4 авг. 2016 г.

Равиния-2016 (Ravinia Festival, пригород Чикаго Хайленд-парк, концерты 5-12 августа)

5 августа, 8.00 pm. Павильон. Четвертый фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – английский пианист Пол Льюис) и Пятая симфония С.Прокофьева – такая великолепная программа ждет нас в этот вечер. Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) дирижирует музыкальный руководитель Борнмутского симфонического оркестра и Государственной капеллы Веймара, живущий в Париже украинский маэстро Кирилл Карабиц. Это его дебют в Равинии.
...А ведь были времена, когда “забронзовевшие” сегодня композиторы не ходили в классиках, когда великие музыкальные творения звучали впервые?! Вот, например, 17 декабря 1808 года венская газета сообщила, что спустя пять дней в “Theatre an der Wien” состоится концерт Людвига ван Бетховена, на котором будут представлены новые сочинения тридцативосьмилетнего композитора. Представляю, как были огорчены венские аристократы, с неохотой воспринимавшие все новое и неизвестное. Еще одна новая Соната – это куда ни шло, но весь вечер одни премьеры?! Что себе позволяет господин Бетховен?
Надо сказать, что с толку были сбиты не только зрители, но и музыканты оркестра. Новой музыки было слишком много, и они попросту не успели толком порепетировать. Особенно это коснулось Хоральной фантазии, которую Бетховен закончил в последний момент. Оркестр просто не смог исполнить эту музыку, и композитору, выступающему в качестве дирижера, пришлось остановить концерт и начать все сначала. Длинный вечер стал еще длиннее... Среди премьер были также Пятая и Шестая симфонии Бетховена и его Четвертый фортепианный концерт. Солировал сам композитор. Судя по воспоминаниям его ученика Фердинанда Райса, пианист Бетховен был прекрасный. Правда, он не особенно заботился о пропущенных нотах, зато по части экспрессии и эмоций ему не было равных. А еще он был непревзойденным мастером удивлять публику. Бетховен считал, что единственный способ обратить внимание на солиста, - это заставить его сделать нечто необычное.
На премьере Четвертого фортепианного концерта зрители были удивлены сразу. Концерт начался с фортепианного соло, без привычной длинной экспозиции оркестра – такого раньше не было! Финал концерта тоже стал неожиданным для публики. Это единственная финальная часть в концертах Бетховена, которая не начинается с главной фортепианной темы, подхватываемой оркестром. Четвертая часть (Rondo: Vivace) Четвертого концерта начинается с соло струнных инструментов, а фортепиано ведет новую виртуозную мелодию, впервые появляющуюся в Концерте. После премьеры Бетховен записал в дневнике: “Несмотря на обилие ошибок, которые я не мог предсказать, публика с энтузиазмом приняла сочинение”. К несчастью, из-за проблем со слухом это выступление оказалось последним в недолгой карьере Бетховена–пианиста.
И пианист Пол Льюис, и дирижер Кирилл Карабиц являются признанными гуру в трактовке исполняемых произведений. Льюис исполняет Четвертый концерт Бетховена по всему миру с огромным успехом. В Чикаго мы его слышали в 2007 году на гастролях Лондонского симфонического оркестра (дирижер - сэр Колин Дэвис). Что касается Карабица, то на недавних лондонских концертах Би-Би-Си Промс дирижер был удостоен высочайших похвал как раз за Пятую симфонию Прокофьева. Обычно скупая на комплименты лондонская The Times отмечала “почти русский звук” оркестра, в то время как The Independent была впечатлена “безукоризненно точным исполнением Adagio”.
6 августа, 11.00 am. Театр “Мартин”. В серии детских концертов (Kids Concert series) - выступление Joyous String Ensemble. В этом струнном ансамбле дети играют с четырех лет. Ежегодно они проводят около тридцати концертов в разных уголках мира.
6 августа, 7.30 pm. Павильон. После Боба Дилана и Пола Саймона на фестивале дебютирует Брайан Ферри – еще один культовый музыкант XX века, солист группы Roxy Music. В концерте принимает участие Лаура Перголиззи.
Вот фрагменты рецензии Артема Троицкого на концерт Ферри в Киеве пять лет назад:
“Брайана Ферри уважают музыканты за очень выверенные аранжировки, хорошие ироничные тексты и за имидж бабника, который он гордо несет сквозь десятилетия. Практически на всех альбомах Ферри – красивые девушки, как в клипах. Не менее трех в каждом... Имидж Ферри не очень “рокерский”. На сцене – несколько нервный мужчина в строгом костюме. Эдакий декадент-кокаинист. Кстати, об употреблении Брайаном наркоты никогда и ничего не было слышно, так что все это только образ. Голос у него тоже крайне своеобразный – мягкий, немного ленивый, ничего общего с привычным уху рок-вокалом. Оно, в общем, и понятно – Ферри в юности учился живописи, подавал большие надежды и устраивал персональные выставки. Потом музыкант, видимо, “съел” художника, но ведь не до конца же! Недаром Брайан славится декораторскими способностями, тонким вкусом. Кто-то из дизайнеров сказал, что такой, как Ферри, скорее будет декорировать свой номер в гостинице, чем громить его... А концерт был хорош... Просто драйв тут немного не такой, непривычный и непростой. Ценитель хорошей поэзии Ферри записал несколько лет назад песни Боба Дилана. Очень, кстати, успешный альбом вышел. Он так его и прокомментировал: очень хорошие тексты (чем, собственно, он и сам всегда славился) и свежий взгляд на ранние песни Дилана. Так что да здравствует хорошая поэзия, тонкий вкус, безупречные аранжировки и немного томный и ленивый вокал Брайана Ферри – декадента и женолюба”. Подробности жизни и творчества Брайана Ферри – на его сайте http://www.bryanferry.com/.
7 августа, 7.30 pm. Павильон. Концерт американской певицы и актрисы Долли Партон - одной из самых известных исполнительниц в стиле кантри.
Подробности жизни и творчества певицы – на ее сайте http://dollyparton.com/.
8 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения (Ravinia’s Steans Music Institute: Program for Singers). В программе: песни на стихи У.Шекспира и его современников.
8 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Непременный участник Равинии - американский пианист российского происхождения Владимир Фельцман. В программе: Четыре баллады и Две рапсодии И.Брамса, ”Картинки с выставки” М.Мусоргского.
9 августа, 8.00 pm. Павильон. Вторые симфонии Л.Бернстайна и И.Брамса прозвучат в концерте ЧСО под управлением Дэвида Зинмана. В Симфонии Бернстайна солирует пианист Миша Дихтер. Его имя стало известно миру после конкурса Чайковского 1966 года, на котором молодой американский пианист завоевал Вторую премию. В 2013 году исполнилось сорок пять лет со дня его дебюта в Равинии. Сначала он появлялся один, потом стал приезжать с женой - пианисткой Ципой. Долгие годы семейный ансамбль Дихтеров готовил для нас необычные камерные концерты. На этот раз Миша изменил традиции, из театра ”Мартин” переместился в Павильон и выступает с оркестром.
Дэвид Зинман не собирался становиться дирижером. Он учился по классу скрипки в консерватории Оберлина. Диплом мастера получил в университете Миннесоты. Настоящие уроки дирижерского мастерства Зинман приобрел, работая в Школе великого Пьера Монте в городе Хэнкок (штат Мэн). Среди студентов Монте - Игорь Маркевич, Невилл Марринер, Лорин Маазель, Андре Превин, Сейджо Озава. Зинман оказался в хорошей компании. Сначала он был помощником Монте, потом - с 1961 по 1964 годы - его ассистентом. С 1979 по 1982 годы Зинман служил главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, с 1974 по 1985 годы - музыкальным руководителем Филармонического оркестра Рочестера (штат Нью-Йорк).
Главные достижения Зинмана-дирижера связаны с Балтиморским симфоническим оркестром. С 1983 по 1985 годы Зинман был главным приглашенным дирижером, а с 1985 до 1999 года - музыкальным руководителем этого оркестра. Именно под управлением Зинмана оркестр Балтимора превратился в один из лучших музыкальных коллективов Америки. Оркестр неоднократно становился лауреатом престижной музыкальной премии ”Грэмми”. После 1999 года Зинман остался почетным музыкальным руководителем оркестра, однако несколько лет спустя в знак протеста против консервативной политики администрации оркестра отказался от этого поста.
Зинман принимает активное участие в работе летних музыкальных фестивалей в США. С 1998 по 2010 годы он возглавлял Музыкальный фестиваль в Аспене (штат Колорадо) и в память о Пьере Монте основал там Американскую академию дирижирования (American Academy of Conducting). Какое-то время Зинман руководил оркестром Грант-парка в Чикаго.
С 1995 по 2014 годы Зинман возглавлял Симфонический оркестр “Tonhalle” в Цюрихе и, как в случае с Балтиморским оркестром, вывел его на совершенно другой уровень. В настоящее время Дэвид Зинман является гастролирующим по всему миру свободным художником.
10 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Еще один концерт студентов вокального отделения (Ravinia’s Steans Music Institute: Program for Singers). В программе: “Вальсы - песни любви“ И.Брамса.
10 августа, 8.00 pm. Павильон. Четвертая симфония И.Брамса и Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солист - Гил Шахам) - такова программа этого концерта. ЧСО дирижирует Дэвид Зинман.
Один из самых блистательных музыкантов нашего времени, лауреат премии “Грэмми” Гил Шахам родился в 1971 году в городе Урбана (штат Иллинойс). Когда мальчику было семь лет, семья переехала в Израиль, и Гил впервые взял в руки скрипку. В 1981 году, в возрасте десяти лет, состоялся его дебют с Израильским филармоническим оркестром. После учебы в Израильской академии музыки он продолжил обучение в Аспене (США) у педагогов Дороти Де Лэй и Йенса Эллермана. Выпускник Джульярдской школы и Колумбийского университета. Играет на скрипке “Графиня де Полиньяк” Антонио Страдивари работы 1699 года. Живет в Нью-Йорке с женой-скрипачкой Адель Энтони и двумя детьми.
11 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт фанк-группы из Калифорнии “War“ и трио Los Lonely Boys. Трио Los Lonely Boys стало известным в 2006 году после феноменального успеха их альбома Sacred” с завоевавшей премию “Грэмми” композицией “Heaven”. Подробности творчества трио – на сайтеhttps://loslonelyboys.com/
12 августа, 8.00 pm. Павильон. Концерт ЧСО с участием скрипача Джошуа Белла и трубача Криса Ботти. В программе: Скрипичные концерты ми мажор (“Весна“) и соль минор (“Лето“) из цикла “Времена года“ А.Вивальди, “Лето в Буэнос-Айресе“ из цикла “Времена года в Буэнос-Айресе“ А.Пьяццоллы, Ноктюрн из фильма “Дамы в лиловом“ (“Ladies in Lavender“, 2004) Найджела Хесса, “Цыганские напевы“ П.Сарасате. Произведения, которые исполнит Крис Ботти, будут объявлены со сцены. Дирижер - Джордж Хэнсон.
“Друзья юности встречаются на сцене в Равинии“ - такой заголовок хорошо подошел бы к этому концерту. “Мы с Крисом познакомились в Школе музыки Индианского университета. Мне было тогда шестнадцать! - вспоминает Джошуа Белл. - Крис - замечательный музыкант. Я приглашал его в качестве солиста для записи двух моих альбомов “At Home with Friends” и “Musical Gifts”. Мы редко выступаем вместе в одном концерте. Я счастлив и очень жду этого!“ В свою очередь Крис Ботти отмечает невероятную одаренность Джошуа, которая была заметна еще в студенческие годы.
В биографиях музыкантов много точек соприкосновения. Крис Ботти родился в 1962 году, начал учиться игре на трубе в девять лет. Джошуа Белл родился в 1967 году, первые уроки игры на скрипке получил в возрасте четырех лет. Услышав игру Майлза Дэвиса, в двенадцать лет Ботти решил посвятить себя любимому инструменту. В том же возрасте, во многом благодаря влиянию педагога Джозефа Гингольда, связать свою жизнь со скрипкой решил Белл. Ботти дебютировал в Карнеги-холл в 1981 году, играя в составе джазового ансамбля, составленного из лучших школьников Америки (All American High School Jazz Band); Белл дебютировал там три года спустя в качестве солиста с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. Ботти получил премию “Грэмми“ в 2013 году за альбом “Impressions“; Белл стал лауреатом этой премии в 2001 году за альбом с записью Скрипичного концерта Николаса Моу. Английский композитор посвятил этот концерт Беллу. 12 августа талантливые музыканты Джошуа Белл и Крис Ботти впервые встречаются в одном концерте на сцене в Равинии.
Дирижер Джордж Хэнсон и Крис Ботти впервые выступают с ЧСО.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайтеhttp://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park RdHighland ParkIL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета - $10.
Фотографии к статье:
Фото 1. Пол Льюис
Фото 2. Кирилл Карабиц
Фото 3. Брайан Ферри
Фото 4. Дэвид Зинман
Фото 5. Гил Шахам
Фото 6. Джошуа Белл
(Все фото – Ravinia Festival)

Комментариев нет: