5 августа, 8.00 pm. Павильон. Четвертый фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – английский пианист Пол Льюис) и Пятая симфония С.Прокофьева – такая великолепная программа ждет нас в этот вечер. Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) дирижирует музыкальный руководитель Борнмутского симфонического оркестра и Государственной капеллы Веймара, живущий в Париже украинский маэстро Кирилл Карабиц. Это его дебют в Равинии.
...А ведь были времена, когда “забронзовевшие” сегодня композиторы не ходили в классиках, когда великие музыкальные творения звучали впервые?! Вот, например, 17 декабря 1808 года венская газета сообщила, что спустя пять дней в “Theatre an der Wien” состоится концерт Людвига ван Бетховена, на котором будут представлены новые сочинения тридцативосьмилетнего композитора. Представляю, как были огорчены венские аристократы, с неохотой воспринимавшие все новое и неизвестное. Еще одна новая Соната – это куда ни шло, но весь вечер одни премьеры?! Что себе позволяет господин Бетховен?
Надо сказать, что с толку были сбиты не только зрители, но и музыканты оркестра. Новой музыки было слишком много, и они попросту не успели толком порепетировать. Особенно это коснулось Хоральной фантазии, которую Бетховен закончил в последний момент. Оркестр просто не смог исполнить эту музыку, и композитору, выступающему в качестве дирижера, пришлось остановить концерт и начать все сначала. Длинный вечер стал еще длиннее... Среди премьер были также Пятая и Шестая симфонии Бетховена и его Четвертый фортепианный концерт. Солировал сам композитор. Судя по воспоминаниям его ученика Фердинанда Райса, пианист Бетховен был прекрасный. Правда, он не особенно заботился о пропущенных нотах, зато по части экспрессии и эмоций ему не было равных. А еще он был непревзойденным мастером удивлять публику. Бетховен считал, что единственный способ обратить внимание на солиста, - это заставить его сделать нечто необычное.
На премьере Четвертого фортепианного концерта зрители были удивлены сразу. Концерт начался с фортепианного соло, без привычной длинной экспозиции оркестра – такого раньше не было! Финал концерта тоже стал неожиданным для публики. Это единственная финальная часть в концертах Бетховена, которая не начинается с главной фортепианной темы, подхватываемой оркестром. Четвертая часть (Rondo: Vivace) Четвертого концерта начинается с соло струнных инструментов, а фортепиано ведет новую виртуозную мелодию, впервые появляющуюся в Концерте. После премьеры Бетховен записал в дневнике: “Несмотря на обилие ошибок, которые я не мог предсказать, публика с энтузиазмом приняла сочинение”. К несчастью, из-за проблем со слухом это выступление оказалось последним в недолгой карьере Бетховена–пианиста.
И пианист Пол Льюис, и дирижер Кирилл Карабиц являются признанными гуру в трактовке исполняемых произведений. Льюис исполняет Четвертый концерт Бетховена по всему миру с огромным успехом. В Чикаго мы его слышали в 2007 году на гастролях Лондонского симфонического оркестра (дирижер - сэр Колин Дэвис). Что касается Карабица, то на недавних лондонских концертах Би-Би-Си Промс дирижер был удостоен высочайших похвал как раз за Пятую симфонию Прокофьева. Обычно скупая на комплименты лондонская The Times отмечала “почти русский звук” оркестра, в то время как The Independent была впечатлена “безукоризненно точным исполнением Adagio”.
6 августа, 11.00 am. Театр “Мартин”. В серии детских концертов (Kids Concert series) - выступление Joyous String Ensemble. В этом струнном ансамбле дети играют с четырех лет. Ежегодно они проводят около тридцати концертов в разных уголках мира.
6 августа, 7.30 pm. Павильон. После Боба Дилана и Пола Саймона на фестивале дебютирует Брайан Ферри – еще один культовый музыкант XX века, солист группы Roxy Music. В концерте принимает участие Лаура Перголиззи.
Вот фрагменты рецензии Артема Троицкого на концерт Ферри в Киеве пять лет назад:
“Брайана Ферри уважают музыканты за очень выверенные аранжировки, хорошие ироничные тексты и за имидж бабника, который он гордо несет сквозь десятилетия. Практически на всех альбомах Ферри – красивые девушки, как в клипах. Не менее трех в каждом... Имидж Ферри не очень “рокерский”. На сцене – несколько нервный мужчина в строгом костюме. Эдакий декадент-кокаинист. Кстати, об употреблении Брайаном наркоты никогда и ничего не было слышно, так что все это только образ. Голос у него тоже крайне своеобразный – мягкий, немного ленивый, ничего общего с привычным уху рок-вокалом. Оно, в общем, и понятно – Ферри в юности учился живописи, подавал большие надежды и устраивал персональные выставки. Потом музыкант, видимо, “съел” художника, но ведь не до конца же! Недаром Брайан славится декораторскими способностями, тонким вкусом. Кто-то из дизайнеров сказал, что такой, как Ферри, скорее будет декорировать свой номер в гостинице, чем громить его... А концерт был хорош... Просто драйв тут немного не такой, непривычный и непростой. Ценитель хорошей поэзии Ферри записал несколько лет назад песни Боба Дилана. Очень, кстати, успешный альбом вышел. Он так его и прокомментировал: очень хорошие тексты (чем, собственно, он и сам всегда славился) и свежий взгляд на ранние песни Дилана. Так что да здравствует хорошая поэзия, тонкий вкус, безупречные аранжировки и немного томный и ленивый вокал Брайана Ферри – декадента и женолюба”. Подробности жизни и творчества Брайана Ферри – на его сайте http://www.bryanferry.com/.
7 августа, 7.30 pm. Павильон. Концерт американской певицы и актрисы Долли Партон - одной из самых известных исполнительниц в стиле кантри.
Подробности жизни и творчества певицы – на ее сайте http://dollyparton.com/.
8 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения (Ravinia’s Steans Music Institute: Program for Singers). В программе: песни на стихи У.Шекспира и его современников.
8 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Непременный участник Равинии - американский пианист российского происхождения Владимир Фельцман. В программе: Четыре баллады и Две рапсодии И.Брамса, ”Картинки с выставки” М.Мусоргского.
9 августа, 8.00 pm. Павильон. Вторые симфонии Л.Бернстайна и И.Брамса прозвучат в концерте ЧСО под управлением Дэвида Зинмана. В Симфонии Бернстайна солирует пианист Миша Дихтер. Его имя стало известно миру после конкурса Чайковского 1966 года, на котором молодой американский пианист завоевал Вторую премию. В 2013 году исполнилось сорок пять лет со дня его дебюта в Равинии. Сначала он появлялся один, потом стал приезжать с женой - пианисткой Ципой. Долгие годы семейный ансамбль Дихтеров готовил для нас необычные камерные концерты. На этот раз Миша изменил традиции, из театра ”Мартин” переместился в Павильон и выступает с оркестром.
Дэвид Зинман не собирался становиться дирижером. Он учился по классу скрипки в консерватории Оберлина. Диплом мастера получил в университете Миннесоты. Настоящие уроки дирижерского мастерства Зинман приобрел, работая в Школе великого Пьера Монте в городе Хэнкок (штат Мэн). Среди студентов Монте - Игорь Маркевич, Невилл Марринер, Лорин Маазель, Андре Превин, Сейджо Озава. Зинман оказался в хорошей компании. Сначала он был помощником Монте, потом - с 1961 по 1964 годы - его ассистентом. С 1979 по 1982 годы Зинман служил главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, с 1974 по 1985 годы - музыкальным руководителем Филармонического оркестра Рочестера (штат Нью-Йорк).
Главные достижения Зинмана-дирижера связаны с Балтиморским симфоническим оркестром. С 1983 по 1985 годы Зинман был главным приглашенным дирижером, а с 1985 до 1999 года - музыкальным руководителем этого оркестра. Именно под управлением Зинмана оркестр Балтимора превратился в один из лучших музыкальных коллективов Америки. Оркестр неоднократно становился лауреатом престижной музыкальной премии ”Грэмми”. После 1999 года Зинман остался почетным музыкальным руководителем оркестра, однако несколько лет спустя в знак протеста против консервативной политики администрации оркестра отказался от этого поста.
Зинман принимает активное участие в работе летних музыкальных фестивалей в США. С 1998 по 2010 годы он возглавлял Музыкальный фестиваль в Аспене (штат Колорадо) и в память о Пьере Монте основал там Американскую академию дирижирования (American Academy of Conducting). Какое-то время Зинман руководил оркестром Грант-парка в Чикаго.
С 1995 по 2014 годы Зинман возглавлял Симфонический оркестр “Tonhalle” в Цюрихе и, как в случае с Балтиморским оркестром, вывел его на совершенно другой уровень. В настоящее время Дэвид Зинман является гастролирующим по всему миру свободным художником.
10 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Еще один концерт студентов вокального отделения (Ravinia’s Steans Music Institute: Program for Singers). В программе: “Вальсы - песни любви“ И.Брамса.
10 августа, 8.00 pm. Павильон. Четвертая симфония И.Брамса и Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солист - Гил Шахам) - такова программа этого концерта. ЧСО дирижирует Дэвид Зинман.
Один из самых блистательных музыкантов нашего времени, лауреат премии “Грэмми” Гил Шахам родился в 1971 году в городе Урбана (штат Иллинойс). Когда мальчику было семь лет, семья переехала в Израиль, и Гил впервые взял в руки скрипку. В 1981 году, в возрасте десяти лет, состоялся его дебют с Израильским филармоническим оркестром. После учебы в Израильской академии музыки он продолжил обучение в Аспене (США) у педагогов Дороти Де Лэй и Йенса Эллермана. Выпускник Джульярдской школы и Колумбийского университета. Играет на скрипке “Графиня де Полиньяк” Антонио Страдивари работы 1699 года. Живет в Нью-Йорке с женой-скрипачкой Адель Энтони и двумя детьми.
11 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт фанк-группы из Калифорнии “War“ и трио Los Lonely Boys. Трио Los Lonely Boys стало известным в 2006 году после феноменального успеха их альбома “Sacred” с завоевавшей премию “Грэмми” композицией “Heaven”. Подробности творчества трио – на сайтеhttps://loslonelyboys.com/
12 августа, 8.00 pm. Павильон. Концерт ЧСО с участием скрипача Джошуа Белла и трубача Криса Ботти. В программе: Скрипичные концерты ми мажор (“Весна“) и соль минор (“Лето“) из цикла “Времена года“ А.Вивальди, “Лето в Буэнос-Айресе“ из цикла “Времена года в Буэнос-Айресе“ А.Пьяццоллы, Ноктюрн из фильма “Дамы в лиловом“ (“Ladies in Lavender“, 2004) Найджела Хесса, “Цыганские напевы“ П.Сарасате. Произведения, которые исполнит Крис Ботти, будут объявлены со сцены. Дирижер - Джордж Хэнсон.
“Друзья юности встречаются на сцене в Равинии“ - такой заголовок хорошо подошел бы к этому концерту. “Мы с Крисом познакомились в Школе музыки Индианского университета. Мне было тогда шестнадцать! - вспоминает Джошуа Белл. - Крис - замечательный музыкант. Я приглашал его в качестве солиста для записи двух моих альбомов “At Home with Friends” и “Musical Gifts”. Мы редко выступаем вместе в одном концерте. Я счастлив и очень жду этого!“ В свою очередь Крис Ботти отмечает невероятную одаренность Джошуа, которая была заметна еще в студенческие годы.
В биографиях музыкантов много точек соприкосновения. Крис Ботти родился в 1962 году, начал учиться игре на трубе в девять лет. Джошуа Белл родился в 1967 году, первые уроки игры на скрипке получил в возрасте четырех лет. Услышав игру Майлза Дэвиса, в двенадцать лет Ботти решил посвятить себя любимому инструменту. В том же возрасте, во многом благодаря влиянию педагога Джозефа Гингольда, связать свою жизнь со скрипкой решил Белл. Ботти дебютировал в Карнеги-холл в 1981 году, играя в составе джазового ансамбля, составленного из лучших школьников Америки (All American High School Jazz Band); Белл дебютировал там три года спустя в качестве солиста с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. Ботти получил премию “Грэмми“ в 2013 году за альбом “Impressions“; Белл стал лауреатом этой премии в 2001 году за альбом с записью Скрипичного концерта Николаса Моу. Английский композитор посвятил этот концерт Беллу. 12 августа талантливые музыканты Джошуа Белл и Крис Ботти впервые встречаются в одном концерте на сцене в Равинии.
Дирижер Джордж Хэнсон и Крис Ботти впервые выступают с ЧСО.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайтеhttp://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета - $10.
Фотографии к статье:
Фото 1. Пол Льюис
Фото 1. Пол Льюис
Фото 2. Кирилл Карабиц
Фото 3. Брайан Ферри
Фото 4. Дэвид Зинман
Фото 5. Гил Шахам
Фото 6. Джошуа Белл
Фото 5. Гил Шахам
Фото 6. Джошуа Белл
(Все фото – Ravinia Festival)
Комментариев нет:
Отправить комментарий