.Шолти в США (2015 год). В настоящее время
занимает пост второго дирижера Симфонического оркестра Далласа. Играет на
скрипке 1782 года работы Мантегазза.
Открытые репетиции пройдут 7 и 8 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 8 июля в 7.00 pm в
помещении “Club 615”.
10-11 июля, 8.00 pm. “A Sondheim Celebration” - так называются два концерта, составленные из произведений замечательного американского композитора Стивена Сондхайма. Оркестром Грант-парка дирижирует бродвейский маэстро Поль Геминьяни - многолетний друг и опытный интерпретатор творчества Сондхайма. Солисты - Элизабет Стенли и Алекс Геминьяни. Партия фортепиано - Тедд Ферт.
Стивен Сондхайм – знаковая фигура современного
американского музыкального театра. Юный вундеркинд, в двадцать семь лет
сочинивший песни к мюзиклу Леонарда Бернстайна “Вестсайдская история” (“West Side Story”,
1957), автор легендарных мюзиклов “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”,
1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Тихоокеанские увертюры”(“Pacific Overtures”, 1976), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979); кинокомпозитор, написавший, среди
прочего, музыку к фильму “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток
европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист - он и
сегодня, в свои восемьдесят пять, остается активно действующим композитором. В
жизни он интроверт, предпочитает одиночество, живет почти отшельником. При этом
в творчестве Сондхайму интересны люди: их взаимоотношения, поведение, нравы.
Его персонажи – не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений,
а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего
искусственного, ничего поддельного, ничего наносного – с такими идеями Сондхайм
начинал свою работу в музыкальном театре, и этим принципам он не изменял на
протяжении всей жизни. Музыковед из университета Беркли Мел Гордон пишет: “Как
и братья Гершвины, Рубен Мамолиан, Ирвин Берлин, Сондхайм вышел из среды
русских евреев-эмигрантов, то есть из европейской и русской культурных традиций.
Их называли “black-russian”, потому что в Америке они все заражались афроамериканской музыкой,
смешивали ее с европейской музыкальной традицией и украшали русской
чувствительностью. Таков и Сондхайм, хотя он представляет уже третье поколение,
выросшее за пределами России. Кроме того, в каждом мюзикле Сондхайма есть
персонаж, чьим прототипом является мать автора. Это тоже, по-моему, русская
черта”.
Песни Сондхайма настолько привязаны к общему
мелодическому замыслу спектакля, что в отрыве от него существовать не могут. Вы
не встретите у Сондхайма просто “красивой песни” ни о чем, которая через день
после премьеры могла бы оказаться хитом. Спектакль как единое целое, драма
характеров, выраженная в словах и музыке, - вот что волнует композитора гораздо
больше, чем набор “красивых” песенок. В результате у Сондхайма хитом
оказывается весь мюзикл. В этом он продолжает линию “отцов-основателей” жанра
Роджерса-Хаммерстайна и Леонарда Бернстайна.
Когда Стивену было десять лет, его отец ушел к
другой женщине. Мама тяжело переживала и не давала сыну общаться с отцом. В
школе мальчик подружился с Джимом Хаммерстайном - сыном Оскара Хаммерстайна,
знаменитого поэта и либреттиста, одного из создателей мюзиклов “Оклахома” и
“Звуки музыки”. Все свободное время Стивен проводил в их доме. Оскар
Хаммерстайн заметил талант мальчика и ввел его в мир театра и музыки. После
смерти своего первого учителя Сондхайм написал: “Оскар был человеком
ограниченного таланта, но безграничной души”.
В мюзиклах Сондхайма играли Элизабет Тейлор и
Манди Патинкин, балетные номера ставил Джером Роббинс. Фрэнк Синатра говорил:
“Как жаль, что Сондхайм не пишет песен для “салонных” певцов вроде меня”. Два
лондонских продюсера, которые на мюзикле Сондхайма “Компания” потеряли почти
восемьсот тысяч долларов, прислали ему телеграмму: “Потеряли деньги с радостью.
Замечательный спектакль. Поздравляем”. Барбара Стрейзанд однажды написала ему:
“Стивен, я уже десять лет как звезда, а вы вызываете меня на пробу. Побойтесь
Бога!”. Сондхайм ответил двумя строчками: ”Что вы звезда, понятно даже снобу,
Но все-таки пожалуйте на пробу”.
Творчество Сондхайма хорошо знакомо зрителям
Чикаго. В разные годы в городе шли его мюзиклы “Компания”, “Маленькая ночная
музыка”, “Свинни Тодд”, “Тихоокеанские увертюры”, “Фолис”, “Воскресенье в парке
с Джорджем”. 30 июня 2003 года в Goodman Theatre состоялась мировая
премьера мюзикла Сондхайма “Кураж” (“Bounce”) о временах “золотой лихорадки”
в Америке.
Предстоящие концерты в Грант-парке посвящены
восьмидесятипятилетию со дня рождения композитора.
Открытые репетиции пройдут 9 июля с 10.30 am
до 1.00 pm; 10 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 10 и 11 июля в 7.00 pm в
помещении “Club 615”.
Nota bene! Концерты
фестиваля проходят в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601.
Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые позволяют сидеть в VIP зоне.
При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение
отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная информация -
на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Grant Park Music FestivalФото 2. Карлос Кальмар. Фото – Норман Тимонера
Фото 3. Карина Канеллакис
Фото 4. Стивен Сондхайм
Комментариев нет:
Отправить комментарий