27 августа впервые в Чикаго состоится спектакль“Взрослые игры” по пьесе Нила Саймона в постановке режиссера Сергея Арцибашева. В спектакле заняты Алена Яковлева, Ольга Прокофьева, Татьяна Аугшкап, Александр Шаврин. Главную роль играет замечательный российский актер Даниил Спиваковский. В беседе с вашим корреспондентом актер рассказывает о спектакле, своих партнерах по сцене, педагогах и взглядах на современный театр.
- Как бы вы охарактеризовали жанр спектакля “Взрослые игры”?
- Я бы сказал, это трогательная, проникновенная история с легкой мелодраматичной, детективной основой. В спектакле много смешных моментов. Я думаю, зрители рассмеются, попереживают, кто-нибудь, может быть, всплакнет. Пьеса американского драматурга Нила Саймона - о взаимоотношениях с близкими, внимании, любви, умении прощать. Поднимаемые в спектакле вечные темы раскрываются в семье, в супружеской жизни. Однажды в Москве после спектакля мы зашли с друзьями в кафе рядом с театром. Через какое-то время официант принес мне записку. Оказывается, молодые люди, сидевшие через несколько столиков от нас, постеснялись подойти. В записке были такие слова: “Даниил, большое спасибо за “Взрослые игры”. После того, как мы посмотрели спектакль, мы приняли решение пожениться”. Я сохранил эту записку. Такие слова дорогого стоят, в них - большая благодарность и комплимент актеру. Что еще можно добавить?!
- Расскажите, пожалуйста, о режиссере и ваших партнерах по сцене.
- “Взрослые игры” – постановка нашего прославленного режиссера Сергея Арцибашева. В прошлом году он рано ушел из жизни. Этот спектакль – дань памяти режиссеру. Костяк составляет дружная команда артистов театра Маяковского – сыгранные партнеры, много лет знающие друг друга: Ольга Прокофьева, Татьяна Аугшкап, Александр Шаврин. С замечательной актрисой театра Сатиры Аленой Яковлевой я впервые встречаюсь на сцене. До этого спектакля нам не доводилось работать вместе. Она прекрасно влилась в наш дружный коллектив.
- Было ли для вас неожиданным предложение Арцибашева сыграть роль Альбера Донэ?
- Арцибашев не случайно предложил мне эту роль. Роль Альбера – необычная, гротескная. Я люблю такой стиль в театре. В этой роли я себя очень комфортно ощущаю, и зритель это почувствует. С Альбером связано много яркого, комедийного в спектакле. Мой герой – человек ранимый, немного недотепа, дважды женат и дважды разведен на одной и той же женщине и продолжает ее невероятно любить. В финале спектакля мы ставим многоточие, поскольку возникает третья возможность объединиться.
Даниил Спиваковский – ученик многолетнего художественного руководителя театра Маяковского Андрея Александровича Гончарова. По словам актера, ему он обязан всеми своими успехами в профессии.
- Судьба свела меня с великим учителем, мудрецом, Мастером. Сейчас я сам преподаю, у меня уже есть выпускники. Я передаю студентам то, чему меня учил Гончаров. Если я – его актерский “сын”, то они – его “внуки”. Сергей Николаевич Арцибашев был педагогом на курсе Гончарова, на котором я учился. Он тоже был моим педагогом. Свой первый спектакль в театре Маяковского, будучи студентом третьего курса, я сыграл именно в спектакле Арцибашева. Мы были с ним многолетние единомышленники. Спектакли, поставленные им в период руководства театром Маяковского, сделали мне имя. Они до сих пор в репертуаре театра, до сих пор востребованы, на них собираются полные залы.
- В чем особенности режиссерского стиля Сергея Арцибашева?
- Арцибашев, как и Гончаров, ценили и любили актеров. Это была настоящая режиссура русского драматического театра, где на первом месте – Актер.
- Есть ли сегодня в российском театре Личности, равновеликие Гончарову?
- Активно работает старшее поколение: Галина Борисовна Волчек, Марк Анатольевич Захаров. Среди режиссеров более молодого поколения наблюдается тенденция в поиске новых форм. Это - нормальный творческий процесс. Но меня печалит, когда происходит отход от традиций великого русского театра, когда форма начинает превалировать над сутью, над актерским естеством. Я приветствую любые взгляды. Главное – чтобы они не становились повсеместными, не навязывались другим. Вот этого бы не хотелось.
- После двадцати двух лет службы в театре Маяковского вы ушли из театра и сейчас являетесь приглашенным артистом. Почему?
- Я играю те же спектакли, что и раньше. По большому счету, для зрителя не изменилось ничего. Я принял для себя такое решение, потому что, образно говоря, автобус, управляемый нынешним художественным руководством, идет не в нужном для меня направлении. Я вышел из этого автобуса и пересел в другой, которым я сам управляю. Я никогда не занимался голословными утверждениями. Если мне что-то не нравится, в чем-то некомфортно, я из этой обстановки ухожу. Мне стало некомфортно в театре, и я ушел.
- Не связано ли это с вашей занятостью в кино? Сегодня в кино вы гораздо более востребованы, чем в театре...
- Я бы так не сказал. Просто год, которым датируется фильм, не всегда соответствует году съемки. Некоторые фильмы снимались два-три-четыре года назад и по ряду причин вышли на экран с задержкой. Нет, я всегда нахожу компромисс между театром и кино. Я участвую в нескольких антрепризных проектах. У меня есть возможность с ними ездить по России, бывать за рубежом: в Америке, Германии, Израиле, Чехии... В этом году мы гастролировали в Испании. Репертуарный театр не имеет такой возможности. Конечно, я пытаюсь быть избирательным в актерской работе.
- Повторяться не любите?
- Бывают похожие персонажи и в театре, и в кино. Есть понятие “штампа” в хорошем смысле слова. Не заштампованность, а именно штамп. Как ремесленный элемент, это помогает в актерской профессии. Это нормально. И все же я пытаюсь свою палитру разнообразить и рад, что мне достаются разные роли. Я пытаюсь это отслеживать.
- Что является для вас главным критерием в выборе роли? Пьеса? Режиссер? Ваш герой?
- Все вместе. Нельзя назвать что-то одно. Конечно, прежде всего, -драматургический материал. Второе – насколько мне интересен персонаж, повторяется ли он в чем-то с сыгранным ранее. Я смотрю, кто мои партнеры, кто режиссер... Хотя, конечно, бывали совершенно парадоксальные случаи, когда очень сильный литературный материал оказывался сильнее фильма или спектакля. Иной раз бывало наоборот. Что-то немного не дописано, не доразобрано, но силой режиссуры и команды артистов вдруг получался замечательный, тонкий, умный, глубокий спектакль. Тут законов нет.
- Где вы чувствуете себя комфортней: на сцене или на съемочной площадке?
- В моем дипломе написано: “Актер драматического театра и кино”. Я следую своему диплому, люблю и театр, и кино. В театре я могу позволить себе некий гротеск, яркость. Кинематограф требует более документального, правдоподобного, жизненного существования. Актер примерно одинаково работает над ролью и в театре, и в кино. Есть лишь некоторые технические детали. Для театра – определенная подача. Не случайно сцена в театре на полтора метра выше зрительного зала. В кинематографе есть дубли, монтаж, где можно что-то исправить. Театр – искусство сиюминутное. Эмоция, рожденная здесь и сейчас, незаменима никакими успехами научно-технического прогресса. Поэтому театр будет существовать всегда, как будет существовать всегда потребность зрителя увидеть живую эмоцию артиста.
- Что вы делаете, когда чувствуете равнодушие зрительного зала, когда видите, что зал – не “ваш”?
- Случаев равнодушия в моей практике не было. В силу разных обстоятельств бывает, что зритель постепенно входит в мир, который видит на сцене. Бывают технические условия зала, климатические условия, бывает в театре очень жарко, и зритель, обмахивая себя программкой, вытирая платком со лба пот, с усилием воспринимает происходящее на сцене... Мы знаем секреты, как привлечь к себе зрительское внимание. Если не на пятой, не на десятой минуте, то на пятнадцатой зритель станет “нашим”.
- Читателям будет интересно узнать о вашей дружной семье.
- У меня замечательная семья: супруга Светлана и трое детей. Дочке Даше восемь лет, Данечке - пять, Андрюше – три года. Светлана помогает мне во всем. В этом году она с красным дипломом закончила творческий вуз и стала дизайнером интерьеров. Она читает все пьесы, сценарии, которые мне предлагают. Я доверяю ее вкусу. На Свете дом, дети. Конечно, сейчас у нее не так много свободного времени, чтобы ездить со мной. Когда дети подрастут, она опять будет моей спутницей не только в жизни, но и в моих маршрутах... Я хочу, чтобы дети гордились папой. Это придает силы. К сожалению, я вижу их не так часто, как хотелось бы. Актерская профессия кочевая. Каждую свободную минуту провожу с семьей. Даша пойдет во второй класс. Она занимается в детской группе известной российской танцевальной школы “Тодес”, гастролирует в разных городах, участвует в конкурсах. Даню, что актуально для Америки, отобрали в хоккейную школу ЦСКА. В свои пять лет он уже полностью экипирован, ездит на профессиональные сборы. Мы не знаем, состоится ли его карьера хоккеиста, но, может быть, когда-нибудь Даниил Спиваковский-младший приедет в один из клубов НХЛ, может, даже в чикагский клуб, кто знает. Почему нет?..
- Вы бы не возражали, чтобы дети повторили вашу судьбу и стали актерами?
- Я об этом не задумываюсь. Какие-то актерские проявления у них есть, но пока я это списываю на исключительно детскую непосредственность. Конечно, они ходят в театры, видели мои спектакли. Как говорится, запах кулис они чувствуют, знают, что такое гримерный стол у папы, иногда смотрят на меня за сценой. Специально тянуть их в эту профессию я не буду. Если они сделают такой выбор и я увижу, что у них есть способности, я, конечно, им помогу. Но я был свидетелем, как в силу своего эгоизма родители тянули своих детей по своим стопам, а у детей не было к этому предрасположенности. Они выполняли волю родителей, а в результате получались искалеченные судьбы. Наша со Светланой задача – познакомить детей с разными сферами жизни, разными профессиями. Главное – чтобы они сделали правильный выбор. Идеи “фикс”, чтобы они обязательно были артистами, у меня нет ни в коей мере. Жизнь покажет.
- В Америке вы не впервые?
- Я приезжаю в Америку уже в пятый раз.
- В чем, по-вашему, сходства и различия зрителей в России и США?
- Ни малейшего различия нет. В наши времена граница – всего лишь географическая условность. Мы ездим по разным странам, следим друг за
- Желаю вам удачного спектакля. До встречи в Чикаго!
- Спасибо. Приходите и приводите друзей.
Nota bene. Спектакль “Взрослые игры” пройдет 27 августа в 7.00 pm в помещении Christian Heritage Academy по адресу: 315 Waukegan Road,Northfield, IL 60093. Билеты – на сайте www.russiantickets.net, в магазинах “Balalaika” (770 South Buffalo Grove Road, Buffalo Grove IL 60089) и“Moda Too Boutique” (361 East Dundee Road, Wheeling IL 60090). Справки по телефону 847-242-1052.
Фотографии к статье:
Фото 1-3. Даниил Спиваковский
Фото 4-5. Сцены из спектакля “Взрослые игры”
(Фото из личного архива Д.Спиваковского)
Комментариев нет:
Отправить комментарий