30 янв. 2017 г.

Чикагский симфонический оркестр покоряет Европу. Первые подробности январского тура. По горячим следам... Часть II

Продолжаем следить за успехами Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) под управлением Риккардо Мути в Европе.
“Музыканты оркестра рассматривают каждый концерт, как поход в логово льва, - заявил Георг Шолти во время европейского турне 1989 года. - Они несут тяжелое бремя. Очень тяжелое.“ В январе 2017 года ассистент концертмейстера Дэвид Тейлор добавляет: “После почти сорока лет жизни в оркестре приятно видеть, что мы по-прежнему рассматриваемся как один из ведущих коллективов мира. Поддержание высокой репутации - наша корпоративная ответственность“.
Ответственность, бремя - слова, конечно, необходимые, но уж очень серьезные. На гастролях музыканты устают, и, как никто, это понимает Риккардо Мути. То и дело он любит снять напряжение, рассказать анекдот, развеселить музыкантов. Нынешнее турне не стало исключением.
16-17 января. Два концерта в городе Ольборг (концертный зал Musikkens Hus) на севере Дании. Впервые в истории ЧСО выступил в этом городе. Все билеты проданы, стоячие овации после концертов. В свободное время музыканты оркестра наслаждались достопримечательностями Дании, некоторые из них провели мастер-классы коллегам - музыкантам местного симфонического оркестра.
20-21 января. Впервые с 1981 года ЧСО выступил в Милане на прославленной сцене театра Ла Скала (Teatro alla Scala). Говорили, что даже с учетом Вены в этом турне не было города важнее Милана. Концерт ЧСО в Милане стал первым дирижерским появлением Мути в Ла Скала с 2005 года, после девятнадцати лет руководства оперным театром. А чикагский оркестр последний раз выступал в Милане с Шолти в 1981 году. Ожидания миланцев были так велики, что все 2040 билетов разошлись в течение двух дней с момента поступления в продажу. На “черном“ рынке билеты достигали $210 – самая дорогая цена в нынешнем европейском турне оркестра.
О важности мероприятия свидетельствовало присутствие итальянского телевидения, журналистов, политических, культурных и общественных деятелей. В преддверии концертов одна итальянская газета назвала ЧСО ”super-corazzata” - супер-линкором. Продолжая аналогию, музыкальный критик The Chicago Tribune Джон фон Райн сделал вывод, что “адмирал“ Мути направил свой мега-корабль в “дружественные воды“.
Нынешняя администрация театра, кажется, делает все возможное, чтобы наладить отношения с бывшим dirrettore di musica. В июне 2016 года в театре открылась выставка фотографий и памятных вещей из времени пребывания Мути в должности руководителя. В прошлом году в интервью Associated Press генеральный директор Ла Скала Александр Перейра выразил надежду, что с возвращением Мути в театр начнется, как он выразился, “процесс исцеления старых ран”. Он сказал, что хочет разрушить заборы и воссоединить маэстро с театром и миланской публикой: “Я хочу, чтобы Мути чувствовал себя в Ла Скала, как дома”.
Перейра поддерживал тесные связи с Мути и раньше, когда был директором музыкального фестиваля в Зальцбурге. Теперь, в Милане, он, похоже, снова преуспел в ухаживании за почетным гостем. После концерта Мути сказал, что когда обратился к присутствующим на открытии гастролей, почувствовал, что покинул Ла Скала за день до этого.
Театр Ла Скала был создан в 1778 году как театр для оперы, а не симфонических концертов. Акустика в зале довольно “сухая”. Мути рассказал об этом оркестру на репетиции, и вечером все прошло великолепно.
“Добро пожаловать домой, маэстро!” - крикнул кто-то из зала, когда Риккардо Мути после двенадцатилетнего перерыва вышел на сцену Ла Скала. Дирижер не стал комментировать свое возвращение, а предложил зрителям почтить минутой молчания память о погибших в результате землетрясения и схода лавины в регионе Абруццо. Первое произведение вечера было под стать теме - грустная и меланхоличная оркестровая увертюра Альфредо Каталани “Contemplazione“. Журналисты сразу вспомнили, что премьера оперы Каталани “Валли“ (“La Wally“) состоялась ровно сто двадцать пять лет назад на сцене Ла Скала.
Риккардо Мути держался подчеркнуто официально как во время концертов, так и после выступлений. На вопрос, чего он ожидал от выступлений, дирижер ответил: “Я ничего не ожидал. Я всего лишь хотел выступить в театре, который был моим домом в течение почти двадцати лет”. Тем не менее, когда пришло время исполнения “на бис” после первого концерта, маэстро сделал сентиментальный реверанс своему прошлому. Обратившись к зрителям, Мути сказал: “В 1986 году, когда мои волосы были еще черные, но уже ходили слухи, что я их подкрашиваю, я начал прекрасную жизнь в этом театре с оперы “Набукко”. Сейчас мы бы хотели сыграть увертюру из этой оперы“. ”Набукко” – первая из пятидесяти опер, которыми маэстро дирижировал на протяжении девятнадцати лет руководства Ла Скала. Кстати, ту же увертюру из “Набукко” Мути выбрал первой на выступлении с Венским филармоническим оркестром в 2005 году, после последнего концерта в Ла Скала.
С последними звуками увертюры зрители стали бурно приветствовать своего любимца.
К дружному хору ”браво” и нескончаемым аплодисментам присоединились музыканты оркестра и солисты хора театра, а также технический персонал, помнивший своего бывшего босса.
На совместной пресс-конференции Мути и главного редактора крупнейшей газеты Италии Corriere della Sera Лучано Фонтаны было объявлено, что в честь возвращения мэтра театр и газета выпустят записи двадцати опер с Риккардо Мути. CD и DVD будут доступны для покупки на официальном сайте дирижера www.riccardomutimusic.com. Первый диск - ”Дон Карлос” Дж.Верди с Лучано Паваротти (дебютное выступление певца, запись 1992 года) - уже в продаже.
Перейра официально заявил, что надеется в будущем на сотрудничество Мути и Ла Скала, но Мути, который будет дирижировать Венским филармоническим оркестром летом в Зальцбурге (в планах - сценическая постановка ”Аиды” Дж.Верди), пока осторожен: ”У меня есть идея для возвращения в Ла Скала. Я хотел бы представить “Валли“ Каталани, но я должен найти исключительных певцов для этой оперы”.
Отвечая на вопрос о современых постановках, Мути сказал: “Я - старомодный дирижер. Меня учили, что для постановки оперы необходимо двадцать дней занятий с фортепиано, а в настоящее время все делается в последнюю минуту“. Еще из высказываний Мути: “У многих режиссеров глупые, бессмысленные идеи, и моя работа состоит в том, чтобы защитить музыку. Я должен либо убить режиссера, либо уйти“.
Корреспондент газеты Corriere della sera спросил Риккардо Мути о его девятнадцати годах в Ла Скала. Дирижер ответил сенсационной новостью: “У меня прекрасные музыкальные воспоминания о времени в Ла Скала. Некоторые из воспоминаний о человеческих взаимоотношениях не такие счастливые. Многое было сказано, и многое из этого - неправда. В один прекрасный день я расскажу об этом в книге, которая будет опубликована после того, как меня не станет. Название уже есть: “Сейчас - правда!“ А вот что Мути сказал об уходе из Ла Скала в разговоре с Джоном фон Райном: “Это была борьба между мной и бывшим генеральным директором Карло Фонтаной. За несколько месяцев до разрыва мои отношения с театром были великолепными. Теперь они снова хорошие. Музыканты оркестра недавно прислали мне официальное письмо с просьбой, чтобы я вернулся“.
В свободный день около двадцати музыкантов оркестра и примерно столько же членов попечительского совета посетили Museo del Violino (Музей скрипки) в городке Кремона (Cremona, недалеко от Милана). В этом музее собраны бесценные струнные инструменты, сделанные самым известным жителем городка, легендарным скрипичным мастером Антонио Страдивари и его коллегами Гварнери и Амати. Как пишет в своей статье фон Райн, любопытно было услышать концерт одаренной пятнадцатилетней студентки из Чикаго Клариссы Бевилаквы, находящейся сейчас в еще одном маленьком итальянском городке Пьяченца (Piacenza). Произведения Баха она играла на скрипке 1734 года работы Страдивари из постоянной коллекции музея. К ней присоединился ее бывший педагог, упоминавшийся ранее в этой статье Дэвид Тейлор. Он с наслаждением сыграл на скрипке 1737 года работы Гварнери.
23-24 января. Традиционная остановка ЧСО в Европе - концертный зал Вены “Musikverein”. У маэстро Мути сложились уникальные отношения с Венским филармоническим оркестром. Он дирижирует этим оркестром каждый год, начиная с 1971 года - того самого года, когда в зале Musikverein впервые появился ЧСО с Шолти. Чикагские музыканты обожают играть в Musikverein, многим хорошо знакома его “золотая“ акустика. “Это мой любимый концертный зал, - говорит Тейлор. - Услышать в нем ЧСО - просто кайф. После этого ваши глаза и уши навсегда “испорчены“.”
В Вене одна из репетиций Мути была открытой для более чем трехсот студентов музыкальных школ и колледжей. После репетиции музыканты оркестра ответили на вопросы студентов. Камерная группа ЧСО выступила с интерактивным концертом в местной начальной школе.
Турне ЧСО завершилось двумя концертами в Германии: 25 января в Баден-Бадене (”Festspielhaus”) и 27 января во Франкфурте (Alte Oper). В этих городах оркестр не выступал с девяностых годов.
Во всех городах оркестр исполнял две программы. Программа N1: Концертная музыка для струнных и медных П.Хиндемита, концертная увертюра “На юге” Э.Элгара, “Ночь на Лысой горе” и “Картинки с выставки” М.Мусоргского. Программа N2: Гуситская увертюра (“Husitská”) А.Дворжака, симфоническая поэма “Дон Жуан” Р.Штрауса и Четвертая симфония П.Чайковского.
Предстоящие выступления стали шестидесятым туром ЧСО за пределами Америки.
(В статье использованы материалы репортажей музыкального критика газеты The Chicago Tribune Джона фон Рейна, статьи из газеты Corriere della sera, других изданий Италии, Австрии, Германии.)
Чикагский симфонический центр представляет...
Концерты 3-8 февраля 2017 года
3-4 февраля, 8.00 pm. Первые концерты ЧСО в Чикаго в этом году. За дирижерским пультом - Брамвелл Тови. В программе - Второй акт из балета П.Чайковского “Спящая красавица“, Коронационный марш “Orb and Sceptre“ английского композитора Уильяма Уолтона (1902-1983), написанный в 1953 году в честь коронации Елизаветы II, и композиция Бенджамена Бриттена “Путеводитель по оркестру для молодежи”. Это сочинение композитор сочинил в 1945 году к учебному кинофильму “Инструменты оркестра”. Заказ исходил от министерства просвещения Великобритании. Композиция построена в форме вариаций на тему Генри Перселла из музыки к драме “Абделязер”. “Путеводитель...” Бриттена дает прекрасное представление о звучании всех оркестровых инструментов. Он открывается Темой, за которой следуют Вариации. Каждую из них исполняет либо один инструмент, либо небольшая группа. Движение темы по оркестру начинается с флейты пикколо. Затем тему подхватывают другие деревянные, потом - медные духовые; струнная группа передает ее солирующим арфам, потом тема попадает в царство ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, которую играют все исполнители. “Путеводитель...” Бриттена часто называют “энциклопедией оркестра”. Эта музыка звучит в фильме Уэса Андерсона “Королевство полной луны” (“Moonrise Kingdom”, 2012).
С 2000 года Брамвелл Тови является музыкальным руководителем Ванкуверского симфонического оркестра (Канада). В 2018 году (год столетия оркестра) он станет его почетным руководителем.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоанна Буйса об исполняемых произведениях.
4 и 25 февраля, 10.00 и 11.45 am. Среди самых юных любителей музыки (детей от трех до пяти лет) огромной популярностью пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). В следующей программе этой серии музыканты ЧСО инсценируют сказку “Три поросенка” (“Three Little Pigs”). Организаторы концертов приглашают зрителей приехать за сорок пять минут до начала. Обещают сюрпризы!
8 февраля, 8.00 pm. В серии “Оркестры мира“ - выступление Будапештского фестивального оркестра под управлением Ивана Фишера. В программе - только Бетховен: Первая и Пятая симфонии, а между ними - Второй фортепианный концерт (солист - Ричард Гуд).
Будапештский фестивальный оркестр был образован в 1983 году венгерскими дирижерами Иваном Фишером и Золтаном Кочишем. (Впоследствии Кочиш возглавил Венгерский национальный симфонический оркестр.) Первым главным приглашенным дирижером оркестра был сэр Георг Шолти. С оркестром сотрудничал Иегуди Менухин, сегодня с оркестром выступают Пинхас Цукерман, Гидон Кремер, Раду Лупу, сэр Андраш Шифф и многие другие прославленные музыканты. В 2008 году британски            й журнал Gramophone поставил оркестр на девятое место в списке лучших симфонических коллективов мира. Оркестр получает финансовую помощь от Министерства культуры Венгрии и мэрии Будапешта. На базе оркестра проводится ежегодный фестиваль Bridging Europe. Оркестр базируется в Будапеште, но, в основном, гастролирует по всему миру. В Чикаго оркестр приезжает второй раз в своей истории.
Сотрудничество американского пианиста Ричарда Гуда с Будапештским фестивальным оркестром развивается очень успешно. Вместе они выпустили цикл “Все фортепианные концерты Бетховена“. Эти записи журнал The New Yorker назвал революционными.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЧСО в Милане (20 января 2017 года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. После концерта в Милане 20 января 2017 года. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Бюст Артуро Тосканини в фойе театра Ла Скала. Фото - Тодд Розенберг
Фото 4. ЧСО в Вене (23 января 2017 года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 5. ЧСО в Вене (24 января 2017 года). Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет: