4 янв. 2017 г.

Работы лучших хореографов в Чикаго. Продолжается 61-й сезон The Joffrey Ballet

В разгаре – шестьдесят первый сезон знаменитой чикагской труппы The Joffrey Ballet. В декабре в театре состоялась мировая премьера “Щелкунчика” в хореографии лауреата премии “Тони” Кристофера Уилдона. После успеха нового старого балета нас ждет еще много интересного. Обо всем по порядку.
15-26 февраля 2017 года. Зимняя программа называется “Game Changers”. В ней собраны работы нового поколения балетмейстеров: чикагская премьера балета “Год кролика” (“Year of the Rabbit”) Джастина Пека, балеты Кристофера Уилдона “Рай дураков” (“Fool’s Paradise”) и Уэйна Макгрегора “INFRA”.
Нет сегодня в балетном мире хореографа, о котором говорили бы больше, чем о Джастине Пеке. Газета “The New York Times” прямо назвала Пека самым выдающимся американским хореографом, журнал “The New Yorker” советует идти в Нью-Йоркский городской балет, чтобы увидеть его спектакли. Документальный фильм о хореографе XXI века “Ballet 422” посвящен именно ему. Кто же такой этот мистер Пек?
Он родился в 1989 году в Калифорнии, в городе Сан Диего. Балетом заинтересовался, увидев “Жизель” в Американском балетном театре. И не просто заинтересовался, а решил стать танцовщиком. Сказано – сделано, и наш тринадцатилетний герой из солнечной Калифорнии переехал в Нью-Йорк. Он учился в Школе американского балета при Нью-Йоркском городском балете, где среди педагогов был художественный руководитель театра Петер Мартинс. Сам Мартинс и пригласил Пека в труппу. Сначала - в октябре 2006 года - стажером, потом, в июне 2007 - артистом кордебалета. С этого времени танцовщик выступал в спектаклях Баланчина, Роббинса, Мартинса, Ратманского, Уилдона и Мильпье. С 2009 года (с двадцати лет) Пек занимается хореографией. (Замечу, что среди танцовщиков Нью-Йоркского балета это не редкость. Именно так в хореографы вышли Уилдон и Мильпье.) Среди балетов Пека – “Погружение в чайную чашку” (его дебют в качестве хореографа) и “Квинтет” (оба - 2009), “Радость твоего кролика” (2010), “Сказка китайского зодиака”, “Mise En Place” (2012). Балет Пека “Родео: четыре танцевальных эпизода” получил Bessie Award. В 2014 году Пек стал солистом и резидентом-хореографом Нью-Йоркского балета. Сегодня ему двадцать восемь, и он поставил двадцать восемь балетов, из них десять – для Нью-Йоркского балета! Кроме этого, Пек готовит фотосессии для журналов “Vogue”, “Harpers Bazaar”, “Dujour”, “Nowness”. Отсюда – его слава в мире гламура.
В феврале прошлого года на гастролях Майамского балета в Чикаго мы увидели балет Пека “Heatscape” на музыку Первого фортепианного концерта чешского композитора Богуслава Мартину.
Первые три работы Пека для Нью-Йоркского городского балета датированы 2011 годом. Это “In Creases”, “Paz de La Jolla” и “Год кролика”.
Балет “Год кролика” создан под влиянием китайского зодиака. Пек обратился к творчеству американского певца Суфьяна Стивенса и в качестве музыкальной основы балета взял классическую оркестровку его “электронного” цикла “Enjoy Your Rabbit”.   
Балет был номинирован на самую престижную балетную премию “Benois de la dance” (своеобразный балетный “Оскар”, учрежденный в России в 1991 году).
Дебют Пека с Joffrey Ballet состоялся в апреле 2015 года с балетом “In Creases”.
Английский хореограф Кристофер Уилдон всю жизнь связан с Королевским балетом Ковент-гарден (The Royal Ballet). С одиннадцати до восемнадцати лет он учился в Школе при Ковент-гарден, с 1991 по 1993 годы танцевал в труппе театра, затем неоднократно (с 1996 года) возвращался на эту сцену в качестве балетмейстера, в настоящее время является членом труппы лондонского театра. Последний раз - в 2011 году - Уилдон поставил с труппой Ковент-гарден балет “Приключения Алисы в стране чудес” на музыку английского композитора Джоби Талбота. В прошлом году на Бродвее шел его балет “Американец в Париже” (“An American in Paris”).
На состоявшейся в Москве 26 мая 2016 года церемонии вручения премии “Benois de la Danse” триумфатором стал балет Уилдона “Зимняя сказка” (“The Winter’s Tale”) на музыку Талбота. Уилдон стал лучшим хореографом, Талбот – лучшим композитором, исполнитель главной партии Эдуард Уотсон – лучшим танцовщиком.
После успеха “Лебединого озера” осенью 2015 года связи Уилдона с Joffrey Ballet стали гораздо прочнее. В декабре прошлого года он придумал нового “Щелкунчика”, а в феврале представляет “Рай дураков” - первый балет созданной Уилдоном компании Morphoses. Балет абстрактный, для девяти танцоров. В нем звучит музыка Джоби Талбота. На темную сцену один за другим выходят солисты. Они исполняют сольные танцы, сталкиваются в дуэтах и трио. Тела танцоров образуют серию живых скульптур, а выхваченные из мрака “мерцающие лепестки” тел-душ создают незабываемый визуальный эффект. Мировая премьера балета прошла в Лондоне с большим успехом.
Еще один лидер мировой хореографии, связанный с Королевским балетом Ковент-гарден, – Уэйн Макгрегор. Он ставил балеты в лондонском театре, в 2006 году даже стал штатным хореографом. Макгрегор увлекается компьютерными технологиями и больше всего любит путешествовать, работая с разными балетными труппами. Большую известность принес Макгрегору балет “АтаКсия” (2004), возникший в результате его работы на кафедре экспериментальной психологии Кембриджского университета. Макгрегор участвовал в исследовании взаимодействия тела и мозга. При создании балета “Dyad 1909” (2008) хореограф принял участие в научном исследовании творческого процесса: весь путь постановки балета был отснят на камеру и подробно проанализирован командой специалистов по когнитивным процессам и студентов Университета штата Калифорния (Сан-Диего, США). Исследование продолжилось и во время подготовки балетов “Entity (2009) и “FAR” (2010).
Балет “INFRA” Макгрегор создал в 2005 году после взрывов в лондонском метро. В балете использована оригинальная музыка Макса Рихтера - нервная, напряженная смесь скорбных струнных и спокойных духовых (“индустриальных”) звуков. Над сценой размещен огромный светодиодный экран, на котором в виде анимационных рисунков отображаются городские пейзажи. Анимация разработана всемирно известным британским художником Джулианом Опи. В балете участвуют двенадцать танцоров. Мировая премьера балета состоялась в лондонском Ковент-гарден, американская - в 2012 году с труппой Joffrey Ballet.
26 апреля – 7 мая 2017 года. Программа трех одноактных балетов называется “Global Visionaries”. Изюминкой программы обещает стать мировая премьера балета шведского хореографа Александра Экмана (название еще не придумано). Также в программе – чикагская премьера балета “Чудесный мандарин” Юрия Посохова и балет “Mammatus” Аннабеллы Лопес Охоа.
Александр Экман начинал свою карьеру в качестве солиста. Он танцевал в Шведском королевском балете, в труппе “Кульберг балет”, в Нидерландском театре танца-2. Большую известность получил его многоактный балет для труппы “Кульберг балет” “Триптих Экмана – обучение увеселению” (2010). С 2009 года он занят производством фильмов, в частности, был одним из авторов картины “40 метров под”. Вместе с известным хореографом Матсом Эком работает над видеопроектом – пьесой Эка “Hall Plats”, создает инсталляции для Музея современного искусства в Стокгольме. В 2014 году Экман сочинил собственную версию “Лебединого озера”. Он использовал шестьсот литров воды и создал на сцене настоящее озеро. Костюмы для балета сделал дизайнер модной одежды Хенрик Вибсков. После премьеры он адаптировал костюмы для показа в Париже и Копенгагене на Неделях моды.
Экман известен балетному миру оригинальностью и юмором. Он работал с ведущими балетными компаниями мира. Во время Чикагского фестиваля танца (Chicago Dancing Festival) в 2013 году мы увидели его балет “Tulle” и ритмическую композицию “Episode 31”.
Юрий Посохов – еще одно громкое имя в современной хореографии. Он родился в Ворошиловграде (теперь – Луганск). После окончания Московского хореографического училища был принят в балетную труппу Большого театра и в течение десяти лет танцевал главные партии на главной балетной сцене России. Среди его наиболее известных работ - главная партия в премьере первого балета Баланчина в Большом театре “Блудный сын” С.Прокофьева. С 1992 года Посохов работает в Европе, с конца девяностых – в качестве хореографа.
В 1993 году Посохов исполнил партию принца Дезире в “Спящей красавице” в Балете Сан-Франциско. С 1994 до 2006 года был премьером калифорнийской труппы, в настоящее время работает резидентом-хореографом.
Летом 2015 года в Большом театре состоялась премьера балета “Герой нашего времени” на музыку молодого композитора Ильи Демуцкого. Режиссером выступил Кирилл Серебренников, хореографом - Юрий Посохов. Сотрудничество Серебренникова и Посохова продолжится в Большом театре в 2017 году. На 11 июля заявлена премьера балета “Нуреев” на музыку Демуцкого.
В хореографии Посохова мы видели композицию “RakU” – выразительную историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году. Премьера в Чикаго прошла в сентябре 2014 года. 
Балет “Чудесный мандарин” на музыку Белы Бартока Посохов создал в компании с Кливлендским симфоническим оркестром. Одноактная пантомима о Девушке, Юноше и Мандарине превращается у Посохова в исследование темных страстей мужчин и женщин. В балете участвуют семь танцоров. Мировая премьера состоится в феврале 2017 года при участии Кливлендского оркестра, следом за ней последует премьера в Чикаго.
Аннабелла Лопес Охоа - живущая в Амстердаме хореограф с колумбийскими и бельгийскими корнями. Выпускница Королевской балетной академии в Антверпене (Бельгия). Танцевала во многих немецких компаниях, была солисткой труппы Djazzex. С 1997 по 2004 годы - солистка труппы Scapino Ballet (Роттердам). Работала в Нью-Йорке над новым проектом для летнего фестиваля “Jacob’s Pillow”. Двадцатиминутный балет “Mammatus” – серия ансамблей и дуэтов, визуальное воплощение струнного секстета американского композитора Майкла Гордона “Weather One”. В балете участвуют двадцать танцоров. Минималистская сцена состоит из украшенных светоизлучающими диодами елочных веток. Танцоры живут в сюрреалистических образах насекомых и птиц. Через корявые, извилистые движения они исследуют нелинейную сущность природы. Мировая премьера балета состоялась в Чикаго в сентябре 2015 года. Лопес Охоа известна своим ярким талантом импровизатора, ее работы везде вызывают повышенный интерес критиков и зрителей.
21 апреля 2017 года. Гала-концерт Joffrey Ballet. Второй год подряд чикагская труппа устраивает специальный часовой концерт для обладателей абонементов. В программе: фрагменты балетов сезона 2016-17 годов.
Художественный руководитель Joffrey Ballet Эшли Уитер настроен оптимистично: “В этом сезоне мы предлагаем зрителям Чикаго балет сегодняшнего дня - яркий, динамичный, современный”.
Все спектакли Joffrey Ballet пройдут под сопровождение оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы Joffrey Ballet Скотта Спека.
Nota bene! Все спектакли Joffrey Ballet сезона 2016-17 годов пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East CongressChicagoIL, 60605. Заказ абонементов – на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet SubscriptionsThe Joffrey BalletJoffrey Tower, 10 EastRandolph StreetChicagoIL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу 312-739-0119 или по электронной почте subscriptions@joffrey.org. Билеты продаются в кассах Joffrey Ballet (10 East Randolph StreetChicagoIL 60601) и Auditorium Theatreв отделениях Ticketmaster TicketCentersпо телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.comДля подписчиков дополнительные билеты продаются со скидкой в 50%. Об истории и сегодняшнем дне Joffrey Ballet читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.
Фотографии к статье:
Фото 1-7. Сцены из балетов “Рай дураков” и “Mammatus”. Все фото – Шерил Манн

Комментариев нет: