Действующие лица и исполнители:
Кассандра – Кристина Герке (Christine Goerke),
Дидона – Сюзан Грэм (Susan Graham),
Эней – Брэндон Йованович (BrandonJovanovich),
Хореб – Лукас Мечем (Lucas Meachem),
Нарбал – Кристиан Ван Хорн (Christian Van Horn),
Анна – Окка фон дер Дамерау (Okka von der Damerau).
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Тим Олбери.
Новая постановка. Премьера Лирик-оперы.
13 ноября – 3 декабря 2016 года (пять спектаклей).
Продолжительность спектакля – 4 часа 55 минут с двумя антрактами.
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
Гектор Берлиоз (1803-1869) с детства мечтал о воплощении на сцене героев Троянской войны. Его любимой книгой была трагедия Вергилия “Энеида“. Понадобились десятилетия, чтобы воплотить мечту в реальность. К работе над оперой Берлиоз приступил в 1856 году. Композитору было пятьдесят три года. Уже были написаны Фантастическая симфония, “Ромео и Джульетта“, “Осуждение Фауста“, “Бенвенуто Челлини“. Берлиоз служит главным библиотекарем Парижской консерватории, является членом Французской академии искусств. Он богат, известен и может почивать на лаврах. Вот только троянцы не дают ему покоя. Он хочет сочинить оперу! В своих мемуарах композитор писал: “Это будет очень тяжелая работа. Пусть все боги Вергилия помогут мне, иначе я погиб!“ И еще одна цитата из мемуаров Берлиоза: “Мне случилось быть в Веймаре с княгиней Витгенштейн – преданной подругой Листа, женщиной редкой интеллигентности и чувствительности, которая часто успокаивала меня во время моей депрессии. Что-то заставило меня заговорить о моем обожании Вергилия и об идее большой оперы в шекспировском духе, сюжет которой был бы построен на второй и четвертой книгах “Энеиды“. Я добавил, что прекрасно представляю себе все трудности такого проекта и не решаюсь его начинать. “Конечно, - ответила принцесса, - ваша страсть к Шекспиру, соединенная с любовью к античности, должна произвести на свет нечто грандиозное и необычное. Вы должны написать эту оперу или лирическую поэму, как бы вы ее не назвали. Вы должны ее начать, и вы должны ее закончить“. Я продолжал выдвигать свои возражения, но она ничего не хотела слушать: “Послушайте, если вы боитесь трудностей самого материала, если вы так слабы, что не можете отдать все Дидоне и Кассандре, не приходите больше ко мне, я не стану вас принимать“. Этого было достаточно, чтобы убедить меня. По возвращении в Париж я начал “Троянцы“. Я “атаковал” партитуру, и через три с половиной года исправлений, изменений, дополнений и т.д. я ее закончил“. Боги и советы княгини Витгенштейн помогли композитору, партитура была готова. При жизни Берлиоза опера целиком не ставилась. В 1863 году в парижском театре “Лирик” прошел спектакль “Троянцы в Карфагене“, представлявший собой последние три акта “Троянцев“. Берлиоз был в ярости, но ничего не смог изменить. Премьера полной версии оперы состоялась спустя двадцать один год после смерти композитора, в 1890 году, в Придворном театре Карлсруэ. Отсюда некоторая путаница с датами. В некоторых источниках написано о мировой премьере в “Лирик”, но, мне кажется, настоящей премьерой надо считать только первое исполнение всей оперы, то есть исполнение в Карлсруэ. Это случилось в Германии, а не на родине Берлиоза. В Большом театре в 1899 году тоже сначала поставили не всю оперу, а только вторую часть. Что касается родины, то в парижской Гранд-опера “Троянцы“ прошли только в 1921 году, и то в усеченном виде. Без купюр опера впервые была поставлена в 1961 году. Зато именно “Троянцами“ в 1990 году в Париже открылась Опера Бастиль. Из постановок последних десятилетий можно вспомнить достаточно традиционный спектакль в Метрополитен-опере (2003 год, дирижер - Фабио Луизи, режиссер - Франческа Замбелло, с Деборой Войт и Сюзан Грэм в главных партиях) и футуристический во Дворце искусств королевы Софии (Валенсия, Испания, 2009 год). В сезоне 2012-13 годов постановка МЕТ была в серии MET Live HD, а что касается испанского спектакля, то все писали больше всего о Троянском коне, показанном в виде компьютерного вируса, ломающего операционную систему Трои. Эней не смог такое выдержать. Он плюнул на все и на космическом корабле улетел на Марс.
Симфоническая музыка Берлиоза часто звучит в Симфоническом центре (Фантастическая симфония – на этой неделе) и на летних музыкальных фестивалях большого Чикаго, а вот его оперы - редкие гости. “Осуждение Фауста” впервые в истории Лирик-оперы поставили в сезоне 2009-10 годов. В этом сезоне настала очередь “Троянцев“.
“Троянцы“ - один из самых масштабных проектов Лирик-оперы с момента ее основания. Огромные технические сложности, обилие хоровых и балетных сцен, продолжительность спектакля (почти пять часов) - ничто не остановило Энтони Фрейда, а также Тима Олбери и его команду. В Лирик-опере идет полная версия оперы, состоящей из трех актов и двух частей: “Взятие Трои“ и “Троянцы в Карфагене“.
В партии троянской пророчицы Кассандры на сцене Лирик-оперы снова выступает замечательная американская певица Кристина Герке. Она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в партии Электры (“Электра” Р.Штрауса). О таланте Герке заговорили в 1997 году после триумфального исполнения партии Ифигении в “Ифигении в Тавриде” в Glimmerglass опере и Нью-Йоркской городской опере. Она специализируется на немецком репертуаре: Среди ее партий - Ариадна в “Ариадне на Наксосе” (Хьюстонская опера), Ортруда в “Лоэнгрине” (Ла Скала, Хьюстонская опера), Леонора в “Фиделио” (Опера Филадельфии), Армида в “Риналдо” и Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя, роли в операх В.А.Моцарта, В.Беллини, Ф.Пуленка, Б.Бриттена. Тем интереснее будет услышать ее в опере французского композитора.
В партии троянской пророчицы Кассандры на сцене Лирик-оперы снова выступает замечательная американская певица Кристина Герке. Она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в партии Электры (“Электра” Р.Штрауса). О таланте Герке заговорили в 1997 году после триумфального исполнения партии Ифигении в “Ифигении в Тавриде” в Glimmerglass опере и Нью-Йоркской городской опере. Она специализируется на немецком репертуаре: Среди ее партий - Ариадна в “Ариадне на Наксосе” (Хьюстонская опера), Ортруда в “Лоэнгрине” (Ла Скала, Хьюстонская опера), Леонора в “Фиделио” (Опера Филадельфии), Армида в “Риналдо” и Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя, роли в операх В.А.Моцарта, В.Беллини, Ф.Пуленка, Б.Бриттена. Тем интереснее будет услышать ее в опере французского композитора.
Частая гостья Чикаго, американская певица Сюзан Грэм предстанет в образе благородной и несчастной царицы Карфагена Дидоны. Она дебютировала в партии в той самой традиционной постановке Метрополитен-оперы, о которой я писал выше.
В партии храброго воина Энея, покидающего руины Трои навстречу новым подвигам, - американский тенор Брэндон Йованович. Его имя тоже хорошо знакомо чикагским любителям оперы. Он дебютировал в Лирик-опере в сезоне 2009-10 годов в партии Бориса в “Кате Кабановой“ Л.Яначека. На сцене чикагского театра успешно исполнил партии Хозе (“Кармен“ Ж.Бизе, сезон 2011-12 годов), Бахуса (“Ариадна на Наксосе”, сезон 2011-12 годов). Международную известность певец получил в 2009 году после успеха в Баварской опере в партии Стефы (“Енуфа“ Л.Яначека) и на Глайндбурнском оперном фестивале в партии Принца (“Русалка“ А.Дворжака, эта опера записана на DVD). Лауреат премии Ричарда Такера 2007 года.
В партии Нарбала - Кристиан Ван Хорн. Мне он запомнился в партии Брандера в “Осуждении Фауста“ Г.Берлиоза (сезон 2009-10 годов).
С солисткой Баварской оперы Оккой фон дер Дамерау мы познакомились в конце июня на закрытии 125-го сезона ЧСО. Она исполнила меццо-сопрановую партию в сочинении А.Брукнера “Te Deum”. Месяц назад она вновь приехала в Чикаго, на этот раз - для дебюта в Лирик-опере. Окка блестяще исполнила партию Эрды в “Золоте Рейна“ Р.Вагнера. У нее выразительный, глубокий, сильный голос - все то, что нужно для опер Вагнера и Берлиоза. Окка родилась в Гамбурге, училась в Ростоке, Штутгарте и Фрайбурге, с 2006 по 2010 годы выступала в Ганноверской опере. В 2013 году за выдающиеся достижения в вокальном искусстве была награждена премией Мюнхенского оперного фестиваля. В 2014 году на фестивале в Байрейте участвовала в новой постановке “Кольца нибелунга” режиссера Франка Касторфа. Певица исполнила партии Флосхильды (“Золото Рейна“), Гримгерды (“Валькирия“) и Первой Норны (“Гибель богов“). Оркестром дирижировал Кирилл Петренко.
Английский режиссер Тим Олбери дебютировал в Лирик-опере в прошлом сезоне, поставив ”Тангейзер” Р.Вагнера.
Итак, ”Троянцы” приходят в Чикаго! Не пропустите уникальную возможность услышать эпическую драму Гектора Берлиоза.
Опера “Троянцы“ будет транслироваться на радиостанции 98.7WFMT Чикаго и на сайте wfmt.com 15 ноября в 7.15 pm.
Nota bene! Билеты на оперу ”Троянцы” и другие спектакли сезона 2016-17 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Кассандра - Кристина Герке. Сцена из спектакля “Троянцы” (Канадская оперная компания). Фото – Майкл Купер
Фото 2. Брэндон Йованович. Фото – Кристен Хоберманн
Фото 3. Сюзан Грэм
Фото 4. Лирик-опера Чикаго. Фото – Жаклин Симпсон
Комментариев нет:
Отправить комментарий