14 декабря в Театре музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance)
состоится первый совместный концерт Рене Флеминг (Renée Fleming) и Патрисии
Барбер (Patricia Barber) “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт
талантливых женщин – примы мировой оперной сцены и замечательной джазовой
вокалистки, пианистки и композитора – звучит интригующе, не правда ли? Флеминг
исполнит песни Барбер, прозвучат также любимые рождественские мелодии. В
концерте примет участие музыкальный руководитель Центра оперного пения Патрика
и Ширли Райан при Лирик-опере Чикаго, художественный руководитель программы “Beyond the Aria” в
театре “Харрис” Крейг Терри.
Патрисия Барбер говорит: “Когда Рене исполняет мои песни, я понимаю, что идеал в
музыке может быть достигнут. Она вдохновляет
меня на новые подвиги”. В свою очередь Рене Флеминг признается в своей любви к
творчеству Барбер: “Я счастлива выступать вместе с ней.
Познакомившись с ее творчеством, я была
очарована ее философской лирикой и разнообразным музыкальным словарем. Языком джаза она сочиняет музыку,
близкую и понятную мне. Думая о новой серии концертов, я подумала, почему бы не
открыть ее с нашего совместного выступления с Патрисией?” Сказано – сделано.
Неотразимое обаяние и богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие и элегантность исполнительской манеры – все это позволяет Рене Флеминг одинаково свободно чувствовать себя, исполняя самую разную музыку: арии из классических и современных опер и мюзиклов, джазовые и блюзовые мелодии, песни из кинофильмов. В опере репертуар певицы простирается от драматических партий героинь Верди и Пуччини до колоратурных россиниевских героинь.
Рене Флеминг родилась в городке Индиана
(штат Пенсильвания), но вскоре переехала с родителями в Рочестер. В своей книге “Внутренний голос” она пишет: “Как получилось, что девочка из маленького городка под Нью-Йорком
представляет свою страну на крупнейших международных музыкальных фестивалях?..
Ответ обезоруживающе прост: все произошло благодаря двум маленьким хрящикам в
моем горле. Эти голосовые связки - тонкие, таинственные и непредсказуемые -
кидали меня в самые невероятные места планеты. Я ночевала в Белом доме, потому
что разговоры о музыке c Клинтоном и Блэром затянулись до двух
часов ночи; я пела для Вацлава Гавела и четыре часа провела рядом с ним, пока
он рассказывал о своей жизни; я пела на траурной церемонии у развалин
башен-близнецов всего через несколько месяцев после 11 сентября, когда тысячи
людей стояли плечом к плечу, став единым воплощением скорби... Мой голос
приводил меня на самые престижные театральные подмостки мира, и я могу сказать,
что моя карьера сложилась удачно”.
Родители Рене Флеминг были учителями
пения, поэтому у нее просто не было другого выбора, кроме как стать певицей. Во
время учебы в Нью-Йоркском университете Флеминг выступала в составе джазового
трио в одном из баров города. Там ее увидел известный саксофонист Джэкет
“Иллинойс”. Он был так восхищен ее пением, что сразу предложил певице стать
солисткой его биг-бэнда. Но Флеминг не хотела ограничиваться только джазом. Она
решила получить академическое музыкальное образование в Джульярдской
музыкальной школе (1983-1987 годы). В 1984 году певица провела, по ее словам,
“феноменальный” год в Германии на стажировке у Арлин Оже. Певица также брала
уроки вокала у выдающейся оперной певицы Элизабет Шварцкопф.
Оперный дебют Флеминг состоялся в 1986
году на Зальцбургском театральном фестивале в партии Констанцы в опере
В.А.Моцарта “Похищение из Сераля”. В 1988 году Рене Флеминг победила на
прослушивании молодых талантов в Метрополитен-опере и на международном конкурсе
вокалистов в Бельгии. Так началась ее блистательная международная карьера. Певица
выступала и продолжала выступать на крупнейших оперных сценах мира.
Чикагские любители оперы видели Флеминг в партиях Сюзанны в
одноименной опере К.Флойда (сезон 1993-1994 гг.), Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно
(1996 г.), графини Альмавивы в “Женитьбе Фигаро” В.А.Моцарта (1998 г.), Альчины
в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 гг.), Дездемоны в “Отелло”
Дж.Верди (2001 г.), Таис в одноименной опере Ж.Массне (сезон 2002-2003 гг.) и
Виолетты в “Травиате” Дж.Верди (2008 г.). Она очень грамотно
относится к своему голосу. Времена Дездемоны и Виолетты прошли, и Флеминг
перешла на другой репертуар. Весной 2013 года
певица предстала перед нами в партии Бланш Дюбуа в концертном исполнении оперы
Андре Превина “Трамвай “Желание”. (Эта
партия была специально написана для Флеминг, и она стала ее первой
исполнительницей.) В 2014 году – новое появление Флеминг в партии
Графини в “Каприччио” Р.Штрауса. В эти дни Флеминг “купается” в роли Ганны
Главари в “Веселой вдове”. Эту партию певица исполняла на премьере постановки
Сюзан Строман в Метрополитен-опере.
В июле 2012 года в Петербурге прошли съемки
совместного американо-российского музыкального фильма с участием Рене Флеминг и
Дмитрия Хворостовского. На фоне красот города блестящий русский певец и самая
известная певица из США исполнили шедевры оперной классики, а Хворостовский не
только пел, но и выступил в качестве гида, рассказывая об истории Питера.
С декабря 2010 года Рене Флеминг является
вице-президентом Совета директоров и
консультантом по творческим вопросам (“Creative Consultant”)
Лирик-оперы. В новом качестве любимица зрителей играет активную роль в
репертуарной политике театра. Певица курирует постановку оперы “Бельканто”
Джимми Лопеса (мировая премьера прошла 7 декабря). Именно она стала инициатором
расширения образовательных программ Лирик-оперы, совместных проектов с Merit School of Music,
сотрудничества оперного театра с другими культурными организациями Чикаго, в
том числе – с театром “Харрис”.
Рене Флеминг – лауреат двух премий
“Грэмми”, Национальной медали искусств (Барак Обама вручил ей эту
награду в 2013 году), премий журналов “Граммофон” и “Opera News”, приза “Муза” Международного фестиваля “Дворцы
Санкт-Петербурга”, обладатель Ордена Почетного легиона и командор Ордена
искусств и литературы Франции. О популярности певицы может
свидетельствовать тот факт, что она первой из всех классических музыкантов
получила право исполнить национальный гимн на главном спортивном событии США –
финальном матче чемпионата Национальной футбольной лиги “Super Bowl”. В ее честь созданы духи “La Voce” и десерт знаменитого нью-йоркского повара Даниэля Булю
“Дива Рене”.
У Рене Флеминг две дочери:
двадцатидвухлетняя Амелия и восемнадцатилетняя Сейдж.
Голос Патрисии Барбер один из критиков описал, как
“сплошной темный шепот, исходящий из глубины души”. У нее действительно
удивительный голос – нежный и чувственный, глуховатый и бархатный. Под стать
голосу и игра на фортепиано – яркая, глубокая, проникновенная. Начиная с
середины восьмидесятых годов, певица выпустила девять альбомов. Среди них – как
оригинальные обработки популярных мелодий, так и собственные композиции.
Патрисия Барбер – замечательный композитор: умный, тонкий, интеллектуальный.
Она – самоучка, пришедшая в джаз из психологического факультета университета.
Гены взяли свое: ее отец был известным саксофонистом, играл с Гленом Миллером.
При этом джаз Патрисии Барбер далек от традиционного миллеровского джаза – это,
скорее, пограничные мелодии, где-то между джазом и блюзом.
Патрисия Барбер обладает взрывным темпераментом.
Она эмоциональна и непредсказуема. Ее концерты – удивительные шоу, в которых
одинаково интересно не только то, что она поет, но и как. Все ее гримасничанья,
все ее непроизвольно вырывающиеся звуки, придыхания, крики... – то, что делает
на сцене эта женщина, описать просто невозможно. Это надо видеть и слышать!
Журнал “TIME Magazine” писал о Барбер так: “Скрестите Дайану
Кролл с Сюзан Зонтаг, и вы получите Патрисию Барбер,
чей гортанный голос, льющийся под аккомпанемент виртуозных фортепианных мелодий, создает умопомрачительный эффект”.
Патрисия Барбер любит удивлять своих поклонников:
то срывается в Европу, гуляет по Парижу, занимается изучением французского
языка, поет композиции в стиле “шансон” а-ля Эдит Пиаф; то возвращается в лоно
джаза и собирает новый квартет; то пишет песни на стихи Овидия в джазовой
обработке... Сегодня Барбер называют лидером женской джазовой школы, на ее
концерты не попасть, она часто выступает в Европе. Вот только некоторые точки
маршрутов певицы: Париж и Лондон, Гамбург и Цюрих, Вена и Амстердам, Лиссабон и
Милан, Мадрид и города Испании, Москва и Санкт-Петербург... Но когда она
возвращается в Чикаго, певица остается верна своему любимому джаз-клубу ”Green Mill”,
талисманом которого является вот уже почти двадцать лет. Так что, уважаемые
читатели, если вы хотите услышать тонкий интеллектуальный завораживающий джаз,
не забудьте: по понедельникам в ”Green Mill” со своим квартетом
играет и поет Патрисия Барбер.
Предстоящий концерт станет мировой премьерой дуэта
Флеминг-Барбер. С такой же программой 16 декабря они выступят в Центре Кеннеди
(Kennedy Center) в
Вашингтоне.
Концертом Флеминг и Барбер Театр музыки и танца
“Харрис” открывает новую серию “Renée Fleming: To the Edge”. Как
известно, Рене Флеминг не замыкается только на опере и оперных проектах. В
последнее время она активно участвует в музыкальной жизни Чикаго. От новой
серии концертов с ее участием можно ожидать много сюрпризов! В создании
концертов примет участие Лирик-опера Чикаго (программа “Lyric Unlimited”).
Кроме этой серии, в предстоящие месяцы в театре
“Харрис” пройдут выступления многих выдающихся исполнителей. Скажу сразу:
такого сезона в театре еще не было! С удовольствием перечисляю лишь некоторые
имена: The Chamber Music Society of Lincoln Center с Бранденбургскими
концертами И.С.Баха (17 декабря), Juilliard Orchestra под
управлением Ицхака Перлмана (6 января), Royal Philharmonic Orchestra под управлением Пинхаса Цукермана (он, как всегда, совмещает обязанности
дирижера и солиста, 13 января), Kronos Quartet с гостями (29 января),
Стефани Блайт и Крейг Терри (9 февраля), Гил Шахам с оркестром The Knights
(дирижер – Эрик Джейкобсен, 18 февраля), Academy of St.Martin In The Fields с Джошуа Белл в
качестве дирижера и скрипача (12 марта), Хавьер Камарена и Ангел Родригес (30
марта).
Если с музыкальной программой театр “Харрис”
конкурирует с Симфоническим центром, то по части танцевальных коллективов его
единственный конкурент – Auditorium Theatre. “Харрис” наступает очень уверенно. Судите сами -
Гамбургский балет с двумя спектаклями Джона Ноймайера: “Отелло” (23-24 февраля)
и “Третья симфония Густава Малера” (26-26 февраля), труппа Марка Морриса (6
апреля), балет Майами (29 и 30 апреля).
Еще одна новая программа театра – серия камерных
концертов “Beyond the Aria”. В
этой серии выступят солисты Лирик-оперы: Даниэлла Де Низ, Энтони Рот Костанцо и
Брэдли Смок (15 января), Сюзанна Филлипс, Кристиан Ван Хорн, Минджи Лей (14
марта), Кристина Брюэр, Анни Розен, Джесси Доннер (17 мая).
Nota
bene!
Концерт Рене Флеминг и Патрисии Барбер “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber” состоится 14 декабря в 7.30 pm в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. $35–$125. Подробная
информация и заказ билетов на этот и другие спектакли и концерты сезона 2015-16
годов – на сайте www.HarrisTheaterChicago.org или по телефону 312-334-7777.
Фотографии к статье:
Фото 1-2. Рене Флеминг. Фотографии предоставлены Лирик-оперой ЧикагоФото 3-4. Патрисия Барбер. Фото – Клэй Патрик
Комментариев нет:
Отправить комментарий