“Загадочное ночное убийство собаки” - так на русский язык переведен роман английского писателя Марка Хэддона. Книга о пятнадцатилетнем юноше Кристофере Буне, расследующем дело об убийстве соседской собаки, моментально стала бестселлером, разошлась тиражом более двух миллионов экземпляров, получила престижную Уитбредовскую премию как лучший роман 2003 года, была переведена на основные европейские языки, в том числе – на русский. В переводе Анастасии Куклей роман вышел в издательстве ”Росмэн”.
“Загадочное ночное убийство собаки” - так называется пьеса английского драматурга Саймона Стивенса. Лауреат премии Лоуренса Оливье, Стивенс написал ее по заказу Лондонского Королевского национального театра. Премьера состоялась в августе 2012 года. Это был главный хит лондонского театрального сезона. Спектакль получил восемь премий имени Лоуренса Оливье: за лучшие режиссуру, мужскую и женскую роли, женскую роль второго плана, новую пьесу, декорации, звук и свет. После успеха в Национальном театре спектакль переселился на Вест-Энд и сейчас продолжает идти в лондонском Gielgud Theatre.
“Загадочное ночное убийство собаки” - так называется бродвейский спектакль в оригинальной, лондонской постановке, который в рамках тура по городам США в эти дни идет в Чикаго.
Спектакль начинается с пронзительного, оглушающего, скрипучего звука. В центре пустой сцены - заколотая вилами собака. Над ней - юноша, непрерывно произносящий одни и те же цифры. Постепенно сцена заполняется людьми. С плачем выходит соседка, появляется полицейский, вбегает отец юноши. Действие начинается...
Имя главного героя - Кристофер Джон Френсис Бун, или просто - Крис. Он живет в городе Суиндон (графство Уилтшир, Великобритания). Любимый цвет – красный. Любимый литературный персонаж – Шерлок Холмс. Любимый друг - крыса. ”Семь лет и семь месяцев - много для крысы”, - говорит он. Крис хранит крысу в коробке и ухаживает за ней.
Любимое занятие Криса – математика. В мире формул и цифр он себя чувствует как дома.
Крис не любит, когда овощи в тарелке касаются друг друга. В кармане он всегда носит нож. Так надо. Так спокойней.
Крис мечтает стать космонавтом и полететь на Луну. Он всегда говорит правду, не умеет лгать и болезненно воспринимает обман.
Крис не любит прикосновений. Общение с родителями происходит на уровне кодов. Когда родители хотят показать степень своих чувств, они протягивают сыну открытую ладонь. Он должен протянуть ладонь в ответ. Пальцы проходят сквозь ладони друг друга. Это значит - ”я тебе верю”, ”я тебе доверяю”. Если Крис не идет на такой контакт - значит, случилась беда.
У Криса - синдром Аспергера. Крис испытывает страх и неуверенность, общаясь с людьми, поэтому предпочитает с ними не общаться. Ему лучше в мире формул и цифр.
“Загадочное ночное убийство собаки” – никакой не детектив, как назвали его некоторые критики. Тем более, что вопрос, кто убил Веллингтона (так зовут соседскую собаку), довольно быстро отпадает. В убийстве признается один из героев. (Не хочу быть ”спойлером” для тех, кто не читал роман и собирается посмотреть спектакль, поэтому не стану называть имени.) История неприспособленного для повседневной жизни Криса действительно начинается с расследования убийства собаки, которое он затеял, чтобы доказать свою невиновность. По мере этого расследования Крис узнает о людях - самых близких и дорогих - много непривлекательного. Упражнения Криса в криминалистике приведут его к поразительным открытиям и навсегда изменят его жизнь и жизнь окружающих. Возможно, он примирится с ненавистным ему прежде употреблением где надо и где не надо бессмысленных выражений типа ”вот где собака зарыта”, но никогда не сможет оправдать то, что для многих людей является частью жизни, - ложь и предательство. После пережитого Крис продолжит решать свои любимые математические задачи и в финале спросит: ”Я сдам экзамен и стану ученым! Скажите, ведь я смогу?” Финальная реплика спектакля останется без ответа, но хочется думать, что мечты Криса осуществятся.
Автор романа Марк Хэддон как-то сказал: ”Ярлыки ничего не говорят о человеке. Они говорят только о том, как его классифицируют другие”. ”Другие” не понимают Криса, и все внимание он концентрирует на родителях. Тут в спектакле возникает еще одна тема. Чувствительный юноша видит конфликтующих между собой родителей. Родители своими действиями причиняют ему боль.
Образ Криса заставляет вспомнить его знаменитых предшественников - героев романов Сэлинджера и Харпер Ли. Те же подростки, обостренно воспринимающие несовершенство и лживость мира взрослых, то же неприятие общества, то же стремление убежать в свой мир, не слышать, не видеть, не участвовать... Неважно, какое ”тысячелетье на дворе”, - подобные проблемы переживает каждый подросток.
Постановка Эллиотт сделана с использованием новейших компьютерных технологий. Это прямо ”пир духа” мира ”хай-тек”. В отличие от мира кино, где компьютеры подчас заменяют живых актеров, в театре высокие технологии актерам помогают. Крис чертит рисунки на полу, и мы видим их по черному периметру сцены. Даже железная дорога, которую строит Крис в начале спектакля, в конце первого действия превратится в настоящую. Игрушечный поезд поедет по сцене, а Крис поедет в поезде настоящем из своего родного Суиндона в далекий Лондон (для Криса - прямо как на Луну!), и вся сцена задрожит, и мы - зрители - физически ощутим качку. Карта звездного неба и карта Лондона, улицы города и дома соседей... - все проецируется на стены, все блестит и мигает, как в красивой компьтерной игре. Зрелище завораживающее!
Режиссер спектакля - лауреат премии “Тони“ Марианна Эллиотт. Ее самой известной постановкой стал спектакль Национального театра “Боевой конь” (премия “Тони” за лучшую постановку), после которого Эллиотт быстро превратилась в самого модного режиссера Англии. Компания “Broadway In Chicago” показывала “...Коня” в прошлом сезоне. Среди других спектаклей Эллиотт: “Святая Джоан” по пьесе Б.Шоу и “Праздничные поздравления” по пьесе А.Эйкберна. С драматургией Стивенса Эллиотт работает третий раз. В ее постановке в Национальном театре шли спектакли “Харпер Риган” и “На берегу целого моря”. Эллиотт ставила спектакли в Манчестере, была заместителем директора Royal Court Theatre. В настоящее время работает заместителем художественного руководителя Национального театра.
Одна из главных удач спектакля - актер Адам Лангдон в роли Кристофера. Прошлогодний выпускник театрального отделения Джульярдской школы великолепно показывает изменения настроения своего героя, внезапные приступы бешенства, отчаяния, тревоги. Руки Криса-Лангдона, кажется, живут отдельно от тела, пальцы то замирают, то вновь начинают двигаться... После лондонской премьеры все справедливо говорили о таланте Люка Трэдуэя. Мне кажется, Адам Лангдон не менее выразителен. Вглядитесь в его глаза, присмотритесь к его пластике. От актера невозможно отвести взгляд - это при том, что на сцене (см. выше) происходит много всего интересного. Редкий случай, когда постановочные ”навороты” (опять см. выше) не мешают увидеть главного - характера главного героя. В этом, безусловно, заслуга режиссера и всей творческой труппы. Отмечу художника-постановщика Банни Кристи и автора электронной, пульсирующей музыки, композитора Эдриана Саттона
В ролях: Мария Елена Рамирес (Сиобхан), Джин Жиллетт (Эд), Фелисити Джонс Латта (Джуди), Амелия Уайт (миссис Александр).
После премьеры в Лондоне пьесу Стивенса стали ставить по всему миру. Хорошую прессу получил спектакль молодого режиссера Егора Перегудова в Московском театре ”Современник” с Шамилем Хаматовым (братом Чулпан) в роли Криса. Сенсацией стал и этот, бродвейский спектакль Эллиотт. Театральный критик “The New York Times” Бен Брентли назвал его одним из самых захватывающих, когда-либо шедших на Бродвее.
Замечательно, что компания “Broadway In Chicago“ показывает не только мюзиклы, но и драматические спектакли. Хотелось бы, чтобы их было больше, но и на том спасибо. “Загадочное ночное убийство собаки” - умный, тонкий и очень глубокий спектакль. Обязательно посмотрите его! Такой уровень постановок не часто встретишь на богатой событиями драматической сцене Чикаго.
Итак, юноша и убитая собака. Расследование начинается...
Nota bene! Спектакль “Загадочное ночное убийство собаки” идет до 24 декабря в помещении Oriental Theatre по адресу: 24 West RandolphStreet, Chicago, IL 60603. $25-$98. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2016-17 годов продаются в театральных кассах компании “Broadway In Chicago” (24 West Randolph Street, 151 West Randolph Street, 18 West Monroe Street и 175 East Chestnut). Билеты можно заказать по телефону 800-775-2000 или на сайтах www.ticketmaster.com и www.broadwayinchicago.com. Групповые скидки (10+) – по телефону 312-977-1710. Все подробности о спектакле “Загадочное ночное убийство собаки” - на сайте http://www.curiousonbroadway.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1-10. Сцены из спектакля “Загадочное ночное убийство собаки”. Фото – Джоан Маркус (Broadway In Chicago)
Комментариев нет:
Отправить комментарий