Мы часто говорим добрые слова, оглядываясь на прошлые заслуги, не желая обидеть, делая скидки на возраст. Но то, что мы услышали 4 августа 2007 года в Равинии, было событием исключительным. Я думаю, со мной согласятся все те, кто присутствовал на этом концерте, - пение Пласидо Доминго и его достойной партнерши Анны Марии Мартинес останется в памяти навсегда как одно из самых ярких впечатлений в жизни. Поразительно, но голос шестидесятишестилетнего (!) певца звучал так же, как двадцать-тридцать-сорок лет назад. В своей программе Доминго показал неисчерпаемые возможности и широчайший диапазон своего голоса. Певец начал концерт со страстной арии Родриго “O, souverain” из оперы “Сид” Ж.Массне, за которой последовал пронзительный Плач Федерико “E la solita storia” из “Арлезианки” Ф.Чилеа (с этой оперы началась мировая слава Энрико Карузо, он был первым исполнителем партии Федерико). После арии из веристской оперы – резкий поворот стиля, “Весенняя песня” Зигфрида из “Валькирий” Р.Вагнера. Совсем не вагнеровский певец, Доминго не боится трактовать немецкого композитора по-своему, смягчая “мощь” и “сталь” музыкального материала. Баритональный и слегка терпкий тембр голоса Доминго - хорошая предпосылка для успеха в таких трудных партиях.
Кажется, на фоне ошеломляющего успеха Доминго в его тени неизбежно оказывается любой исполнитель. Однако блестящий голос Анны Марии Мартинес сразу покорил привыкшую к высоким стандартам аудиторию Равинии. Обладательница прелестного сопрано стала настоящим открытием концерта. Богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие, элегантность исполнительской манеры – все это позволяет певице одинаково свободно чувствовать себя, исполняя самую разную музыку: арии из классических опер, мюзиклов, оперетт, испанские народные мелодии. Первый выход Мартинес – Ария с драгоценностями (“Je ris de me voir si belle”) из оперы Шарля Гуно “Фауст”. Маргарита находит шкатулку с драгоценностями, которую ей подложили Фауст с Мефистофелем, открывает ее, радуется, меряет драгоценности, смотрится в зеркало и поет: “Разве это ты, Маргарита? Нет, это не ты! Ты никогда еще не была такой красивой”. Мартинес-Маргарита молода, кокетлива, она задыхается от восторга и любви, ее переполняют чувства... Когда такую арию поет ТАКАЯ очаровательная женщина с ТАКИМ великолепным голосом, успех у публики гарантирован! Уже первым выходом покорив Равинию, Мартинес продолжила выступление арией Валли “N’andro lantana” из одноименной оперы А.Каталани, сочетающую в себе итальянскую традицию оперного пения с импрессионизмом и вагнерианством конца XIX века.
Дуэт Доминго-Мартинес выразительно исполнил лиричную арию-беседу “Кончился день тревожный” (“Gia nella natte densa”) из ”Отелло” Дж.Верди, в которой Отелло и Дездемона вспоминают прошлое и наслаждаются счастьем быть вместе.
Итальянскую классическую оперу сменяет эмоциональная сарсуэла - испанский народный театр, напоминающий оперетту. Пласидо Доминго исполнил арию “Amor, vida de mi vida” из сарсуэлы Федерико Морено-Торробы “Маравилла”,
Анна Мария Мартинес блеснула яркостью красок в арии “El Nino Judio” Пабло Луны из сарсуэлы “De Espana Vengo”. Испанский сегмент концерта венчал нежный любовный дуэт “En mi tierra” из сарсуэлы Морено-Торребы “Луиза Фернанда”.
К радости многочисленных зрителей Доминго и Мартинес не обошли вниманием и популярнейшие американские мюзиклы. Лиричный дуэт “Tonight” из “Вестсайдской истории” Л.Бернстайна продемонстрировал тончайшее piano исполнителей, гибкость их голосов и особую музыкальную культуру исполнения. Чувство вкуса, благородство и изысканность исполнения, виртуозная вокальная техника позволили как бы заново услышать хорошо знакомую мелодию. То же самое относится к песне “Я танцевать хочу” (“I could have never danced all night”) из мюзикла Фредерика Лея “Моя прекрасная леди”.
Основную часть концерта завершил Пласидо Доминго страстным романсом “No puede ser!” из сарсуэлы “Портовая трактирщица”. Высочайшая музыкальная культура, красота тембра, легкое дыхание, безукоризненная фразировка... – Доминго показал, что значит настоящий мастер. Такого уровня исполнения давненько не приходилось слышать! А ведь в следующем году исполняется сорок лет со дня дебюта испанского певца в нью-йоркской Метрополитен-опере и Лирик-опере Чикаго!
Пласидо Доминго родился 21 января 1941 года в Мадриде в семье певцов сарсуэлы – вот откуда у него страсть к этим эмоциональным испанским мелодиям. В возрасте восьми лет семья переехала в Мехико, где Пласидо закончил консерваторию по двум отделениям - дирижерскому и фортепианному. Его оперный дебют состоялся в 1959 году в театре города Гвадалахара в эпизодической роли. Потом последовали партии Маттео Борсы в “Риголетто” Дж.Верди и падре в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка. В 1962 году в мексиканском Монтерее Доминго впервые вышел на сцену в главной партии, ставшей на долгие годы “визитной карточкой” испанского тенора. Это был Альфред в вердиевской “Травиате”. Немногие знают, что в начале шестидесятых годов Доминго два с половиной года был солистом Израильской национальной оперы в Тель-Авиве. Сегодня невозможно себе даже представить, что сорок лет назад на одном из концертов в Израиле его слушали всего два человека - жена и близкий друг. Достичь успеха стоило Доминго большого труда. Он много работал над своим голосом. Позднее в книге “Мои первые сорок лет в опере” певец скажет: “Я скромный студент своего собственного голоса”. На Святой земле “скромный студент” спел двенадцать партий в двухстах восьмидесяти спектаклях. Так начиналась его всемирная слава. “Как он может петь такой разный репертуар? – удивлялись знатоки оперы. – Ведь это немыслимо: сегодня исполнять партию Эдгардо в “Лючии ди Ламмермур” Г.Доницетти, завтра Самсона в “Самсоне и Далиле” К.Сен-Санса, а послезавтра – Туридо в “Сельской чести” П.Масканьи и Канио в “Паяцах” Р.Леонкавалло в один вечер.” - “Почему немыслимо?- отшучивался молодой певец. – Я же пою.” Предложения от оперных театров и звукозаписывающих компаний сыпались как из рога изобилия, и он принимал почти все! Его жажда выступать была поистине неуемной: хотелось все успеть, хотелось объять необъятное. Девиз Пласидо Доминго гласил: “Когда я отдыхаю, я ржавею”. Репертуар рос, как снежный ком, партии сменяли одна другую: не было ни одного сезона, чтобы Доминго не спел новую. Сто двадцать восемь партий в оперном репертуаре – цифра, достойная Книги рекордов Гиннесса! При этом певец подчеркивает: “Мне очень нравится идея эстафеты поколений”. Больше всего он гордится не теми спектаклями, где достиг личного успеха, а теми, которые могут быть названы вехами в истории оперы. В своей книге “Мои первые сорок лет в опере” он пишет, как в молодости участвовал в последней “Лючии ди Ламмермур” знаменитой американской оперной певицы Лили Понс. Певице тогда было пятьдесят восемь лет, впервые она пела Лючию с легендарным Беньямино Джильи. “Возможно, кто-то из молодых, кто будет петь со мной, - рассуждает артист, - расскажет следующему поколению, что в 2000 году выступал с Доминго, который в 1962 году пел с Лили Понс, которая в 1931 году пела с Джильи, и так далее. Эту линию, может быть, удалось бы провести до Рубини или Малибран (итальянский тенор и французская меццо-сопрано начала XIX века. – Прим. автора.).” Доминго огорчается, когда ему не удается прочертить подобные линии преемственности. С сожалением он пишет, как в Далласе ему не получилось спеть небольшую партию в “Отелло” Дж.Верди. В том спектакле главную партию исполнял Марио дель Монако, а партию Кассио пел его выдающийся предшественник Рамон Винай. “Если бы это произошло, то на одной сцене можно было бы увидеть сразу трех Отелло - прошлого, настоящего и будущего”, - сокрушается Доминго.
В январе 2007 года певец объявил, что заключительным шагом в его оперной карьере (то есть сто двадцать девятой ролью!) станет исполнение партии Симона Бокканегры в одноименной опере Джузеппе Верди. Это случится в 2009 году. В шестьдесят восемь лет Доминго впервые попробует себя в баритональной партии! Певец не смущается своего возраста: “Я не боюсь своих лет. Когда годы проходят, вы становитесь более молодыми. Ведь вы накопили молодость! Так что я чувствую себя молодым и душой, и телом”. Не будем забывать, что кроме активной певческой карьеры Пласидо Доминго является сегодня генеральным директором двух крупных оперных театров: Вашингтонской национальной оперы и Лос-Анджелесской оперы.
Много интересного можно рассказать о жизни и творчестве Пласидо Доминго, и я постараюсь это сделать по радио. Всех желающих приглашаю к радиоприемнику 21 августа в час дня. На волне “Ланчтайм радио” вы услышите специальную программу “Тенориссимо”, посвященную великому испанскому певцу. Я расскажу о некоторых малоизвестных фактах биографии Пласидо Доминго, и мы послушаем музыкальные фрагменты в его исполнении.
Выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере Анна Мария Мартинес – восходящая звезда мировой оперы. Ее дебюты на лучших оперных сценах Европы и Америки следуют один за другим: Фьордилиджи в “Так поступают все” В.А.Моцарта на Зальцбургском музыкальном фестивале, Эльвира в “Дон Жуане” В.А.Моцарта в Хьюстонской опере, парижской “Опера Ди Бастиль” и “Ковент-гардене”, Микаэла в “Кармен” Ж.Бизе в Метрополитен-опере и Сан-Франциско, Амелия в “Симоне Бакканегре” Дж.Верди в Париже... Я очень надеюсь, что люди, от которых зависят будущие ангажементы в Лирик-опере, не упустят возможности подписать с ней контракт. Анна Мария Мартинес заслуживает предложения, от которого она не сможет отказаться! Иначе город рискует потерять великолепное сопрано на много лет, как это было в случае с Каритой Маттиллой и Анджелой Георгиу, или, как в случае с Анной Нетребко, которая к стыду менеджеров чикагского театра еще ни разу не пела в Лирик-опере. Любители вокального искусства просто не поймут, если Мартинес не будет в Чикаго.
Высших похвал достоин, как всегда, Чикагский симфонический оркестр. Безукоризненный звук медных духовых в прелюдии к третьему акту “Лоэнгрина” Р.Вагнера, великолепное соло струнных в сарсуэле Морено-Торребы “Луиза Фернанда”, соло первой скрипки Йан-Кинг Ю и первого виолончелиста Джона Шарпа - упоминаю лишь то, что запомнилось больше всего. Дирижер оркестра Джеймс Конлон тонко чувствовал дыхание исполнителей, добиваясь абсолютной ансамблевой слаженности. А солистов переполняла взаимная симпатия. Красавец-кавалер Пласидо Доминго каждый раз целовал ручку очаровательной Анне Марии, брал ее под руку и выводил на сцену.
Концерт в Равинии – одно из двух выступлений дуэта Доминго и Мартинес этим летом. Второй концерт состоится в Мадриде.
Наградой исполнителям стала оглушительная овация зрительного зала. После сложнейшей программы певцы не торопились расходиться. “На бис” дуэт Мартинес-Доминго исполнил сцену “El gato montes” из сарсуэлы испанского композитора Эммы Пенелли, Мартинес спела эффектную арию Лауретты “O mio babbino caro” из “Джанни Скикки” Дж.Пуччини, Доминго - любимую миллионами песню Аугустина Лары “Гранада”. Наконец, апофеозом вечера стал дуэт из оперетты Франца Легара “Веселая вдова”. Казалось, аплодисментам не будет конца, но тут Доминго что-то шепнул Мартинес, певица вывела на авансцену первого виолончелиста Джона Шарпа, а испанский тенор – первую скрипку Йан-Кинг Ю. Солисты покинули сцену, давая понять, что праздник закончен.
Скажем спасибо руководителям и спонсорам музыкального фестиваля в Равинии за этот незабываемый вечер.
Браво, Конлон! Браво, Мартинес! Брависсимо, Доминго!
5 августа 2007 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий