25 авг. 2007 г.

“Мы с тобой одной крови – ты и я...”

Об истории и сегодняшнем дне первого и единственного
в США русского репертуарного театра

Уважаемые читатели! Мы с вами в Соединенных Штатах Америки, в городе Чикаго. В городе ветров, небоскребов и знаменитой фондовой биржи, на родине Первомая и в бывшей столице мафии, через которую в двадцатые-тридцатые годы XX века переправляли контрабандой алкоголь. Сегодня в Чикаго туристам показывают места гангстерских разборок и дома, в которых жили “крестные отцы” чикагской мафии, а Аль Капоне и его друзья, “прославившие” Чикаго, давно ушли в прошлое. О бандитской истории города вспоминают разве что “киношники”, снимая, например, на чикагских улицах продолжение приключений Данилы Багрова (фильм “Брат-2”). Сегодня Чикаго - огромный индустриальный мегаполис, крупнейший транспортный узел Америки. И, наверно, менее всего этот город ассоциируется с русским искусством. А между тем именно в Чикаго создан и успешно работает первый в Америке русский репертуарный театр. Но... обо всем по порядку.
День рождения театра 13 января 2001 года не стал главной новостью дня в российских средствах массовой информации. Это и неудивительно - в тот день еще никто не объявлял о рождении нового театра. 13 января 2001 года в Чикаго шестеро энтузиастов сыграли спектакль на русском языке. Это была пьеса Григория Горина “Феномены”. Почему именно “Феномены”? Да потому, что эта пьеса шла на сцене Минского народного театра Дворца культуры Белсовпрофа (режиссер – Юрий Степанов), а в этом театре служил талантливый актер Вячеслав Каганович. Приехав в Америку, он загорелся идеей создания русского театра. Не КВН, в который он наигрался в институте, и не отдельных концертных номеров, с которыми он продолжал выступать, а именно ТЕАТРА. Он повторял слова, знакомые лишь посвященным: “Степанов, “Феномены”, Горин... Горин, “Феномены”, театр...” Он рассказывал многим о своей безумной идее. С ним не спорили, ему сочувствовали, и только некоторые (“тонкий слой интеллигенции”) дослушивали его речи до конца. Но по опыту создания одного небезызвестного, да к тому же общедоступного театра мы знаем, что основоположников должно быть как минимум двое. И нашелся второй такой человек. Евгений Колкевич – дирижер, музыкант, человек, обладающий огромным творческим потенциалом, - был первым, кто поверил в то, что в Чикаго возможно создать русский театр. Потом эта идея овладела массами в лице остальных участников первого спектакля, и начались репетиции...
Сыграть собственными силами и средствами спектакль на русском языке в Чикаго – это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть! И хоть сегодня не все из актеров продолжают служить в театре, их имена навсегда вошли в историю русского искусства в Америке. Итак, вот они, участники того первого, памятного всем, спектакля, вот эта отважная шестерка (перечисляю по алфавиту): Инга Бабекова, Елена Бернат, Борис Борушек, Вячеслав Каганович, Евгений Колкевич, Олег Осташев. Отмечу еще трех участников постановки. Это прекрасный художник Ирина Ратнер - в дальнейшем она станет главным художником театра, сценограф Владимир Шнейдерман, поэт и сценарист Александр Фрейман, чьи полезные советы оказали и продолжают оказывать неоценимую помощь актерам.
Пожалуй, тогда еще никто из них не подозревал, что затея с созданием театра окажется вполне жизнеспособной. Однако зал был полон, и спектакль повторили. И снова был полон зал. И вот тогда встал вопрос: что делать дальше? Актеров в Чикаго уже тогда было достаточно, а вот режиссеров своих не было. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – режиссеров стали приглашать. Да еще каких! Следующую пьесу – комедию Робера Тома “Ловушка” - для театра предложил московский режиссер Артур Офенгейм. Он же подарил театру название – “Атриум”. Офенгейм берег его для своего собственного театра, но пожертвовал молодой труппе, положив конец многочисленным спорам. “Атриум” – это звучит красиво!
Третьим спектаклем театра стала “Поминальная молитва” Г.Горина в постановке замечательного московского режиссера Андрея Тупикова. Его отличает невероятная работоспособность, добросовестное, бережное отношение к тексту, внимание к деталям и вместе с тем яркая театральность и зрелищность. Спектакли Тупикова всегда интересны и всегда неожиданны - редкий случай в сегодняшнем театре, когда форма не выпячивается над содержанием, а органично дополняет его. “Поминальной молитвой” Тупиков и актеры театра высоко подняли планку собственных требований и ожиданий. С тех пор в каждом спектакле они не заигрывают со зрителем, не идут на поводу у него, не ищут простых решений, а добиваются синтеза психологизма и зрелищности, воплощая тот самый синтетический театр, который более всего отражает современное развитие искусства.
Первый спектакль, второй, третий... Случилось то, во что не верили даже самые отчаянные оптимисты. Да и как было поверить, что даже в прагматичной и доллароцентричной Америке случаются такие чудеса, как русский репертуарный театр. Но оказалось, что в Чикаго есть много талантливых актеров – людей, казалось бы, навсегда поставивших крест на своей актерской карьере. Появление театра дало возможность этим людям снова выйти на сцену. А, перефразировав Окуджаву, можно сказать, что “актерство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа”. В разные годы в театре играли ленинградский актер Вадим Рено, минские актеры Елена Бернат, Дина Иванова, Михаил Шерман, актриса театра и кино Марина Карманова. С первого года в составе труппы “Атриума” – московские актеры Олег и Ольга Осташевы, ленинградская актриса Марина Смолина. Зараженные энергией профессиональных актеров, в “Атриум” стали приходить люди, не имеющие специального театрального образования, и предлагать свою посильную помощь. “Атриум” стал больше, чем театр, – он превратился в Русский культурный центр. И выяснилось, что именно этого больше всего не хватало русской общине Чикаго... Однако вернемся к хронологии событий и продолжим восстанавливать список достижений театра.
Год 2003. Четвертой премьерой “Атриума” становится бессмертная комедия Н.В.Гоголя “Женитьба” в постановке Андрея Тупикова. К сожалению, спектакль больше не идет в театре. “Иных уж нет, а те далече...” Эта постановка осталась лишь в воспоминаниях очевидцев. А жаль - это был удивительный спектакль, может быть, лучший спектакль театра!..
Дальше – больше. “Атриум” обращается к творчеству Булата Окуджавы и своими силами создает поэтическую композицию, Фантазию на темы песен Окуджавы “Посвящается Вам!” (автор сценария - Александр Фрейман) – удивительно тонкий лиричный спектакль, проникнутый любовью к Поэту и Поэзии. Побывавший недавно в Чикаго Михаил Козаков был поражен уровнем постановки и признался, что это лучший спектакль по стихам и прозе Окуджавы, который он когда-либо видел.
В декабре 2004 года в театре “Атриум” состоялась очередная премьера – комедия Рэя Куни “Номер 13, или Безумная ночь”. Спектакль Тупикова сравнивали с мхатовской постановкой Владимира Машкова с блестящим дуэтом А.Леонтьев – Е.Миронов в главных ролях, то есть постановку молодого театра уже сравнивали с лучшими российскими театрами и актерами. Прогресс потрясающий!
Вслед за комедией положений театр обратился к психологической комедии. Результатом новой встречи с Артуром Офенгеймом стала постановка спектакля “Ужин дураков” по пьесе Франсиса Вебера.
Особым стала для театра осень 2006 года и работа с блистательным Валерием Беляковичем. Первое обращение к условному театру, первый опыт работы с абсолютно новым режиссерским стилем... Белякович открыл в актерах театра невиданные прежде грани, о репетициях с Мастером многие актеры вспоминают как о счастливейших мгновениях жизни. Комедия “Трактирщица” по пьесе К.Гольдони органично дополнила разнообразную театральную афишу “Атриума”.
Совсем недавно, 28 апреля, в театре с большим успехом прошла еще одна премьера - театральная фантазия “Слуги Фемиды” по мотивам повести Ф.Дюрренматта “Авария”. Четвертая работа Андрея Тупикова в “Атриуме” – талантливый, многогранный спектакль, сочетающий в себе элементы трагедии и фарса, буффонады и детектива. Сложные философские вопросы, поднятые в спектакле, облечены в яркую современную театральную оболочку. Спектакль интересен тем, кто хочет смотреть его как обычный детектив, и тем, кто хочет поглубже вникнуть в поступки героев и, может быть, даже примерить их на себя. Но, и это самое главное, спектакль заставляет думать!
Как говорил Юрий Любимов: “Ствол у театра - один, но побеги, ветви – разные”. В театре “Атриум” можно выделить три главные ветви. Первая - современная драматургия. Это такие спектакли, как “Феномены” Г.Горина, “Ловушка” Р.Тома, “Номер 13, или Безумная ночь” Р.Куни, “Ужин дураков” Ф.Вебера, “Слуги Фемиды” по повести Ф.Дюрренматта “Авария”. Второе направление - освоение классики – “Поминальная молитва” Г.Горина по повести Шолом-Алейхема, “Женитьба” Н.В.Гоголя, “Трактирщица” К.Гольдони. И наконец, третье направление – поэтический и музыкальный театр, направление, великолепно начатое представлением “Посвящается Вам!”
“Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...” Эта ахматовская строчка применима в полной мере к чикагскому театру. Каких трудов стоит создать новый спектакль, знают только люди, создающие его. Не пытайтесь узнать об этом – актеры вам все равно не расскажут. Что и говорить - сложно заниматься русским искусством в Америке! У театра нет своего помещения, поэтому спектакли проходят в разных залах. Актеры репетируют по вечерам, в свободное от основной работы время, они в полном смысле этого слова ночуют в театре. (В этом месте уместны будут слова благодарности актерским семьям. Спасибо вам, нежные жены и заботливые мужья, мужественно и терпеливо переживающие отсутствие второй половинки; “заброшенные” дети, которые видят своих родителей в кратких перерывах между репетициями уставшими и раздраженными, а на премьерах – довольными и счастливыми; родители, бабушки и дедушки, гордящиеся своими талантливыми отпрысками! Во многом благодаря вашей выдержке и терпению мы можем видеть наших любимцев на сцене.) Впрочем, все это - оборотная сторона творчества. Зрители должны видеть конечный продукт, а все труды, волнения, проблемы и сложности – все это остается там, за сценой.
13 января 2007 года театру “Атриум” исполнилось шесть лет. В человеческом измерении - возраст детский, дошкольный. Для театра шесть лет – это, пожалуй, уже срок, хотя и сегодня в нем продолжается формирование труппы, идеологии, репертуара. Посмотрите на эти фотографии, посмотрите на эти счастливые глаза, живые веселые лица! Да они еще дети, настоящие дети! “Атриум” еще молод, оптимизм и энергия продолжает пронизывать все постановки театра, и все заблуждения актеров – истинные! “Атриум” возник как одна большая семья. Но разве не так же возникали и лучшие театры России, разве не так же было у Вахтангова, когда он набрал свою первую студию, разве не так создавал “Современник” Олег Ефремов или “Театр на Юго-Западе” Валерий Белякович?! Помните самый важный закон джунглей из киплинговского “Маугли”? “Мы с тобой одной крови - ты и я.” Эту фразу любят повторять господа Актеры. Они действительно одной крови – театральной, творческой, лицедейской! “Атриум” – живой организм, и как в любом живом организме, “развитье здесь идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразрез, наперевес”... Тем не менее театр живет и развивается, у него есть свой зритель, готовый праздновать в театре даже... собственные праздники. Не верите? Вот пример. Однажды в кассу театра обратилась женщина с просьбой зарезервировать... 23 билета! Оказывается, у нее в день спектакля был день рождения, и она решила отпраздновать его в театре: “Я подготовила всем сюрприз. Придут гости, а я их - в театр!” Если у театра есть ТАКОЙ зритель, значит, у театра есть будущее.
Сегодня театр “Атриум” – единственный репертуарный русский театр Америки. Это звучит гордо! Имя театра гремит на чикагщине, и его не знает только глухой да ленивый. Как писал (по другому, правда, поводу Леонид Филатов):
“Можно Лермонтова знать плохо,
Можно Фета прочитать вкратце,
Можно вовсе не читать Блока,
Но всему же есть предел, братцы!!!”
Вообще, если бы этого театра не было, его следовало бы выдумать. Иначе как объяснить бум русского искусства в Чикаго, случившийся в последние несколько лет?! Сегодня в городе существуют три детские профессиональные театральные студии, и мечтой ребенка является вовсе даже не Голливуд, а сцена “Атриума”. Кстати, руководители театра думают о создании театральной школы, которая могла бы постоянно функционировать при “Атриуме”. Зная их предприимчивость и организаторский талант, можно не сомневаться, что и эта идея найдет свое реальное воплощение. Ведь “Атриум” существует не на деньги спонсоров, а на принципах самоокупаемости, и это дает немалые преимущества в плане выбора репертуара и подбора актеров.
Мне нравятся репертуарные афиши театра на полгода вперед, театральные программки и, конечно же, цветы актерам после каждого спектакля (что не принято в американских театрах) - те необходимые атрибуты НАШЕГО Театра, к которым мы привыкли с детства. В “Атриум” потянулись даже те, кто приехал давно, забыл язык, для кого Америка в полной мере заменила Родину. Надо сказать, что театр работает в этом направлении и находит способы для привлечения нового зрителя. Так, с 2003 года все спектакли театра идут с синхронным переводом на английский язык. Это нововведение позволило значительно расширить аудиторию театра. В театр стал приходить англоязычный зритель.
За время своего существования только в Чикаго “Атриум” выступал более восьмидесяти раз. Прибавьте к этому гастроли театра в Сент-Луисе и Детройте, Цинциннати и Миннеаполисе, Шампейне и Милуоки... В дальнейших планах “Атриума” - гастроли в Израиле и, как писал поэт, “...и близко Сан-Франциско, И даже - не поверите - Москва!”
Покидая Родину, многие из нас прощались с русским языком, русским театром, русским искусством. Но русское искусство в Америке продолжается и развивается. Оказывается, здесь можно продолжать читать русские газеты и журналы, слушать русское радио и даже ходить в русский репертуарный театр! Не верите? Приезжайте в Чикаго!

Комментариев нет: