(Спектакль “Предательство” в театре “Steppenwolf” как повод поговорить об авторе)
Обязанность каждого поколения –
установить правду нашей личной жизни
и правду нашего общества. Если этого не будет,
то нет надежды вернуть почти
утраченное достоинство человека.
Гарольд Пинтер
В минском “Свободном театре” – единственном подпольном театре в Европе - идет спектакль “Быть Гарольдом Пинтером”, в основе которого - четыре пьесы английского драматурга. В названии, придуманном режиссером Владимиром Щербанем, как мне кажется, заключен глубокий смысл. “Быть Гарольдом Пинтером” – значит быть тонким психологом, исследователем внутреннего мира человека. “Быть Гарольдом Пинтером” – значит вскрывать социальные пороки общества, бороться с диктатурой, насилием и любой формой несправедливости. “Быть Гарольдом Пинтером” – значит обращаться и вразумлять сильных мира сего, призывать их отказаться от опасных политических игр и военных авантюр. Пинтер – это не фамилия, “пинтер” – это явление, это единица совести, чести, достоинства. “Быть Гарольдом Пинтером” – значит оставаться Человеком в нашем бесчеловечном мире.
Сын еврейского портного из Одессы (его настоящая фамилия – Пинто) Гарольд Пинтер родился на бедной улочке в лондонском районе Хэкни, имеющем крайне скверную репутацию. После школы он поступил в Королевскую академию драматического искусства, однако, не имея денег на учебу, отказался от дальнейших занятий. Он работал уборщиком и официантом, вахтером и мойщиком посуды, книготорговцем, пока, наконец, не был принят в провинциальную театральную труппу Энью Макмастера. Именно там он начал писать стихи и пьесы. Уже первая пьеса Пинтера “Комната” (1957) произвела эффект разорвавшейся бомбы. Дальше - больше. Шестидесятые-семидесятые годы – золотое время Пинтера. Его пьесы следуют одна за другой - “День рождения” (1957), “Коллекция” (1962), “Любовник” (1963), “Возвращение домой” (1965), “Былые времена” (1971), “На безлюдье” (1975), “Предательство” (1978), киносценарии “Слуга” (1963), “Несчастный случай” (1967) и другие. Пьесы Пинтера – печальные зарисовки, не привязанные ни к какому времени и ни к каким реалиям. Его герои немногословны, и даже те слова, которые они говорят, зачастую ничего не выражают. При этом после выхода из зрительного зала возникает странное чувство послевкусия. Пьесы Пинтера не поддаются определению. По искусству слова и паузы, по умению создать атмосферу я бы сравнил драматурга с ранним Антониони и пьесами Чехова. Пинтеровских героев трудно забыть, о них хочется думать – редкий случай в современном театре!
Проблемы, волнующие писателя, сводятся в конце концов к одной-единственной теме - борьбе за достоинство человеческой личности. Писатель борется за свободу слова и отказывается признать ложь правдой, даже если эта ложь необходима в целях безопасности государства.
В общественную деятельность Гарольд Пинтер вовлечен с семидесятых годов. Писателя всегда интересовала политика, будь то свержение президента Чили Альенде во время военного переворота в 1973 году или диктаторский режим Сомосы в Никарагуа. Во время войны Судного дня он заявил о своей солидарности с Израилем. В 1998 году Гарольд Пинтер был избран почетным президентом Медицинского фонда реабилитации жертв пыток, а весной 2003 года был в первых рядах антивоенной демонстрации в Лондоне, собравшей два миллиона человек. Ущемление прав курдов в Турции, ситуация в Албании, Панаме, Венесуэле, бомбардировки Югославии, военные действия в Афганистане и Ираке, ограничения свободы слова в Беларуси, применение запрещенных видов оружия - Гарольд Пинтер не упускает из виду ничего.
Всю жизнь Гарольд Пинтер параллельно и последовательно занимается как общественной деятельностью, так и творчеством. Не получивший высшего образования драматург сегодня является почетным доктором четырнадцати университетов, признанным классиком мировой литературы. Так что совершенно закономерным выглядело в 2005 году решение Нобелевского комитета о присуждении Гарольду Пинтеру премии по литературе. Нобелевская речь Пинтера, подобно его жизни, тоже разбивается на две части: в первой он говорит о подсознательном элементе в творчестве каждого писателя, во второй - о политической, общественной деятельности.
На сцене чикагского театра “Steppenwolf” в эти дни идет одна из лучших пьес Гарольда Пинтера “Предательство” – пьеса ироничная, тонкая, умная, написанная в лучших традициях английского театра, в традициях Бернарда Шоу и Оскара Уайльда. Она насквозь театральна, как, впрочем, и ее автор. Подобно Шоу, Пинтер – “дитя кулис”. Он понимает театр изнутри, он жил в нем, играл в нем. И именно так, как он написал - легко, иронично, театрально, - произносят свои реплики актеры “Steppenwolf”. В этом спектакле политики нет. “Предательство” – о другом, о пугающей обыденности человеческого существования. Три главных героя: книгоиздатель Роберт (Трейси Леттс), его жена Эмма (Эми Мортон) и его лучший друг, литературный агент Джерри (Ян Барфорд). Мы встречаемся с Эммой и Джерри в пивном баре. Когда-то они были любовниками и встречались на подпольной квартире, “от обеда до ужина, иногда и дольше, целых семь лет”. А сегодня единственное, что связывает их, - одиночество, абсолютное, отчаянное, монотонное, сводящее с ума, лишающее опоры, заставляющее совершать самые нелепые и алогичные поступки.
Отношения героев показаны в обратной хронологии: от разрыва до зарождения отношений. Каждый из героев играет свою роль. Кажется, что перед нами – стандартный любовный треугольник: муж, жена и любовник (он же – лучший друг мужа). Так оно и есть, но только, в отличие от банальной мелодрамы, в этом спектакле все предают всех. Эмма изменяет Роберту и тем самым предает его, Роберт изменяет
Эмме и тоже предает ее, Джерри предает своего лучшего друга. При этом все спокойно, буднично, без эмоций. Герои в растерянности обмениваются ничего не значащими словами и не слышат друг друга.
В этом спектакле все выглядит достойно: режиссура Рика Снайдера, сценография Тодда Розенталя, музыкальное оформление Роба Миблурна и Майкла Бодина, актерская игра. Однако более всего мне был интересен собственно текст, как таковой – блистательный, остроумный, глубокий пинтеровский текст. Он полон пауз, отрывочных фраз, которые на первый взгляд лишены логики, однако именно в них проступает смысл пьесы. Герои обращаются друг к другу в отчаянной попытке найти понимание.
Пинтер – мастер недосказанного. Вроде бы, он начинал из “новой драмы”, из того самого “поколения рассерженных”, откуда начинал Джон Осборн и другие. Имена “других” стерлись из памяти, а Пинтер остался. Часто его называют в числе авторов театра абсурда, рядом с именами Беккета и Ионеско, но и в этом случае, как и с “рассерженными” британцами, Пинтер не укладывается в жесткие определения театра абсурда, он оказывается шире и глубже заранее выстроенных абсурдистских схем. У его героев есть биографии, есть прошлое и настоящее. А в случае с “Предательством” – даже будущее.
Театр “Steppenwolf” не впервые обращается к творчеству Гарольда Пинтера - с этим драматургом у коллектива особые отношения. В первый сезон 1976-1977 годов – сезон образования театра - на сцене театра шли сразу две пьесы Пинтера – “Любовник” и “Кухонный лифт”. Автор был уже хорошо известен на Западе, и постановка его пьес подняла репутацию театра. В дальнейшем “Steppenwolf” часто обращался к пинтеровской драматургии. На сцене театра шли его пьесы “Сторож” (сезон 1978-1979 годов), “На безлюдье” (сезон 1980-1981 годов), “Возвращение домой” (сезон 1989-1990 годов). Однако с 1992 года имя драматурга исчезает с афиши театра. Его не ставят не только на сцене “Steppenwolf”. Происходит интересный парадокс: по мере увеличения интереса к Пинтеру со стороны европейского театра американские режиссеры несколько отодвигают драматурга в сторону. В девяностые годы XX века о нем говорят все больше как о правозащитнике. И вот спустя пятнадцать лет – долгожданное возвращение Гарольда Пинтера на сцену одного из интереснейших театров Чикаго.
В октябре 2007 года Гарольду Пинтеру исполняется 76 лет. Тонкий лирик, психолог, он продолжает писать стихи и выступать с политическими заявлениями, где ясно и четко выражает свою гражданскую позицию. Вот лишь один пример, связанный с минским “Свободным театром”. 14 апреля коллектив вернулся из английского города Лидс, где участвовал в мероприятиях, посвященных пятидесятилетию творческой деятельности Гарольда Пинтера. Драматургу было присвоено звание почетного доктора университета Лидса. На конференции, которая называлась “Художник и Гражданин”, было показано три спектакля. Один из них – “Быть Гарольдом Пинтером”. Сам драматург, несмотря на тяжелое состояние здоровья, принял участие в дискуссии, которая состоялась сразу после спектакля “Свободного театра” и длилась более часа. Дискуссия касалась не только художественных достоинств спектакля, но и социально-политической ситуации в Беларуси.
Гарольд Пинтер на собственном примере показывает, что художник должен реагировать на события в стране и мире, а не закрываться от них. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но не уважать его мужество, принципиальность и честность – нельзя!
Сын еврейского портного из Одессы (его настоящая фамилия – Пинто) Гарольд Пинтер родился на бедной улочке в лондонском районе Хэкни, имеющем крайне скверную репутацию. После школы он поступил в Королевскую академию драматического искусства, однако, не имея денег на учебу, отказался от дальнейших занятий. Он работал уборщиком и официантом, вахтером и мойщиком посуды, книготорговцем, пока, наконец, не был принят в провинциальную театральную труппу Энью Макмастера. Именно там он начал писать стихи и пьесы. Уже первая пьеса Пинтера “Комната” (1957) произвела эффект разорвавшейся бомбы. Дальше - больше. Шестидесятые-семидесятые годы – золотое время Пинтера. Его пьесы следуют одна за другой - “День рождения” (1957), “Коллекция” (1962), “Любовник” (1963), “Возвращение домой” (1965), “Былые времена” (1971), “На безлюдье” (1975), “Предательство” (1978), киносценарии “Слуга” (1963), “Несчастный случай” (1967) и другие. Пьесы Пинтера – печальные зарисовки, не привязанные ни к какому времени и ни к каким реалиям. Его герои немногословны, и даже те слова, которые они говорят, зачастую ничего не выражают. При этом после выхода из зрительного зала возникает странное чувство послевкусия. Пьесы Пинтера не поддаются определению. По искусству слова и паузы, по умению создать атмосферу я бы сравнил драматурга с ранним Антониони и пьесами Чехова. Пинтеровских героев трудно забыть, о них хочется думать – редкий случай в современном театре!
Проблемы, волнующие писателя, сводятся в конце концов к одной-единственной теме - борьбе за достоинство человеческой личности. Писатель борется за свободу слова и отказывается признать ложь правдой, даже если эта ложь необходима в целях безопасности государства.
В общественную деятельность Гарольд Пинтер вовлечен с семидесятых годов. Писателя всегда интересовала политика, будь то свержение президента Чили Альенде во время военного переворота в 1973 году или диктаторский режим Сомосы в Никарагуа. Во время войны Судного дня он заявил о своей солидарности с Израилем. В 1998 году Гарольд Пинтер был избран почетным президентом Медицинского фонда реабилитации жертв пыток, а весной 2003 года был в первых рядах антивоенной демонстрации в Лондоне, собравшей два миллиона человек. Ущемление прав курдов в Турции, ситуация в Албании, Панаме, Венесуэле, бомбардировки Югославии, военные действия в Афганистане и Ираке, ограничения свободы слова в Беларуси, применение запрещенных видов оружия - Гарольд Пинтер не упускает из виду ничего.
Всю жизнь Гарольд Пинтер параллельно и последовательно занимается как общественной деятельностью, так и творчеством. Не получивший высшего образования драматург сегодня является почетным доктором четырнадцати университетов, признанным классиком мировой литературы. Так что совершенно закономерным выглядело в 2005 году решение Нобелевского комитета о присуждении Гарольду Пинтеру премии по литературе. Нобелевская речь Пинтера, подобно его жизни, тоже разбивается на две части: в первой он говорит о подсознательном элементе в творчестве каждого писателя, во второй - о политической, общественной деятельности.
На сцене чикагского театра “Steppenwolf” в эти дни идет одна из лучших пьес Гарольда Пинтера “Предательство” – пьеса ироничная, тонкая, умная, написанная в лучших традициях английского театра, в традициях Бернарда Шоу и Оскара Уайльда. Она насквозь театральна, как, впрочем, и ее автор. Подобно Шоу, Пинтер – “дитя кулис”. Он понимает театр изнутри, он жил в нем, играл в нем. И именно так, как он написал - легко, иронично, театрально, - произносят свои реплики актеры “Steppenwolf”. В этом спектакле политики нет. “Предательство” – о другом, о пугающей обыденности человеческого существования. Три главных героя: книгоиздатель Роберт (Трейси Леттс), его жена Эмма (Эми Мортон) и его лучший друг, литературный агент Джерри (Ян Барфорд). Мы встречаемся с Эммой и Джерри в пивном баре. Когда-то они были любовниками и встречались на подпольной квартире, “от обеда до ужина, иногда и дольше, целых семь лет”. А сегодня единственное, что связывает их, - одиночество, абсолютное, отчаянное, монотонное, сводящее с ума, лишающее опоры, заставляющее совершать самые нелепые и алогичные поступки.
Отношения героев показаны в обратной хронологии: от разрыва до зарождения отношений. Каждый из героев играет свою роль. Кажется, что перед нами – стандартный любовный треугольник: муж, жена и любовник (он же – лучший друг мужа). Так оно и есть, но только, в отличие от банальной мелодрамы, в этом спектакле все предают всех. Эмма изменяет Роберту и тем самым предает его, Роберт изменяет
Эмме и тоже предает ее, Джерри предает своего лучшего друга. При этом все спокойно, буднично, без эмоций. Герои в растерянности обмениваются ничего не значащими словами и не слышат друг друга.
В этом спектакле все выглядит достойно: режиссура Рика Снайдера, сценография Тодда Розенталя, музыкальное оформление Роба Миблурна и Майкла Бодина, актерская игра. Однако более всего мне был интересен собственно текст, как таковой – блистательный, остроумный, глубокий пинтеровский текст. Он полон пауз, отрывочных фраз, которые на первый взгляд лишены логики, однако именно в них проступает смысл пьесы. Герои обращаются друг к другу в отчаянной попытке найти понимание.
Пинтер – мастер недосказанного. Вроде бы, он начинал из “новой драмы”, из того самого “поколения рассерженных”, откуда начинал Джон Осборн и другие. Имена “других” стерлись из памяти, а Пинтер остался. Часто его называют в числе авторов театра абсурда, рядом с именами Беккета и Ионеско, но и в этом случае, как и с “рассерженными” британцами, Пинтер не укладывается в жесткие определения театра абсурда, он оказывается шире и глубже заранее выстроенных абсурдистских схем. У его героев есть биографии, есть прошлое и настоящее. А в случае с “Предательством” – даже будущее.
Театр “Steppenwolf” не впервые обращается к творчеству Гарольда Пинтера - с этим драматургом у коллектива особые отношения. В первый сезон 1976-1977 годов – сезон образования театра - на сцене театра шли сразу две пьесы Пинтера – “Любовник” и “Кухонный лифт”. Автор был уже хорошо известен на Западе, и постановка его пьес подняла репутацию театра. В дальнейшем “Steppenwolf” часто обращался к пинтеровской драматургии. На сцене театра шли его пьесы “Сторож” (сезон 1978-1979 годов), “На безлюдье” (сезон 1980-1981 годов), “Возвращение домой” (сезон 1989-1990 годов). Однако с 1992 года имя драматурга исчезает с афиши театра. Его не ставят не только на сцене “Steppenwolf”. Происходит интересный парадокс: по мере увеличения интереса к Пинтеру со стороны европейского театра американские режиссеры несколько отодвигают драматурга в сторону. В девяностые годы XX века о нем говорят все больше как о правозащитнике. И вот спустя пятнадцать лет – долгожданное возвращение Гарольда Пинтера на сцену одного из интереснейших театров Чикаго.
В октябре 2007 года Гарольду Пинтеру исполняется 76 лет. Тонкий лирик, психолог, он продолжает писать стихи и выступать с политическими заявлениями, где ясно и четко выражает свою гражданскую позицию. Вот лишь один пример, связанный с минским “Свободным театром”. 14 апреля коллектив вернулся из английского города Лидс, где участвовал в мероприятиях, посвященных пятидесятилетию творческой деятельности Гарольда Пинтера. Драматургу было присвоено звание почетного доктора университета Лидса. На конференции, которая называлась “Художник и Гражданин”, было показано три спектакля. Один из них – “Быть Гарольдом Пинтером”. Сам драматург, несмотря на тяжелое состояние здоровья, принял участие в дискуссии, которая состоялась сразу после спектакля “Свободного театра” и длилась более часа. Дискуссия касалась не только художественных достоинств спектакля, но и социально-политической ситуации в Беларуси.
Гарольд Пинтер на собственном примере показывает, что художник должен реагировать на события в стране и мире, а не закрываться от них. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но не уважать его мужество, принципиальность и честность – нельзя!
6 мая 2007 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий