16 и 18 февраля, 8.00 pm; 17 февраля, 1.30 pm. Первые в этом году в Чикаго концерты ЧСО под управлением Риккардо Мути. В программе: увертюра к опере Дж.Россини “Семирамида“, Четвертый фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист - Ефим Бронфман), Пятая (“Реформационная“) симфония Ф.Мендельсона.
17 декабря 1808 года венская газета сообщила, что спустя пять дней в “Theatre an der Wien” состоится концерт Людвига ван Бетховена, на котором будут представлены новые сочинения тридцативосьмилетнего композитора. Представляю, как были огорчены венские аристократы, с неохотой воспринимавшие все новое и неизвестное. Еще одна новая Соната – это куда ни шло, но весь вечер одни премьеры?! Что себе позволяет господин Бетховен?
Надо сказать, что с толку были сбиты не только зрители, но и музыканты оркестра. Новой музыки было слишком много, и они попросту не успели толком порепетировать. Особенно это коснулось Хоральной фантазии, которую Бетховен закончил в последний момент. Оркестр просто не смог исполнить эту музыку, и композитору, выступающему в качестве дирижера, пришлось остановить концерт и начать все сначала. Длинный вечер стал еще длиннее... Среди премьер были также Пятая и Шестая симфонии Бетховена и его Четвертый фортепианный концерт. За роялем – сам композитор. Судя по воспоминаниям его ученика Фердинанда Райса, пианист Бетховен был прекрасный. Правда, он не особенно заботился о пропущенных нотах, зато по части экспрессии и эмоций ему не было равных. А еще он был непревзойденным мастером удивлять публику. Бетховен считал, что единственный способ обратить внимание на солиста, - это заставить его сделать нечто необычное.
На премьере Четвертого фортепианного концерта зрители были удивлены сразу. Концерт начался с фортепианного соло, без привычной длинной экспозиции оркестра – такого раньше не было! Финал концерта тоже стал неожиданным для публики. Это единственная финальная часть в концертах Бетховена, которая не начинается с главной фортепианной темы, подхватываемой оркестром. Четвертая часть (Rondo: Vivace) Четвертого концерта начинается с соло струнных инструментов, а фортепиано ведет новую виртуозную мелодию, впервые появляющуюся в Концерте. После премьеры Бетховен записал в дневнике: “Несмотря на обилие ошибок, которые я не мог предсказать, публика с энтузиазмом приняла сочинение”. К несчастью, из-за проблем со слухом это выступление оказалось последним в недолгой карьере Бетховена–пианиста.
За последние несколько лет мы слышали Четвертый фортепианный концерт в исполнении Евгения Кисина, Пола Льюиса и Джонатана Бисса. Посмотрим, что нового предложит нам Ефим Бронфман.
Пятая симфония написана Феликсом Мендельсоном в 1830 году в честь трехсотлетнего юбилея установления лютеранства в Германии. Отсюда название - “Реформационная“.
За час перед началом концертов в помещении Симфонического центра (16 и 18 февраля, Grainger Ballroom; 17 февраля в 12.15 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы журналистки и музыковеда Лауры Стенфилд Причард об исполняемых произведениях.
17 февраля, 7.30 pm. Уникальный концерт группы музыкантов ЧСО под управлением Риккардо Мути в величественном соборе Holy Name Cathedral! Прозвучит оратория “Семь последних слов Христа на кресте” Й.Гайдна.
Йозеф Гайдн служил капельмейстером на службе у князя Эстерхази. Композитор был хорошо известен в Европе и охотно брал заказы от многих царственных (и не только) особ. Как сказали бы сейчас, “подрабатывал на стороне“. В предисловии к вышедшему в 1801 году изданию оратории Йозеф Гайдн пишет: “...Один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию... В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, читал из Евангелия от Луки (23:34-46), Евангелия от Матфея (27:46) и Евангелия от Иоанна (19:26-30) последние слова Иисуса Христа в его земной жизни, произнесенные с креста. Он произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем“.
Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей-сонат с прологом и эпилогом “II Terremoto“ (“Землетрясение“). Как пишут биографы Гайдна, сочинение было впервые исполнено в 1786 году в Кадисе в церкви Санта-Куэва. Вскоре появилось авторское переложение для струнного квартета и переложение для фортепиано, одобренное Гайдном. В 1792 году капельмейстер Йозеф Фриберт написал к музыке текст и получилась оратория. Гайдн остался ею недоволен. “Вокальные партии я, пожалуй, сделал бы лучше“, - заметил он, отредактировал текст Фриберта и создал авторский ораториальный вариант. В этом виде оратория прозвучит в соборе.
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Holy Name Cathedral по адресу: 730 North Wabash Avenue, Chicago, IL 60611.
17 февраля, 8.00 pm. Концерт легенды музыки соул и госпел Мэвис Степлс. Ее творческая карьера насчитывает больше шестидесяти лет! Альбом Степлс “You Are Not Alone” в 2011 году получил премию “Грэмми”, предпоследний альбом “One True Vine” (он вышел в июне 2013 года) долгое время оставался в списке самых популярных записей последних лет, а сегодня музыкальные чарты возглавляет последний альбом певицы “Livin' on a HighNote“ (февраль 2016 года). Боб Дилан так описывал свои ощущения от голоса Степлс: “У меня волосы “встали дыбом” от такого вокала. Мэвис звучала потрясающе...”. И сегодня семидесятисемилетняя Мэвис Степлс “не снижает оборотов”. 4 декабря 2016 года певица получила специальную премию Кеннеди-центра - одну из самых престижных наград США, присуждаемых в области культуры.
Специальный гость вечера - гитарист, пианист и певец Фил Кук.
19 февраля, 3.00 pm. Сольный концерт новой фортепианной звезды - двадцатичетырехлетнего британского пианиста Бенджамина Гросвенора.
В программе: Арабеска до мажор Р.Шумана, Тринадцатая фортепианная соната В.А.Моцарта, Четырнадцатая (“Лунная“) соната Л.ван Бетховена, Вторая фортепианная соната (“Соната-фантазия“) А.Скрябина, два фрагмента (Los requiebros и El fandango de candil) из сюиты “Гойески” Энрике Гранадоса (1867-1916), Испанская рапсодия Ф.Листа.
О Бенджамине Гросвеноре заговорили после его победы на Международном конкурсе молодых музыкантов Би-Би-Си в 2004 году. Мальчику было одиннадцать лет. К двадцати он уже играл с крупнейшими оркестрами Европы. В 2012 году Бенджамин с отличием окончил Лондонскую королевскую академию музыки. За год до этого, будучи студентом, он подписал эксклюзивный контракт с Decca Classics, став самым молодым музыкантом, когда-либо сотрудничавшим с этой звукозаписывающей студией.
19 февраля, 7.30 pm. Одним из главных событий 126-го сезона ЧСО является исполнение симфонической кантаты С.Прокофьева “Иван Грозный”. В качестве “прелюдии“ Симфонический центр показывает эпический двухчастный фильм Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный“ (“Ivan the Terrible“, СССР, 1945, 99 мин; 1958, 85 мин., на русском языке с английскими субтитрами) с Николаем Черкасовым в главной роли. В фильме музыка Прокофьева звучит в исполнении Оркестра радио и телевидения СССР под управлением дирижера и композитора Абрама Стасевича.
Вход бесплатный, но требуются билеты.
Подробности предстоящего исполнения кантаты “Иван Грозный” читайте в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЧСО под управлением Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 2. Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий