Шабаш ведьм начался в Чикаго этой осенью рано – задолго до праздника Хэллоуин. После десяти лет насыщенной творческой жизни Theatre Yпоменял название на Theatre Y Ensemble и пригласил зрителей на инсценировку шекспировской трагедии “Макбет” в постановке французского актера и режиссера Жоржа Бижо. С 19 октября симпатичные колдуньи раздают свои загадочные пророчества шотландскому полководцу по имени Макбет. Поддавшись на уговоры ведьм, подталкиваемый “железной” леди, полководец убьет спящего короля и сделает первый шаг на пути к трону и гибели...
Давненько на чикагской театральной сцене не было такого живого, яркого, будоражащего спектакля. Черная пустая сцена, превращающаяся то в зал заседаний, то в замкнутые, сверкающие коробки-квадраты покоев Макбета и леди Макбет, изысканные наряды, агрессивный свет - минимализм постановки на грани деконструктивизма. Так XXI век врывается в шекспировскую трагедию и делает ее близкой сегодняшнему дню. Забудьте приторные любовные истории, забудьте романтических рыцарей, нежных жен и ласковых детей, забудьте всех неживых картонных героев. В этом “Макбете” кипят настоящие страсти. Зависть, ненависть, маниакальная жажда власти, предательство, страх, приводящий к безумию, - похоже, все пороки человеческой природы слились в главных персонажах спектакля.
Этот “Макбет” изысканно красив. Каждая сцена смотрится как законченная картина, как декорации к фильмам Питера Гринуэя.
В этом “Макбете” много крови. Кровь на руках Макбета и леди Макбет, кровь на рубашке Макбета, кровь на одежде ведьм...
В этом “Макбете” играют руки. После убийства Дункана Макбет безумно смотрит на свои окровавленные руки, в сцене сумасшествия леди Макбет беспорядочно вытирает нервные, худые, живущие сами по себе руки. Они мешают леди Макбет, напоминают ей о кровавых преступлениях. Но все напрасно. “...И шотландская королева Напрасно с узких ладоней Стирала красные брызги В душном мраке царского дома...”
В этом ”Макбете” много музыки и - шире - звуков и шепотов. Яростных, скрежещущих, пугающих...
Режиссер говорит: “Американские выборы - время, когда мы можем обсудить множество тем: ”Сила”, ”Истина”, ”Ложь”, ”Страх”. “Макбет“ - трагедия, где каждое слово имеет значение. Это памятник наших страхов и ужасов. Я надеюсь, что постановка поможет лучше понять современный мир, политику и нас самих“.
Бижо - культовая фигура Theatre du Soleil, ближайший помощник Арианы Мнушкиной. С 1988 по 1992 годы он играл в театре Солнца роли Ричарда II и Генриха IV, участвовал в спектаклях по трем греческим трагедиям и в “Двенадцатой ночи”. На протяжении последних двадцати лет Бижо ставит спектакли по всему миру. В Чикаго он приехал с Глайндбурнского оперного фестиваля, где выпустил оперу Г.Берлиоза “Беатриче и Бенедикт”. “Макбет” – первая шекспировская постановка Бижо на английском языке.
Театр с одной буквой в названии (“Y”) был создан в 2006 году нынешним художественным руководителем Мелиссой Лоррейн и покойным режиссером Кристофером Марклом. Свою миссию театр видит в создании спектаклей, призывающих зрителей задуматься и присмотреться к окружающему миру. Спустя десять лет Мелисса Лоррейн говорит, что “Макбет“ - новый шаг в этом направлении: “Уникальный театральный опыт Бижо позволил добиться максимальной ясности шекспировского текста и сделал спектакль доступным для всех. Бижо требовал, чтобы актеры пережили все внутренние состояния персонажей, прошли через ”игольное ушко” страстей и эмоций“.
Уникальным для американского коллектива был совместный процесс работы над спектаклем. Все восемнадцать актеров репетировали пьесу в полном объеме в течение одного года. Бижо выжимал из них все соки, заставлял повторять одни и те же мизансцены десятки раз. Актеры признавались, что в начале репетиций часто ненавидели “злого француза“, а потом он говорил и показывал так, что влюблял в себя всех исполнителей. Бижо был на премьере и на двух последующих спектаклях, после чего улетел во Францию, но не оставил работу над “Макбетом“. Каждую неделю видеозапись спектакля пересылается в Париж, и режиссер устраивает работу над ошибками.
После спектакля актеры не уходят, а остаются на сцене и предлагают зрителям обсудить увиденное. Я спросил у актеров, собираются ли они продолжить сотрудничество с Бижо. Вот что мне ответила Мелисса Лоррейн: “То, что мы хотим продолжать учиться у Бижо, несомненно. Он считает себя крестным отцом театра и готов продолжить работу с нами. Хотим ли мы испытать все, что сопутствует выпуску спектакля, - большой вопрос. Мы примем решение на основе мнения всей труппы“.
В главных ролях: Брендан Малерн (Макбет), Кэти Стимпсон (леди Макбет), Джером Хикс (Макдуф), Гектор Альварес (Малькольм), Коди Бейер (Банко).
Спектакль, проходящий в рамках фестиваля Chicago Shakespeare 400, заканчивается оптимистично. Макдуф закалывает Макбета. Злодей повержен. Выходит Малькольм. Солдаты славят освобождение Шотландии от власти тирана. В стране воцаряются мир и покой. Но это ненадолго. До следующего спектакля. Шабаш ведьм в Чикаго продолжается.
Nota bene! Спектакль “Макбет” идет до 4 декабря в помещении Chopin Theatre по адресу: 1543 West Division Street, Chicago, IL 60642. $25. Билеты - на сайте www.chopintheatre.com. Подробности создания театра - на сайте www.theatrey.com.
Фотографии к статье:
Фото 1-11. Сцены из спектакля “Макбет”. Фото – Деврон Энарсон
Фото 12. Жорж Бижо и Мелисса Лоррейн
Фото 13. Творческая группа спектакля "Макбет"
Комментариев нет:
Отправить комментарий