Адвокат, политик, бывший мэр Норсбрука – в эксклюзивном интервью
газете “Реклама”
Офис юридической фирмы “Damisch & Damisch” расположен в самом центре Чикаго, на сорок девятом этаже небоскреба “Chicago Title Tower” на пересечении улиц Кларк и Рэндольф. Просторная комната президента фирмы Марка Дэмиша, из окон которой открывается замечательный вид на город. Советская военная фуражка на шкафу, компакт-диск с музыкой Шостаковича, книги на русском языке... Все в этом кабинете говорит о давней любви хозяина к России, к русской и советской культуре и символике. Мое особое внимание привлек стол, на котором выставлены афиши и программы концертов Марка Дэмиша на русском языке, фотографии, буклеты...
Марк Дэмиш – интересный человек. С одной стороны, преуспевающий адвокат, президент крупной юридической компании, политик, в тридцать семь лет ставший мэром Норсбрука. С другой – музыкант, концертирующий пианист, дающий по восемьдесят концертов в год, знаток русской культуры и истории. Так кто же он, мистер Дэмиш? Музицирующий адвокат? Пианист с дипломом юриста? Как совмещаются в нем музыка и юриспруденция, творческое вдохновение и рутина документов, папок, бумаг? В первом интервью русскоязычным СМИ Чикаго Марк Дэмиш рассказывает о себе.
- Моя мама была тем человеком, который пробудил во мне интерес к музыке. Она сама играла на фортепиано в молодости и очень хотела, чтобы я получил музыкальное образование. Я начал заниматься музыкой в три года. Это был орган. С семи лет я уже усиленно занимался в Школе музыки Северо-Западного университета Эванстона.
- Обычное детство вундеркинда?
- Нет, я был обычным ребенком. Кто-то играет в футбол, кто-то учится плавать, кто-то ходит на танцы. Каждый ребенок увлекается чем-то. Я учился играть на фортепиано и долгое время не придавал этим занятиям особого значения. Но в один прекрасный день я понял, что у меня неплохо получается играть. Я был лучшим в школе, и это придавало мне дополнительный энтузиазм.
- И вы решили получить музыкальное образование?
- Не все так просто. Я поступил в Северо-Западный университет, где основным предметом у меня была не музыка, а радио и телевидение: я хотел вести авторскую программу на радио. Что касается фортепиано, то я играл на нем лишь для собственного удовольствия. В девятнадцать лет я отправился в первый гастрольный тур по городам Западной и Восточной Европы, а также бывшего Советского Союза. Я играл в Москве, Ленинграде и Киеве в залах Домов дружбы (Марк Дэмиш произносит эти слова по-русски, тщательно выговаривая букву “ж”. – Прим. автора.). В 1976 году я снова гастролировал в Москве, на следующий год – уже по всему миру. А потом... Потом я перестал играть. Я не играл на инструменте с двадцати пяти до сорока трех лет. Восемнадцать лет без фортепиано!
Годы без фортепиано были для Марка Дэмиша весьма продуктивными. Он обзавелся семьей, получил степени “Bachelor of Science”, “Juris Doctorate” и “Masters in Management” в Северо-Западном университете, степень “CPA” в Иллинойском университете, возглавил юридическую компанию “Damisch & Damisch”, оказался вовлечен в дела администрации Норсбрука. В 1993 году Дэмиш стал мэром Норсбрука и занимал этот пост до 2005 года. В общем, Марк Дэмиш многое успел за это время!
- Почему через столько лет вы вернулись к музыке?
- В 1999 году я подумал: каждый делает что-то к рубежу тысячелетий. Надо что-то и мне придумать. А единственная вещь (кроме юриспруденции), которую я умею делать, - играть на фортепиано. И тогда я вернулся к ”станку”. В 2000 году я сыграл двенадцать концертов, а к этому лету (за полгода!) таких концертов было уже восемьдесят.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем последнем турне по России.
- Я был десять дней в Санкт-Петербурге и неделю в Москве с русско-американской программой: “Картинки с выставки” Мусоргского и “Рапсодия в стиле блюз” Гершвина. Мои выступления состоялись в доме-музее Чайковского в Клину, во дворце Дурасова в усадьбе Люблино, в музее-квартире Римского-Корсакова, в доме Матильды Кшесинской, в мемориальном музее-квартире актеров Самойловых, во дворце графа Шувалова, в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге, в усадьбе “Кусково”, в Ново-Иерусалимском мужском монастыре под Истрой в Московской области. Мой любимый российский город - Санкт-Петербург. Я прожил в этом городе десять дней и хотел бы провести там гораздо больше времени. Санкт-Петербург - великолепный город. Когда мне было девятнадцать, я думал поехать туда учиться. Может быть, когда-нибудь вернусь в Санкт-Петербург и поживу там месяца три... Я интересуюсь и неплохо знаю русскую историю. Вы только посмотрите, сколько в ней запутанных сюжетов! Одни дворцовые интриги чего стоят. Да это почище любой “мыльной оперы”! К сожалению, большинство американцев не знают русской истории, но от этого она не становится менее интересной.
- Вы говорили с публикой по-русски?
- Да. Я четыре года учился русскому языку в колледже.
- Так почему же мы с вами не говорим по-русски?
- (Смеется.) Я говорю и читаю лучше, чем воспринимаю русскую речь.
- Но в России вас понимали?
- По крайней мере, говорили, что понимают. (Смеется.)
- Когда вы приезжаете на гастроли в Россию и играете произведения русских композиторов, чувствуете ли вы себя только пианистом или все-таки не забываете, что вы – американский гражданин? Насколько политика влияет на музыку?
- Этим летом отмечается двухсотлетие установления дипломатических отношений между Россией и Америкой. Они были установлены в 1807 году в Лондоне в результате обмена посланиями между министром иностранных дел России Андреем Будбергом и государственным секретарем США Джеймсом Мэдисоном. Двести лет назад Америка и Россия стали союзниками. Во время Второй мировой войны Америка и Россия вновь были вместе. Сама история показала, что две великие державы могут сообща бороться с общими проблемами. Я считаю, что сегодня такой общей проблемой, способной объединить Россию и Америку, стал исламский фундаментализм. Сейчас я работаю над программой будущего года. Я собираюсь посетить с концертами страны Ближнего Востока. В июле 2008 года у меня запланировано выступление в крупнейшем концертном зале Египта, в здании Каирской оперы. В турне включены также Иордания и Израиль. Ближний Восток – это место войн и конфликтов. Если какой-нибудь регион и нуждается в мире, то это прежде всего Ближний Восток. Для поездки туда я репетирую “Аппассионату” Бетховена. Я считаю, что музыка объединяет людей. Когда люди общаются друг с другом, когда люди узнают больше о культуре, обычаях и традициях друг друга, уходят конфликты. Простые люди не хотят войн.
- У вас есть любимый композитор?
- Мой любимый композитор - Шостакович. Я обожаю его Ленинградскую симфонию. У меня есть записи этой симфонии в исполнении трех оркестров. (Дэмиш показывает на стоящий в отдалении шкаф с компакт-дисками. – Прим. автора.) Мне нравятся Шопен, Гершвин, Бетховен, Дебюсси. Я люблю Аарона Копланда и считаю его выдающимся американским композитором. Мне нравится тот композитор и те произведения, которые я исполняю в данный момент. Все зависит от времени года, от того, в каком я настроении. Иногда я готов слушать вальсы Штрауса, а на Рождество слушаю “Мессию” – великое произведение Генделя. Не представляю себе Рождества без Генделя.
- Что для вас означает игра на фортепиано?
- Когда я выступаю перед зрителями, я стараюсь сделать свой концерт достойным внимания публики. Если бы это было хобби, я бы музицировал дома в свое удовольствие. Это больше, чем хобби. Это - страсть!
- Кроме классической, какую еще музыку вы любите?
- Я люблю джаз, блюз, старый добрый рок – рок шестидесятых-семидесятых. Музыку в стиле кантри могу слушать десять минут, не больше. Рэп не люблю. (Смеется.)
- Что вы думаете о современной классической музыке?
- Аудитории трудно понять современную музыку, а для музыки важно, чтобы она доходила до слушателя. За Ленинградской симфонией Шостаковича стоит История. Когда мы слушаем эту симфонию, мы хорошо понимаем ее, потому что мы знаем события, предшествовавшие написанию этой симфонии. Современная музыка пишется без всякой истории. В результате мы часто не понимаем, что хотел сказать композитор своим произведением. Классическая музыка теряет популярность. Люди хотят развлечений. Когда пианист выходит на сцену, играет произведение и уходит, между ним и аудиторией зачастую не возникает никакой связи. Классической музыке необходимо принять изменившиеся условия жизни, если она хочет удержать аудиторию. Я, например, разговариваю с публикой перед выступлением. Объясняю, почему я играю то или иное произведение, как и при каких обстоятельствах оно было написано. Общение со зрителем – важная часть любого концерта.
После возвращения к активной концертной деятельности Марк Дэмиш гастролировал во многих европейских странах, много ездил по Америке, побывал в Израиле и Китае. В 2003 году состоялся успешный дебют пианиста в Нью-Йорке. Марк Дэмиш участвовал и продолжает участвовать во многих международных благотворительных акциях. Он играл на концертах, средства от которых пошли на лечение детей, больных лейкемией, в помощь беспризорным детям. В 2003 году Дэмиш устроил концерт в Гарвардском университете, сбор средств от которого пошел на исследование раковых заболеваний. Вечер в Вене в 2004 году был посвящен сбору средств в помощь слепым детям Африки. В том же году в Праге Дэмиш выступил с концертом, сбор средств от которого пошел на благоустройство Центра для пожилых людей. Концерты в Японии в 2005 году, в которых принимали участие две дочери Дэмиша, были посвящены проблеме ограничения ядерного вооружения. Выступление пианиста в Греческом театре в Афинах в 2006 году было посвящено возвращению мраморных скульптур Парфенона. Тем самым Дэмиш выразил поддержку инициативе правительства Греции.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
- У меня большая семья – жена Патрисия и три девочки: двадцатилетняя Кристина, семнадцатилетняя Катерина и двенадцатилетняя Александра.
- Популярные в России имена!
- Да. Мне нравятся эти имена. Младшую дочь мы с женой зовем Алей, но ей самой больше нравится имя Алекс – по аналогии с супругой Николая II. (Смеется.) Все дочери занимаются музыкой. Кристина участвовала в большом гастрольном туре по Америке, объездила двадцать пять штатов за пятьдесят дней. Я брал Катерину и Александру с собой в Россию. Катерина исполняла романс Чайковского “Средь шумного бала”, а Александра играла Дебюсси.
- Вы чаще играете в России и Европе, чем дома. Когда вас можно будет услышать в Чикаго?
- В следующем году. Когда точно – пока не знаю.
- Спасибо за интересную беседу. До новых встреч!
22 авг. 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий