19 и 20 февраля в Чикаго пройдут гастроли
Гамбургского балета. Всемирно известная труппа представляет балет “Третья
симфония Густава Малера” в постановке художественного руководителя Джона
Ноймайера.
История балета в Гамбурге начинается с открытия в
1678 году оперного театра. Первыми спектаклями были балеты на музыку Ж.-Б.Люли
и Г.Телемана. В 1738 году городская опера закрылась, но в город приезжали
гастролирующие артисты, и наряду с операми и драматическими спектаклями
обязательным “блюдом” были балеты. Так, в 1769 году вся городская знать
посчитала своим долгом посетить балет “Дон Жуан” на музыку К.В.Глюка. В
Гамбурге выступали лучшие балерины своего времени: Мария Тальони, Люсиль Гран,
Фанни Черрито, в городе работала австрийская балерина Катти Ланнер, несколько
лет после выхода на пенсию жила Фанни Элслер. В конце XIX века
репертуар гамбургской труппы составляли балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Фея кукол”
Й.Байера, сочинения представителей венской школы. Гамбургский балет долгое
время считался всего лишь придатком к опере и оставался достаточно
провинциальным явлением на танцевальной карте Европы. Положение не смогла
исправить даже звезда танцевального авангарда двадцатых годов XX века
Дора Хойер, возглавлявшая компанию с 1949 по 1951 годы. Все изменилось после
1959 года, когда генеральным менеджером Гамбургской государственной оперы стал
Рольф Либерманн, а руководителем балетной труппы – Петер ван Дейк. Он начал
постепенно выстраивать общую линию развития гамбургского балета. Уже к началу
шестидесятых годов XX века гамбургская труппа первой из европейских
танцевальных компаний стала включать в свой репертуар балеты Дж.Баланчина. В
июне 1962 года в Гамбурге прошла официальная церемония празднования восьмидесятилетия
со дня рождения Игоря Стравинского. Маэстро дирижировал премьерой композиций
“Аполло”, “Орфей” и “Агон” в хореографии Баланчина. А с 1973 года в истории
Гамбургского балета начался новый период - труппу возглавил один из ведущих
балетмейстеров XX века Джон Ноймайер.
Родившийся в Милуоки (штат Висконсин) Ноймайер
учился в Копенгагене и Лондонской королевской школе балета. Свою творческую
карьеру начал в качестве танцовщика, с 1963 по 1969 годы был солистом
Штутгартского балета. Довольно скоро почувствовал интерес к хореографии и сам
стал ставить балеты. С 1969 по 1973 годы Ноймайер возглавлял балетную труппу
Франкфуртской оперы. В феврале 2009 года балетный мир отметил семидесятилетие
хореографа, а летом 2013 года исполнилось сорок лет пребывания Ноймайера на
посту директора и главного балетмейстера Гамбургского балета. На счету
Ноймайера более ста двадцати классических и современных балетов. Он – лауреат практически
всех премий, существующих в области танца в разных странах, в том числе приза “Benois de la danse” - своеобразного балетного “Оскара”, учрежденного
в России в 1991 году. Ноймайер был награжден этим призом в 2013 году. Церемония
награждения состоялась в Большом театре.
Под руководством Ноймайера Гамбургский балет
стремительно ворвался в элиту мирового танца. Талант
балетмейстера проявляется в яркой и всегда неожиданной трактовке
классических произведений. Его “Лебединое
озеро” проходит в зале суда
безумного баварского короля Людвига
Второго, а феерические танцы в Цикле
Густава Малера поражают оригинальным прочтением и захватывают
воображение даже завзятых балетоманов. Балет
Ноймайера “Страсти по
Матфею” начал свою жизнь в гамбургской
церкви Святого Михаила, а сейчас во всем мире он
известен как одна из визитных карточек компании.
В репертуаре Гамбургской труппы – балеты по произведениям Шекспира: “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Гамлет” М.Типпета, “Отелло”
А.Пярта и А.Шнитке. Среди других амбициозных проектов Ноймайера –
“Пер Гюнт” А.Шнитке, “Русалочка” Л.Ауэрбах, “Liliom” М.Леграна, “Одиссея” Дж.Коропоса. Наряду с работами
Ноймайера в репертуаре Гамбургского балета - спектакли
Дж.Баланчина, Джона Кранко, Матса Эка (свою сенсационную
“Спящую красавицу” в 1996 году шведский хореограф
поставил именно в Гамбурге). Каждый год в своем театре Ноймайер
проводит открытые репетиции, лекции, встречи со студентами.
В конце каждого сезона в Гамбурге проходят Дни балета,
на которых компания показывает свои лучшие спектакли. В 1989
году при Гамбургской государственной опере был открыт
огромный Балетный центр (Ballettzentrum)
с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и
школой-интернатом...
Дебют Гамбургского балета в Чикаго состоялся в
прошлом сезоне со спектаклем “Нижинский”, посвященном судьбе великого русского танцовщика ХХ века. В этом
году театр показывает балет “Третья симфония Густава Малера” – один из знаковых
спектаклей Джона Ноймайера. Шесть частей балета вызывают в
воображении темы рождения,
смерти, взаимоотношений людей друг с другом. “Третья симфония...” - очень
личное высказывание Ноймайера. Хореограф говорит: “Я предпринял в этом балете
первую попытку системного подхода к симфонии, исследуя возможность выразить ее
языком танца. Сюжета в симфоническом балете практически нет. Он рождается от
субъективного прослушивания музыки, посредством языка танца создается некое
эмоциональное и драматическое действо. У Малера внутреннее движение его
симфоний основано на эмоциях, и я стараюсь раскрыть тайну гениальной музыки и
человеческих взаимоотношений, выраженных в ней. С другой стороны, в отличие от
балетов Джорджа Баланчина, “Третья симфония...” – не чистая абстракция. Я все
равно рассказываю историю взаимоотношений нескольких людей, но эта история
может быть рассказана только языком балета”.
В составе гамбургской труппы – восемьдесят человек, представляющие двадцать
шесть стран, в том числе страны бывшего СССР. В главной партии мы увидим одного
из наших соотечественников – ведущего солиста гамбургской труппы Александра
Рябко. Он танцевал Нижинского в прошлый приезд Гамбургского балета. В балете
участвуют Карстен Юнг, Элен Буше и Сильвия Аццони, также знакомые нам по
“Нижинскому”.
Премьера четвертой части балета (она называется “Ночь”), посвященная памяти
выдающегося хореографа Джона Кранко, состоялась в Штутгарте в 1974 году.
Премьера полной версии балета состоялась 14 июня 1975 года в Гамбурге. После
триумфального успеха “Третью симфонию...” увидели зрители более сорока стран
мира. В 2012 году балет был показан в Москве. Сегодня он находится в репертуаре
балетной труппы Парижской оперы и Королевского балета Швеции.
Длительность спектакля – 2 часа без антракта.
Выступления в Чикаго закрывают зимний гастрольный
тур Гамбургского балета по городам США. Перед Чикаго труппа выступила в городах
Коста-Меса (Калифорния, 7-9 февраля) и Сан-Франциско (12-13 февраля). Балет
“Третья симфония Густава Малера” труппа из Гамбурга показывает только в Чикаго.
Nota
bene!
19-20 февраля, 7.30 pm. Harris Theater for Music and Dance in
Millennium Park. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-334-7777, на сайте http://www.harristheaterchicago.org/ или в кассе театра.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Сцены из балета “Третья
симфония Густава Малера”. Фото - Холгер БадекоуФото 6. Джон Ноймайер
Комментариев нет:
Отправить комментарий