1 ноября, 3.00 pm.
Ноябрь в Симфоническом центре начинается с фортепианной музыки, со ставшего уже
традиционным сольного концерта живущего в Лондоне венгерского пианиста (а с
июня прошлого года еще и сэра) Андраша Шиффа. Он представляет вторую часть
серии из трех концертов под общим названием “Последние сонаты”. В этой серии
Шифф исполнит последние фортепианные сонаты Моцарта, Бетховена, Гайдна,
Шуберта. В программе - Семнадцатая соната си бемоль мажор В.А.Моцарта, Тридцать
первая соната ля бемоль мажор Л.ван Бетховена, Шестьдесят первая соната ре
мажор Й.Гайдна, Соната ля мажор Ф.Шуберта.
Андраш Шифф - прекрасный музыкант, популяризатор
музыки. человек с безупречной репутацией и активной гражданской позицией. Весной 2011 года он
выступил с осуждением властей Венгрии в связи с ростом националистических
настроений в стране. В знак протеста он решил отказаться от дальнейших
выступлений на родине. В декабре прошлого года в Нью-Йорке Шифф вместе с
Гидоном Кремером участвовал в симпозиуме, посвященном преследованию людей по
расовому признаку.
6
ноября, 8.00 pm.
Пятикратный лауреат премии “Грэмми”, легендарный кубинский джазовый пианист и
композитор Чучо Вальдес в программе, которая так и называется: “Джаз Чучо
Вальдеса”. В концерте участвует кубинская группа “Irakere”,
созданная Вальдесом в 1972 году. Подробности биографии и фрагменты музыки - на
сайте Вальдеса http://www.valdeschucho.com/.
В июле на сайте www.colta.ru было
опубликовано интервью пианиста журналисту Егору Антощенко. Перед вами –
фрагменты беседы.
-
Вы играете на
фортепиано с трех лет, о ваших выдающихся способностях ходят легенды...
-
Так говорил мой отец - сам я этого, конечно, не помню.
Отец однажды вернулся с работы и увидел, как я играю. Он спросил маму, кто меня
учил: она ответила, что я просто повторял то, что услышал у него. Мой отец Бебе
Вальдес был музыкальным директором кабаре “Тропикана”. С пяти лет я стал заниматься
с педагогом, потом пошел в музыкальную школу - ну и так далее.
-
Что поменялось
в вашей жизни после революции?
-
Стало сложнее получать информацию, пластинки. Отношения
между Кубой и США были сами знаете какими. Джаз был запрещен, но мы продолжали играть
дома, в каких-то других, не предназначенных для этого местах. Так было до 1967 года,
когда в политике что-то поменялось и джаз понемногу стал возвращаться на сцены.
Тогда я с другими кубинскими музыкантами создал Orquesta Cubana de Música Moderna - биг-бэнд, игравший джаз, версии песен The Beatles, которые до этого тоже были запрещены, кстати.
-
Как появилась
идея создать такую группу, как “Irakere”, в музыке
которой объединились джаз, кубинские ритмы, рок?
-
В 1958 году я посетил Болгарию и увидел отличную джазовую
группу - она называлась Focus 55, они играли смесь из местного
фольклора и джаза. Я подумал: “А ведь у нас тоже замечательная и богатая народная
музыка. Я мог бы сделать то же самое, но с африканскими ритмами, музыкой народа
йоруба”. Сначала это было трио, причем вместо барабанов у нас были batá - это такие перкуссионные инструменты, традиционные для Кубы,
Коста-Рики. Трио звучало довольно необычно по сравнению с хрестоматийным джазовым
трио, где есть фортепиано, контрабас и барабаны. Потом я стал расширять этот состав,
добавилась духовая секция - и в результате в 1973 году образовалась группа “Irakere”.
-
Каким
образом вам удалось в те годы выбраться на гастроли в США?
-
В этом была большая заслуга босса Columbia Records, который услышал о группе, в 1978 году сам приехал на Кубу, нашел нас и предложил
контракт. Это был первый случай, когда кубинская джазовая группа заключила контракт
с американским лейблом. Потом мы выступили на фестивале в Ньюпорте, где играли Билл
Эванс и Маккой Тайнер - два моих кумира. Это было незабываемо! После того как пластинка
с этим концертом попала в продажу, мы стали еще и первой кубинской группой, получившей
“Грэмми”.
-
Ваша музыка
- фьюжн во всех смыслах слова: помимо латиноамериканского джаза, вы исполняли еще
и обработки классики, “Адажио” Моцарта, например.
-
Да, потому что я впитал и классическую музыку: обожаю
Шопена, Моцарта, Бетховена и особенно Рахманинова. Я попробовал объединить все элементы:
Рахманинова, фанк, рок, африканские ритмы, кубинскую музыку.
-
После вашего
успеха в “Irakere” мечтали попасть, наверное, многие кубинские музыканты. У
вас был очень строгий отбор?
-
Я всегда искал талантливых молодых музыкантов. В моей
группе The Afro-Cuban Messengers играют только самые лучшие - лучший басист, лучший барабанщик. Помните группу
Jazz Messengers Арта Блэйки? Это была не просто группа, а настоящая школа для молодых музыкантов
- там играли Уэйн Шортер, Кит Джарретт, Дональд Берд, все-все-все. “Irakere” тоже была
такой школой, только для кубинских музыкантов.
-
Группе не
так давно исполнилось сорок лет. Что нужно делать, чтобы не разочаровать людей,
которые помнят ранние концерты, и как привлечь новых слушателей?
-
Очень важен правильный репертуар. Необходимо постоянно
менять стили, не играть одно и то же. К счастью, кубинская музыка в этом смысле
очень богатая: болеро, румба, ча-ча-ча. Столько разных ритмов, что публика не успевает
скучать. И у каждого музыканта должен быть “свой момент”, свое соло. Например, сначала
вся группа играет вместе, потом по очереди солируют, потом опять вместе. В конечном
счете, все дело в движении.
7 ноября, 8.00 pm.
Концерт популярной группы из Висконсина “The BoDeans”.
Специальный гость вечера - певец Чарли Марс. Подробности истории создания группы “The BoDeans” читайте на сайте http://www.bodeans.com/. Там же
можно послушать фрагменты композиций группы.
Новости из Чикагского симфонического оркестра
На прошлой неделе было объявлено, что после сорока двух лет работы в
Чикагском симфоническом оркестре (далее - ЧСО) уходит на пенсию флейтистка Луиза
Диксон (Louise Dixon). В
1973 году ее принял в оркестр сэр Георг Шолти. До этого она служила
концертмейстером секции флейт Civic Orchestra of Chicago и участвовала в концертах Grant Park Orchestra. Луиза Диксон родилась в штате Мичиган. Училась в Индианском и
Северо-Западном университетах. Принимала активное участие в музыкальной жизни
Чикаго и пригородов. Была солисткой Bach Week Festival (Эванстон), участвовала в концертах Chicago Chamber Musicians. Диксон - преподаватель музыкального отделения (School of Music) DePaul University.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на
все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов можно
приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе
по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Андраш Шифф
Фото 2. Чучо Вальдес
Фото 3. Луиза
Диксон. Фото
– Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий