Действующие лица и исполнители:
Норма – Сондра Радвановски (SondraRadvanovsky),
Поллион - Расселл Томас (Russell Thomas, дебют на сцене Лирик-оперы),
Адальжиза – Элизабет Дешонг (ElizabethDeShong),
Оровез - Андреа Сильвестрелли (AndreaSilvestrelli).
Дирижер – Риккардо Фрицца (дебют в Лирик-опере).
Режиссер-постановщик – Кевин Ньюбери.
Новая для Чикаго совместная постановка Лирик-оперы, Канадской оперной компании, Gran Teatre del Liceu (Барселона) и Оперы Сан-Франциско.
28 января – 24 февраля 2017 года (семь спектаклей).
Продолжительность спектакля – 3 часа 5 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Композитор Винченцо Беллини был самокритичен, но цену себе знал. Заканчивая в тридцать лет “Норму“ - восьмую по счету оперу, - он понимал, что создает шедевр. Гонорар он получил огромный - больше десяти тысяч лир. Но Беллини не думал о деньгах - он думал о вечности. Много лет спустя он сказал, что в случае стихийного бедствия из всех его опер надо спасать ее - лирическую трагедию о верховной жрице кельтов Норме, римском проконсуле Поллионе и жрице при идоле Ирминсула Адальжизе.
Опера написана по трагедии французского драматурга Луи Александра Сомэ “Норма, или Детоубийство“. Автор либретто - Феличе Романи. В двадцатых-тридцатых годах XIX века он создал более ста оперных либретто. Не удивительно, что Беллини обратился за помощью именно к нему.
Репетиции в театре начались лишь за двадцать дней до премьеры. Репетировали долго, повторяя сцены по несколько раз. Премьера оперы состоялась в миланском театре Ла Скала 26 декабря 1831 года. Утром, в день премьеры (а не накануне, как это обычно бывает), Беллини потребовал провести генеральную репетицию. С исполнителями повезло: Нормой была первая сопрано тех лет Джудитта Паста, Адальжизой - еще одна признанная дива Джудитта Гризи. Тем не менее успехом первое исполнение назвать было нельзя. К премьере солисты подошли усталыми и раздраженными. Может быть поэтому зрители поначалу не оценили “Норму“. Беллини назвал это “торжественным фиаско“. Однако уже на следующий день все изменилось.
После постановок в Милане, Неаполе, Бергамо, Венеции и Риме “Норма“ завоевала признание искушенной итальянской публики и стала ставиться по всей Европе.
Любителям bel canto слушать эту оперу просто необходимо. Вот уж действительно прекрасное пение! Хоровые сцены, дуэты, арии главных героев, музыкальные номера - все мелодично, величаво и очень красиво. Чего стоит одна только изумительная по красоте каватина Нормы “Casta diva, che inargenti“! Беллини восемь раз переделывал музыку, добиваясь (и добившись, как мне кажется) совершенства. По легенде Джудитта Паста долго не соглашалась петь каватину, так как была уверена, что не справится с ней.
Что до сюжета, то он, как это часто бывает в операх, сказочный и неправдоподобный. Перед нами разворачивается вечная история о страсти, предательстве и искуплении. Древнегреческий любовный треугольник: Норма, Поллион и Адальжиза. Норма влюблена в предводителя вражеского войска Поллиона. У них двое детей, но об этом никто не знает. Поллион отвергает Норму. Он любит Адальжизу. Норма в ярости. Она старается удержать возле себя возлюбленного, но разгорается восстание, и в финале Норму и Поллиона сжигают на костре. “...Сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли...“ От первоначальной сцены сумасшествия, когда Норма прыгает в пропасть, Беллини отказался - за него почти семьдесят лет спустя это сделал Пуччини со своей Тоской (правда, без сумасшествия).
Вилла Джудитты Пасты, в которой когда-то собирались Беллини, Россини, Стендаль и другие, сейчас является отелем Casta diva Resort. Все номера в отеле получили название в честь главных героинь классических опер: Дорабелла (“Так поступают все“), Виолетта (“Травиата“), Амина (“Сомнамбула“), Джильда (“Риголетто“)... Среди других в отеле есть и номер “Норма“.
С названием оперы связано одно известное кулинарное блюдо “pasta alla Norma“. По легенде, сицилийский поэт Нино Мартольо, отведав новый рецепт спагетти, произнес: “Это Норма“! С тех пор это блюдо ассоциируется с одной из самых известных героинь итальянской оперы.
Великими Нормами XX века были Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Зинка Миланова, Джоан Сазерленд, Джульетта Симионато, Эдита Груберова. В наши дни одной из лучших исполнительниц партии Нормы является американская певица Сондра Радвановски. Авторитетная газета The Globe and Mail поставила Радвановски в один ряд с Каллас, Сазерленд и Кабалье. Певица называет Норму “великолепной ролью по вокалу и темпераменту”. Лирик-опера - седьмой театр, в котором Радвановски исполняет свою любимую партию. Она дебютировала в ней в Teatro Campoamor - старинном театре астурийского города Овьедо (Испания, сезон 2011-12), после чего последовали триумфальные выступления в Метрополитен-опере, Опере Сан-Франциско, Баварской опере, театре Real del Liceu в Барселоне, Канадской оперной компании (Торонто). Недавно было объявлено, что Радвановски исполнит Норму в новой постановке Метрополитен-оперы, которой нью-йоркский театр откроет сезон 2017-18 годов.
В партии Поллиона на чикагской сцене дебютирует американский тенор Расселл Томас. Для него это будет пятое исполнение партии Поллиона и вторая подряд совместная работа с Радвановски. Они выступали вместе в октябре в Канадской оперной компании.
Радвановски мы слушали последний раз в Лирик-опере в партии Анны Болейн в одноименной опере Г.Доницетти (сезон 2014-15 годов). С постановкой этой оперы в театре дебютировал режиссер Кевин Ньюбери. Тогда в беседе со мной Радвановски сказала, что “обсуждала с Кевином исторический фон, на котором происходит действие оперы“. Так же было и на репетициях “Нормы“. Радвановски говорит: “Это же так скучно - просто стоять и петь! Да, мы выступаем в оперном театре, но ведь это все-таки Театр! Я хочу рассказать своему зрителю историю. А если я просто стою и пою, то получается концерт“.
Популярный сегодня в оперных и драматических театрах режиссер из Нью-Йорка Кевин Ньюбери работает в Лирик-опере третий сезон подряд. После “Анны Болейн” он впервые в мире поставил оперу “Бельканто“ перуанского композитора Джимми Лопеса.
В партии Адальжизы - выпускница Центра Райена при Лирик-опере Элизабет Дешонг.
С “Нормой“ в Лирик-опере дебютирует итальянский маэстро Риккардо Фрицца. Он родился в Брешии, учился в Миланской консерватории и Академии в Сиене и шесть лет возглавлял Симфонический оркестр родного города, превратив его в коллектив международного уровня. Фрицца - лауреат Международного конкурса дирижеров в Чехии (1998 год). К своим тридцати четырем годам он уже имеет богатый список опер и симфонических произведений, исполненных с лучшими оркестрами мира.
Музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис сказал, что счастлив возвращению “Нормы“ на чикагскую сцену: “Последний раз опера ставилась в театре двадцать один год назад. Это - действительно вершина bel canto. Я не думаю, что вы сможете найти более красивые мелодии во всей итальянской музыке. Когда музыка Беллини исполняется с таким пониманием стиля и почтением к композитору, как это будет в нашей постановке, лучшего подарка любителям оперы не найти“.
28 января в 7.15 pm опера “Норма“ будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT Чикаго и на сайте wfmt.com.
Nota bene! Билеты на оперу ”Норма” и другие спектакли сезона 2016-17 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сондра Радвановски. Фото – Павел Антонов
Фото 2-3. Сцены из спектакля “Норма” (Опера Сан-Франциско). Фото – Кори Вейвер
Комментариев нет:
Отправить комментарий