23-25 февраля, 8.00 pm. Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) под управлением Риккардо Мути, Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуайн Волф). Чикагский детский хор (хормейстер – Джозефин Ли) исполняют симфоническую кантату С.Прокофьева “Иван Грозный”. Солисты: Саша Кук, меццо-сопрано; Михаил Петренко, бас. Чтец - Ясен Пеянков. Иван Грозный - Жерар Депардье. Юродивый - Майкл Браун.
“Иван Грозный” - апофеоз дружбы Прокофьева с Эйзенштейном, их последняя совместная работа. Прокофьев писал об Эйзеншейне: “Его уважение к музыке было так велико, что в иных случаях он готов был “подтянуть” пленку с изображением вперед или назад, лишь бы не нарушить целостности музыкального отрывка”. Эйзенштейн обсуждал с композитором каждую сцену и не начинал монтаж, пока не была закончена музыка. Как результат, музыка в фильме стала полноправным участником действия.
У Прокофьева был набор отдельных музыкальных моментов. Идея преобразовать фрагменты в ораторию для чтеца, хора и оркестра принадлежит дирижеру и композитору Абраму Стасевичу. Это было сделано через восемь лет после смерти Прокофьева, в 1961 году. Премьера оратории состоялась в год семидесятилетия со дня рождения композитора.
На музыку Прокофьева композитор Михаил Чулаки создал одноименный балет, поставленный Юрием Григоровичем в Большом театре в 1975 году и в Парижской опере в 1976 году.
Французский актер Жерар Депардье любит иногда уйти из привычного ему мира кино в мир классической музыки. В прошлом актер выступал в роли Чтеца в опере-оратории И.Стравинского “Царь Эдип“ в театре Сан-Карло в Неаполе и в опере Золтана Кодая “Хари Янош“ в Национальной опере Монпелье (Франция). Режиссером обоих спектаклей был Жан-Поль Скарпитта.
Жерар Депардье - любимчик Риккардо Мути. Успевший принять российское гражданство французский актер участвовал в постановке драмы Г.Берлиоза “Лелио, или Возвращение к жизни” в первых концертах сезона 2010-11 годов - первого сезона Мути в качестве музыкального руководителя ЧСО. Кроме Чикаго, он был участником постановки драмы Берлиоза в Театре на Елисейских полях и на Зальцбургском фестивале. Там же, в Зальцбурге, зрители с восторгом приняли кантату “Иван Грозный” с Депардье в роли Ивана Грозного. После премьеры музыкальный критик Вера Степановская писала: “Как же интересен был русский царь в интерпретации Депардье, каких противоречий исполнен! Никакой цельности в этом образе не было, Депрдье мог выкрикнуть хрипло: “На Казань!“, быть умоляющим и вкрадчивым, грозным и сомневающимся. И эта яркая индивидуальность актера как бы вступала в задуманный Мути контрапункт с концептуально жестким и четким музыкальным прочтением“.
На репетициях Депардье очень старался произносить русский текст как можно правильнее. Он говорит: “Я выучил текст фонетическим способом. Теперь мне осталось собраться с силами и выучить русский язык”. После премьеры Депардье заявил, что хотел бы сыграть в кино Ивана Грозного. Как он рассказал, образ царя ему “очень интересен”.
В роли Чтеца - известный актер Steppenwolf Theatre Ясен Пеянков.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы профессора истории музыки Стивена Янесса об исполняемых произведениях.
26 февраля, 3.00 pm. Концерт ансамбля японских барабанщиков “Kodo DADAN: 2017”.
В переводе с японского “kodo” означает “биение сердца”. Тридцать девять лет назад группа из двадцати молодых музыкантов решила возродить старинную традицию японского барабанного боя “тайко”. Музыканты собрали коллекцию барабанов и стали осваивать старинные приемы игры. В японской игре на барабане требуются сила, выносливость и спортивная закалка – эта музыка не для слабых! Барабаны отличаются по форме, размерам, весу. Самые маленькие похожи на блюдца, самые большие - такие же массивные, как стволы деревьев. Слушать барабанную полифонию – само по себе очень любопытно, но еще лучше видеть это вживую! Наслаждаться виртуозным мастерством, с которым японские музыканты “расправляются” с барабанами, – зрелище абсолютно завораживающее!
Музыканты живут на острове Садо в Японском море. В Европе о них узнали после триумфального дебюта в Берлинской филармонии в 1981 году. После этого вот уже более тридцати пяти лет ансамбль большую часть времени проводит на гастролях, объездив за это время более сорока пяти стран на пяти континентах.
28 февраля, 8.00 pm. Русская тема в Симфоническом центре продолжается концертом Civic Orchestra of Chicago под управлением концертмейстера секции тромбонов ЧСО Джея Фридмана. В программе: Третья симфония (“Илья Муромец“) Рейнгольда Глиэра.
Рейнгольд Морицевич Глиэр - российский композитор немецкого происхождения. Его отец, медных духовых инструментов мастер, переселился в Киев из немецкого города Клингенталь. Автор пяти опер, шести балетов, пяти симфонических концертов, пятнадцати симфонических произведений, около трехсот фортепианных пьес и романсов, Глиэр оказался недооцененным не современниками, а потомками - случай редкий (обычно бывает наоборот). При жизни он был трижды удостоен высшей музыкальной награды дореволюционной России - премии имени Глинки (третий раз эту премию он получил за Третью симфонию) и трижды - высшей советской наградой, Сталинской премией. До Октябрьского переворота он служил профессором Киевской консерватории, после - стал профессором Московской консерватории. В двадцатых годах Глиэр был председателем Всероссийского общества драматургов и композиторов, в сороковых - председателем оргкомитета Союза советских композиторов. До 1917 года он сочинил гимн Санкт-Петербурга, а в советское время - балет “Красный мак“, который долгие годы шел на сцене Большого театра. Он умер в 1956 году, был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище и... благополучно забыт. Сегодня его произведения почти не исполняются даже в России, так что его Третья симфония в Чикагском симфоническом центре - небольшое, но чудо.
Масштабная симфония написанная для ста музыкантов, состоит из четырех частей. Вот они: “Калики перехожие. Илья Муромец и Святогор“ (Andantesostenuto), “Соловей-разбойник“ (Andante), “У Владимира Красна Солнышка“ (Allegro), “Подвиги и окаменение Ильи Муромца“ (Allegro furioso).
Рассказывает музыковед Вера Валькова: “Третья симфония Глиэра - выдающееся явление в русской музыкальной культуре Серебряного века. Несчастливая судьба произведения в России – один из парадоксов истории. Отсылка к былинным образам богатырей – Ильи Муромца и Святогора – вызывала у современников невольные ассоциации с великими образцами русской музыкально-эпической традиции XIX века, в которых подобные темы уже нашли достаточно полное отражение. Сравнение с этими образцами было заведомо очень не выгодно для музыканта начала нового столетия. Имело значение еще и то, что историю Ильи Муромца Глиэр вписывает в рамки внешне традиционной большой симфонии, вызывая ощущение некоего “дубля“ знаменитой Богатырской симфонии Бородина. Однако реально композитор ставил в этом произведении абсолютно новую, беспрецедентно смелую для русской музыки задачу. Родственная эпическим сюжетам начала ХХ века апология древних стихийных истоков человеческой природы проявлялась в музыке в воскрешении обобщенных образов языческих радений (в “Весне священной“ Стравинского, “Скифской сюите“ Прокофьева) или в “неоварваризме“ инструментальных сочинений того же Прокофьева. В некотором роде симфонию Глиэра можно считать одним из первых симптомов обращения к этому типу мышления в русской музыке: над Третьей симфонией Глиэр начал работать почти одновременно с появлением пьесы “Наваждение“ своего бывшего ученика С.Прокофьева. Третья симфония Глиэра представляет собой едва ли не единственную в русской музыке и очень интересную попытку создать на основе национального мифа глобальную и остро современную концепцию, подобно тому, как это сделал на основе германской мифологии Рихард Вагнер. В музыкальном повествовании Глиэра былинные богатыри оказываются причастны к высшим началам бытия, решая судьбы мироздания. Эти образы служат не только эпическому прославлению русской богатырской силы, но и указывают на трагические ошибки героев и бесславное их единоборство с высшими силами“.
Восторженным почитателем и пропагандистом Третьей симфонии был Леопольд Стоковский. В сороковые-пятидесятые годы он дважды присылал Глиэру письма со словами восхищения и благодарности в связи с этой музыкой.
А теперь несколько слов о дирижере концерта. Джей Фридман учился в Йельском университете. Закончил отделение композиции Roosevelt University. После четырех лет работы в Civic Orchestra of Chicago и двух лет в Симфоническом оркестре Флориды в 1962 году стал членом ЧСО, а спустя два года – концертмейстером секции тромбонов. Выпустил сольный альбом ”The Singing Trombone”. Профессор отделения тромбона, руководитель отделения медных духовых инструментов в Roosevelt University. Артист-резидент Индианского университета. Музыкальный руководитель симфонических оркестров в Оук-парке и Ривер Форесте с 1995 года. Выступает в качестве солиста с симфоническими оркестрами США и Европы, ведет мастер-классы, дает частные уроки. Публикуется в журнале “The Instrumentalist”.
За полтора часа перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа об исполняемых произведениях. Фамилия лектора будет объявлена дополнительно.
Вход свободный, но требуются билеты.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2016-17 годов, а также абонементы на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сергей Прокофьев
Фото 2. Рейнгольд Глиэр
Фото 3-4. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Фото 5. Жерар Депардье. Фото – пресс-служба ЧСО
Фото 6. Саша Кук. Фото – Дарио Акоста
Фото 7. Михаил Петренко. Фото – Александра Бодрова
Комментариев нет:
Отправить комментарий