25 янв. 2017 г.

“Летучий голландец” и его команда снова в Чикаго. Перед концертом Гидона Кремера и ансамбля “КРЕМЕРата Балтика”

Слова смущают, жесты обманывают.
Лишь звуки оказываются языком,
кото­рый становится общим для открытых сердец.
Я часто спрашиваю самого себя:
где сердце, бью­щееся с моим в такт?
Попытка ответа гласит:
на другом конце звука, извлекаемого смычком.
Гидон Кремер
1 февраля в Чикаго состоится концерт Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика”. В программе – пьеса для оркестра “Fratres” Арво Пярта, Камерная симфония N4 М.Вайнберга, Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром П.Чайковского (аранжировка Л.Десятникова), Картинки с выставки М.Мусоргского (аранжировка А.Пушкарева и Ж.Коэна для камерного оркестра), Серенада для струнного оркестра В.Сильвестрова.
Краткая биографическая справка. Скрипач Гидон Кремер родился 27 февраля 1947 года в Риге. Музыкой начал заниматься с четырех лет под руководством отца. Выпускник Московской консерватории по классу  Давида Ойстраха. Выступает с 1965 года. Лауреат Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1967 год), победитель Международных конкурсов имени Паганини в Генуе (1969 год) и имени Чайковского в Москве (1970 год). С 1980 года живет в Германии. В 1981 году основал фестиваль камерной музыки в Локенхаузе (Австрия). В 1997 году основал камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика”. Играет на скрипке 1641 года работы Николы Амати.
За этими скупыми фактами – интереснейшая биография одного из самых значительных музыкантов нашего времени. Гидон Кремер выступал и продолжает выступать на всех наиболее престижных сценах мира, сотрудничает с ведущими оркестрами Европы и Америки. Его партнерами были такие выдающиеся музыканты, как Герберт фон Караян, Марта Аргерих, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Николаус Арнонкур, Риккардо Мути, Зубин Мета, Клаудио Аббадо и многие другие.
Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика” создан Гидоном Кремером в 1997 году из молодых музыкантов Литвы, Латвии и Эстонии. Кремеровских питомцев немного – двадцать семь человек. Но они - лучшие из лучших на прибалтийских просторах. Гидон Кремер, родившийся и выросший в Риге, хотел, по его собственным словам, “построить мост в свое прошлое, вдохнуть воздух Балтики”. Это был подарок маэстро к своему пятидесятилетию. Он подарил сам себе оркестр! Гидон Кремер говорит: “Я в первую очередь воспринимаю свое детство, как детство, связанное с балтийским воздухом, как детство, обремененное занятиями музыкой, и как детство маленького Гидона, обремененного сознанием того, что он чужой. Шведский дедушка, немецкая бабушка... Мои родители бежали из Германии в Советский Союз после прихода Гитлера к власти. Был ли я чужой в Латвии из-за этого или из-за еврейства моего отца, не могу сегодня сказать. Так или иначе, но эта травма осталась. И я постарался ее залечить тем, что создал оркестр именно в балтийских государствах, дав молодым музыкантам из прибалтийских стран, ныне, к счастью, независимых, какую-то перспективу их музыкального развития в будущем”. Создавая ансамбль на одно лето, Кремер и не предполагал, что роман с молодыми музыкантами затянется и станет глубокой любовью. Ребята оказались такими увлеченными, что бросить их было просто невозможно. И вот уже почти двадцать лет вместе с “КРЕМЕРатой Балтикой” Гидон Кремер успешно гастролирует по всему миру, записывает альбомы. В 2002 году за CD “После Моцарта” ансамбль получил премию “Грэмми”, в следующем, 2003 году, снова номинировался на эту престижную премию за альбом с музыкой Джорджа Энеску. С оркестром выступала прекрасная Джесси Норман, с оркестром гастролировали Татьяна Гринденко, Хайнц Холлигер, Олег Майзенберг, оркестром дирижировали сэр Саймон Раттл, Кристоф Эшенбах, Юрий Темирканов, Кент Нагано.
Сегодня взаимодействие музыканта с его юными коллегами достигает уровня настоящего музыкального театра. Они обмениваются взглядами, улыбками, подбадривают друг друга - все это создает впечатление игры, драматического представления, все это наполнено настоящей молодой энергией. Этот оркестр надо не только слушать, но и видеть, за музыкантами безумно интересно наблюдать! Ни один участник оркестра не облокачивается на спинку стула во время игры. Все предельно внимательны и устремлены вперед - туда, где стоит Кремер. Опытный Кремер, выступающий с молодыми музыкантами то как солист, то как концертмейстер, то как закулисный режиссер, словно сбрасывает груз лет и прибавляет к своему имиджу энергию нового поколения, а его партнеры самой своей молодостью доказывают актуальность сегодняшних интересов своего лидера и наставника. Иногда во время репетиций кремеровские питомцы стонут от напряжения, а после репетиций едва могут ходить. Они получают достойные, но отнюдь не огромные деньги. Но свой гастрольный график, охватывающий все крупнейшие столицы мира и лучшие фестивали, свои концерты и выступления они не променяют ни на что.
Ансамбль “КРЕМЕРата Балтика” играет огромное количество современной музыки. Причем, это не заумный авангард - с этим увлечением Кремер расстался давно. Музыка, которую исполняют Кремер и его питомцы, доступна всем. Собственно, Кремера можно назвать соавтором той музыки, которую он исполняет, ибо вся она (за редким исключением) написана для него и по его заказу. Таковы сочинения Гии Канчели, Арво Пярта, Леонида Десятникова, Александра Вустина, Александра Бакши, Леонида Чижика. Для Кремера, свято уверенного в том, что академическая музыка не исчерпала себя и продолжает жить полнокровной жизнью, приоритет нового, современного искусства очевиден. Но ведь так было всегда. Моцарт и Бетховен, выстраивая программы своих концертов, тоже не радовали слушателей большим количеством “старого” барокко. Нет, вместо этого они включали в программу новую симфонию или новый концерт собственного сочинения. Гидон Кремер говорит: “Я в своей жизни всегда ищу равновесие между исполнением классики - барочной или написанной в эпоху романтизма - и современными сочинениями. Конечно, многим удобно рассматривать музыку как своеобразный музей, где можно найти шедевры, чтобы украсить себя или доставить удовольствие публике, но я всегда рассматривал музыку как процесс, как какой-то разговор. Без современной музыки он для меня не обладает весомостью и происходит только виртуально. Я вижу смысл существования “КРЕМЕРаты Балтики” в столкновении публики с чем-то неожиданным, с исполнением новых сочинений”.
Гидон Кремер известен своими либеральными взглядами. Он неоднократно выступал в поддержку узников совести и в том числе теперь уже бывшего политзаключенного Михаила Ходорковского, показывая пример своим не самым смелым коллегам.
Три года назад мне удалось пообщаться с Гидоном Кремером. Вот некоторые фрагменты нашей беседы.
  • В составе оркестра “КРЕМЕРата Балтика” – молодые музыканты Литвы, Латвии и Эстонии. Сегодня, когда речь идет о новых музыкантах, географический принцип по-прежнему преобладает, вы по-прежнему “вдыхаете воздух Балтики”, или возможны варианты?
  • Мне важно сохранить балтийский дух в этом коллективе. У нас, правда, подчас гостями в оркестре бывают музыканты из Польши, России, Украины, не говоря уже о том, что с оркестром, солистами и дирижерами выступают крупнейшие музыканты со всего мира. На смену ветеранам оркестра (коих в Кремерате еще сохранилась треть) пришло новое поколение. Это прекрасно. Именно молодые ребята вносят необходимый энтузиазм и неиспорченность в наше общее дело и позволяют мне оставаться молодым…
  • Ориентируетесь ли вы на публику в ваших выступлениях?
  • Я рад, когда наши концерты находят отклик и признание, но я не движим успехом, а скорее желанием быть нужным – авторам, коллегам, заинтересованной публике.
  • Какой композитор, по вашему мнению, в наибольшей степени отразил вторую половину XX века?
  • Таких много. Шостакович, Бриттен, Вайнберг будут в первых рядах. Но нельзя забыть и Луиджи Ноно, Филиппа Гласса, Джона Адамса, Дьерди Куртага. Я был счастлив сотрудничать с Альфредом Шнитке. До сих пор я тесно связан с С.Губайдулиной, А.Пяртом, Гией Канчели, Виктором Кисиным, Леонидом Десятниковым, В.Сильвестровым.
  • Каково ваше отношение к музыкальным конкурсам? Позволяют ли они объективно определить профессиональный уровень исполнителя? Вы победили на конкурсе Чайковского, а Спиваков завоевал Вторую премию. Значит ли это, что вы “на одно место” лучше его играете?
  • Это все дела давно минувших лет. Конкурсы с их спортивным элементом для меня были испытанием юности. К счастью, в искусстве есть место для всех и нет необходимости “побеждать”. Нынче многие исполнители делают карьеру и без конкурсов, но это не значит, что всем восходящим звездам есть что сказать. О задачах музыканта мною написано много текстов, вошедших в книгу “Признания миражиста”.
  • Следите ли вы за творчеством молодых коллег-скрипачей?
  • Всегда рад слышать молодые дарования и прежде всего те, которые одержимы музыкой, а не жаждой славы или восхищением самими собой.
  • Норман Лебрехт давно предрекает смерть классической музыке. Правда ли, что все так плохо и классическая музыка умирает?
  • Думаю, настоящая великая Музыка всегда будет кому-то необходима. Она обогащает каждого, кто умеет вслушиваться.
  • Как можно объяснить человеку, зачем ему свобода, и можно ли навязывать свободу обществу, большинство которого ее отвергает?
  • Свобода – это огромная ответственность. Перед собой, своей жизнью, своими моральными ценностями. Многие люди предпочитают не иметь ее. Им так проще – всегда “валить” все на других, на обстоятельства. Тем самым они изменяют шансу прожить свою собственную жизнь.
  • Что для вас Родина и где она? Где вы сейчас чувствуете себя дома?
  • Часто задумываюсь о том, что такое для меня Родина. Место рождения? Так это Латвия… Духовное наследие моих предков? Тогда надо говорить о немцах, шведах, еврействе… Даже в месте жительства я не обнаруживаю свою родину. Вот уже десятилетиями скитаюсь по всему миру. На самом деле я больше всего в жизни говорил по-русски. Язык для меня – одна из основ моего самоощущения. Наверное, мое самое родное пространство – это музыка, театр, кино, искусство.
  • Раньше вы называли себя бездомным “летучим голландцем”. Вы по-прежнему такой? С годами ничего не поменялось?
  • Да, я все еще пытаюсь объять необъятное.
2017 год для Гидона Кремера юбилейный. Ему исполняется семьдесят лет, а его оркестру - двадцать. Мне хочется пожелать юбиляру здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов. Не оставляйте стараний, маэстро!
А вам, уважаемые читатели, я хочу посоветовать: не пропустите единственный концерт Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика” на Среднем Западе в сезоне 2016-17 годов!
Nota bene! Концерт Гидона Кремера и камерного ансамбля “КРЕМЕРата Балтика” состоится 1 февраля в 8.00 pm в Чикагском симфоническом центре по по адресу: 220 South Michigan Ave., ChicagoIl 60604. Билеты - на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе Симфонического центра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Гидон Кремер. Фото – Майкл Бенабиб
Фото 2. Гидон Кремер. Фото – Саша Гусов
Фото 3. Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика”. Фото – Андреас Малкмус
Фото 4. Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика”. Фото – Кристиан Лутц

Комментариев нет: