8 янв. 2017 г.

Лучшие спектакли театров Лондона – в кино (National Theatre Live). Зима-весна 2017 года

Объявлена программа серии “National Theatre Live” на зиму-весну 2017 года. С некоторых пор в рамках этой программы демонстрируются не только спектакли Лондонского Королевского национального театра, но и других театров Лондона.
28 февраля, 7.00 pm“На безлюдье” (в других переводах – “Ничья земля”, оригинальное название - “No Mans Land”) Гарольда Пинтера
Режиссер – Шон Матиас.
В ролях: Иэн Маккеллен, Патрик Стюарт, Оуэн Тил, Дэмиен Молони.
Спектакль Wyndhams Theatre.
Пьесы Пинтера – печальные зарисовки, не привязанные ни к какому времени и ни к каким реалиям. Герои Пинтера немногословны, и даже те слова, которые они говорят, зачастую не выражают истинных чувств. При этом после выхода из зрительного зала возникает странное чувство послевкусия.
Пьесы Пинтера не поддаются определению. По искусству слова и паузы, по умению создать атмосферу я бы сравнил драматурга с ранними фильмами Антониони или пьесами Чехова. Пинтеровских героев трудно забыть, о них хочется думать – редкий случай в современном театре!
Театралам Чикаго известен спектакль Белорусского Свободного театра “Быть Гарольдом Пинтером” – политический манифест о насилии и диктатуре, свободе и чувстве человеческого достоинства. В названии, придуманном режиссером Владимиром Щербанем, заключен глубокий смысл. Быть Гарольдом Пинтером – значит быть тонким психологом, исследователем внутреннего мира человека. Быть Гарольдом Пинтером – значит вскрывать социальные пороки общества, бороться с диктатурой, насилием и любой формой несправедливости. Быть Гарольдом Пинтером – значит обращаться и вразумлять сильных мира сего, призывать их отказаться от опасных политических игр и военных авантюр. Пинтер – это не просто фамилия драматурга, пинтер – это явление, единица совести, чести, достоинства. Быть Гарольдом Пинтером – значит оставаться Человеком в нашем бесчеловечном мире.
В Чикаго к драматургии Пинтера чаще всего обращался Steppenwolf Theatre. В первый сезон 1976-1977 годов - сезон образования театра - на его сцене шли сразу две пьесы Пинтера: “Любовник” и “Кухонный лифт”. Автор был уже хорошо известен, и постановка его пьес подняла репутацию театра. В дальнейшем Steppenwolf часто обращался к пинтеровской драматургии. На сцене театра шли его пьесы “Сторож” (сезон 1978-1979 годов), “Возвращение домой” (сезон 1989-1990 годов). Однако с 1992 года имя драматурга исчезает с афиши театра. Его не ставят не только на сцене Steppenwolf. Происходит интересный парадокс: по мере возрастания интереса к Пинтеру со стороны европейского театра американские режиссеры несколько отодвигают драматурга в сторону. В девяностые годы о нем говорят все больше как о правозащитнике. Только в 2007 году в Steppenwolf снова обратили внимание на драматургию Пинтера – в театре поставили его пьесу “Предательство”. В сезоне 2011-12 годов в Writers Theatre шла пьеса Пинтера “Сторож”.
Последний раз в Чикаго пьеса “На безлюдье” ставилась все в том же Steppenwolf Theatre. Было это в сезоне 1980-1981 годов.
Постановка Шона Матиаса получила театральную премию лондонской газеты “Evening Standard” в категории “Лучшее возобновление”.
Продолжительность - 2 часа 30 минут, включая запись беседы с актерами и режиссером после спектакля.
29 марта, 7.00 pm. “Святая Иоанна” (“Saint Joan”) Бернарда Шоу
Режиссер – Джози Рурк.
В главной роли: Джемма Артертон.
Спектакль театра Donmar Warehouse.
“Святая Иоанна” - инсценировка классической пьесы Бернарда Шоу о первой революционерке средневековой Европы Жанне Д’Арк. Ее роль исполнила английская актриса Джемма Артертон, знакомая нам по роли Джеммы Бовари в остроумной пародии французского режиссера Энн Фонтейн “Мадам Бовари” Г.Флобера. Фильм так и называется “Джемма Бовари” (“Gemma Bovery”, 2014).
Режиссер Джози Рурк поставил спектакли “Опасные связи” и “Кориолан”.
Продолжительность - 4 часа.
30 марта, 7.00 pm. “Гедда Габлер” (“Hedda Gabler”) Генриха Ибсена
Режиссер – Иво ван Хове.
В главной роли: Рут Уилсон.
Спектакль Королевского национального театра.
Пьеса “Гедда Габлер” написана и опубликована в 1890 году. Премьера спектакля состоялась 26 февраля 1891 года в Национальном театре Кристиании (ныне – Осло). Поведение и поступки Гедды вызвали у зрителей шок. Шок повторяется и через сто двадцать шесть лет после премьеры. Властная и свободолюбивая, Гедда не признает обыденности и яростно борется с ней. Муж, тетушка мужа, друзья – все персонажи вызывают у нее раздражение. Последней каплей становится самоубийство коллеги мужа и ее бывшего любовника Эйлерта Левборга. Она верила, что он сделает это красиво, а он оказался, как все, и смерть получилась у него такой же нелепой, как и жизнь. Не сумев победить обыденность, не желая ни от кого зависеть, Гедда убивает себя... 
Королевский национальный театр регулярно обращается к драматургии Генриха Ибсена. Голландский режиссер Иво ван Хове предлагает новый взгляд на трагедию Гедды и людей, ее окружающих. За свой предыдущий спектакль “Вид с моста” (2015 год, Young Vic Theatre) ван Хове был награжден премией ”Тони”.
Продолжительность – 3 часа 30 минут.
16 мая, 7.00 pm. “Амадей” (“Amadeus”) Питера Шеффера
Режиссер – Майкл Лонгхерст.
В главных ролях: Адам Гиллен и Лусиан Мсамати.
Еще одна – уже современная – классика Королевского национального театра: спектакль о юном гении, приехавшем покорять Вену.
Перед нами разворачивается известная многим история взаимоотношений Моцарта и Сальери. Идя по пушкинским стопам, Шеффер подает этот сюжет, как историю медленного убийства гения посредственностью. Только если у Пушкина Сальери подсыпает яд в бокал шампанского и Моцарт умирает быстро, то английский драматург показывает медленное и мучительное убийство гения. Убийство длиною в жизнь. Биографы Моцарта давно усомнились в достоверности предложенной Пушкиным версии. Существует масса документов, свидетельствующих о том, что придворный композитор Антонио Сальери был непричастен к смерти Вольфганга Амадея, однако “красивая” версия убийства продолжает привлекать внимание художников.
Премьера пьесы Шеффера состоялась в Национальном театре в 1979 году. Спектакль получил премии Лоуренса Оливье и “Тони”, а фильм Милоша Формана по этой пьесе завоевал восемь “Оскаров”. В новой постановке все произведения Моцарта исполняются вживую оркестром Southbank Sinfonia.
Продолжительность – 3 часа 30 минут.
Nota bene! Все спектакли демонстрируются в помещении Josephine Louis Theater по адресу: 20 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208 (located on the southeast part of the Evanston campus of Northwestern University just off Sheridan Road and Campus Drive, the Louis Theater faces the parking structures)Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/cal/1771/1477972800000. Все новости о проекте “Stage Russia HD - на сайте http://www.stagerussia.com/. Наиболее полная информация о спектаклях Национального театра – на сайте http://www.nationaltheatre.org.uk/.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “На безлюдье” (Wyndham’s Theatre). Фото - Джоан Перссон
Фото 5. Постер к спектаклю “Святая Иоанна” (Donmar Warehouse)
Фото 6-8. Сцены из спектакля “Гедда Габлер” (Королевский национальный театр). Фото - Ян Версвейвелд
Фото 9-10. Сцена из спектакля “Амадей” (Королевский национальный театр). Фото - Марк Бреннер

Комментариев нет: