24 янв. 2017 г.

Чикагский симфонический оркестр покоряет Европу. Первые подробности январского тура. По горячим следам...

Невозможно сохранить репутацию одного из величайших оркестров мира, музицируя только в родном городе. Музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Риккардо Мути хорошо это понимает. Он говорит: “Надо гастролировать, показывать свое искусство в других странах, обмениваться опытом”.
Начиная с легендарного первого европейского турне Георга Шолти 1971 года, гастроли стали неотъемлемой частью жизни ЧСО. С 13 по 27 января состоялось тридцать третье европейское турне, шестое - с маэстро Мути. Оркестр провел одиннадцать концертов в семи городах: Париже, Гамбурге, Ольборге, Милане, Вене, Баден-Бадене, Франкфурте. В поездке участвовали девяносто три члена оркестра (включая восемь приглашенных музыкантов), двенадцать членов администрации и технического персонала, а также группа поддержки (patron group) в составе двадцати семи человек. Общий бюджет гастролей составил примерно 2.65 миллиона долларов.
Каждый тур - приключение для оркестра, особенно если он происходит в январе. Даже самый тщательно спланированный маршрут не застрахован от сюрпризов. “Январь - непредсказуемое время, - говорит менеджер и ветеран зарубежных поездок оркестра Хайди Лукас. - Когда у вас более двадцати тонн груза (инструменты, тележки, специальные музыкальные стенды, сто восемьдесят пять различных музыкальных предметов) и вы путешествуете между двумя континентами и шестью странами в разгар зимы, сюрпризов хотелось бы избежать. Мы принимаем все возможные меры предосторожности, чтобы сохранить груз от холода, делаем все возможное, чтобы избежать задержек, связанных с погодой.”
Итак, 9 января музыканты оркестра сели в самолет Чикаго-Париж, а инструменты и багаж на транспортном самолете полетели в Люксембург. Оттуда на грузовых автомобилях их доставили в Париж. Так продолжалось во время всего маршрута: музыканты передвигались отдельно, инструменты - отдельно.
13 января. Первый концерт в Париже, в новом, ультрамодном здании филармонии (Philharmonie de Paris) на две тысячи четыреста мест. Все билеты проданы, стоячая овация после концерта.
Строительство филармонии обошлось в четыреста четыре миллиона долларов. Филармония открылась в январе 2015 года. Архитектор Жан Нувель бойкотировал это событие в знак протеста против решения администрации открыть зал в незавершенном состоянии. С тех пор работа была полностью завершена. В октябре 2016 года главный зал (“grande sale”) филармонии был назван в честь композитора и дирижера Пьера Булеза, внесшего решающий вклад в строительство здания. Булез умер в январе 2016 года, не побывав в филармонии.
Резидентом филармонии является Orchestre de Paris, переехавший из своего прежнего дома Salle Pleyel.
Зал филармонии спроектирован таким образом, что места удалены от сцены не более, чем на тридцать пять метров, так что маэстро Мути буквально чувствовал дышащих ему в спину зрителей. На входах в филармонию установлены металлоискатели, по всему зданию находится охрана. Париж помнит о нападении на редакцию газеты Charlie Hebdo в январе 2015 года и о теракте в ночном клубе Bataclan в ноябре 2015 года.
Во время репетиции Риккардо Мути назвал акустику зала странной и искусственной, однако после концерта изменил свое мнение. При том, что ему не хватало “естественной теплоты” венского Musikverein, он сказал, что звук был отличный и оркестр играл здорово.
После недавнего отпуска на Маврикии со своей женой Кристиной Маццавиллани маэстро Мути выглядел загорелым и отдохнувшим. После концерта он поздравил музыкантов и вышел раздавать автографы зрителям.
Во время пребывания в Париже многие музыканты предпочитали тратить свое свободное время, гуляя по городу, но были и те, кто делился своим искусством с молодыми студентами. Мастер-классы в Национальной консерватории музыки и танца провели концертмейстеры своих секций Стивен Уильямсон, Роберт Чен, Александр Ханна, Стефан Рагнар Хоскулдссон, Джей Фридман и Синтия Йе. Скрипачка Юань-Цин Ю и виолончелист Кеннет Олсен выступили перед пациентами в парижской больнице Armand Trousseau Hospital.
14 и 15 января. Концерты в Гамбурге, где ЧСО не был с прошлого века. Чикагский оркестр стал первым иностранным коллективом, выступившим в только что открытом новом здании филармонии (Elbphilharmonie). Опять все билеты проданы, опять стоячие овации после концертов.
Реализацию масштабного проекта в 2006 году поручили знаменитому швейцарскому бюро Herzog & de Meuron - авторам нового крыла лондонской галереи Тейт Модерн и олимпийского стадиона “Птичье гнездо” в Пекине. Восемнадцатиэтажную Элбскую филармонию (сокращенно ее называют Элфи) весом в семьдесят восемь тысяч тонн, внешне напоминающую айсберг, возвели прямо на крыше заброшенного склада, в котором долгое время хранились запасы чая, какао и табака. По словам музыкантов, получилось безумно красиво. Особое впечатление производят отражающиеся в стеклянных панелях здания воды Эльбы.
Великолепное здание, на строительство которого потрачены восемьсот шестьдесят пять миллионов долларов, возвышается над Эльбой на уровне более чем ста двадцати метров и включает в себя два концертных зала (главный - на две тысячи сто мест и малый - на пятьсот мест), смотровую площадку, к которой ведет эскалатор длиной восемьдесят два метра, фитнес-зал, пятизвездочную гостиницу и жилые апартаменты. Амбициозный городский проект достиг своей цели, и теперь Гамбург - второй город в стране с населением в 1,7 миллионов человек - готов поспорить с Берлином за звание музыкального центра Германии. Открытие филармонии состоялось в ноябре, а 11 января официально открылся весь комплекс. Архитекторы спланировали его по принципу “виноградника на склоне гор”. Сцена располагается в центре помещения, а от нее “террасами” расходятся ряды кресел. Места расположены так, что зрители удалены от дирижера не более чем на тридцать метров. Звуковым дизайном филармонии занимался известный специалист из Японии Ясухиса Тойота (выразительная фамилия!).
Концерты ЧСО проходили в рамках трехнедельного музыкального фестиваля, посвященного открытию филармонии. Практически все ведущие симфонические оркестры мира примут участие в первом сезоне. Дебюты в новом зале Берлинского и Венского филармонических окрестров (единственные оркестры, которых Риккардо Мути считает равными Чикагскому) состоятся позднее в этом году.
Маэстро Мути был доволен, подмигивая музыкантам во время выступления. Зато после окончания второго концерта он неодобрительно пригрозил пальцем женщине, снимавшей аплодисменты на сотовый телефон.
На бис ЧСО приготовил увертюры из опер Дж.Верди “Сицилийская вечерня” и “Набукко”. Парижская публика услышала одну, гамбургская – обе.
Для патронов оркестра была проведена экскурсия по филармонии.
На VIP-приеме после первого концерта один из ведущих лаконично выразил желание многих гамбургцев. Он сказал музыкантам: “Пожалуйста, оставайтесь!”.
“Роуд-шоу“ ЧСО продолжилось выступлениями в Ольборге, Милане, Вене, Баден-Бадене и Франкфурте. Но об этом – в следующий раз.
Во всех городах оркестр исполнял две программы. Программа N1: Концертная музыка для струнных и медных П.Хиндемита, концертная увертюра “На юге” Э.Элгара, “Ночь на Лысой горе” и “Картинки с выставки” М.Мусоргского. Программа N2: Гуситская увертюра (“Husitská”) А.Дворжака, симфоническая поэма “Дон Жуан” Р.Штрауса и Четвертая симфония П.Чайковского.
Январские выступления в Европе стали шестидесятым туром ЧСО за пределами Америки. В Чикаго первый концерт ЧСО в этом году состоится 3 февраля.
(В статье использованы материалы из репортажей музыкального критика газеты The Chicago Tribune Джона фон Райна, а также газет Франции и Германии.)
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Парижская филармония (январь 2017 года). Фото – Тодд Розенберг
Фото 3. Риккардо мути дирижирует ЧСО. Парижская филармония (январь 2017 года). Фото – Тодд Розенберг
Фото 4. Элбская филармония (январь 2017 года). Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. ЧСО в Элбской филармонии (январь 2017 года). Фото – Тодд Розенберг

Комментариев нет: