На этой неделе я с нетерпением жду премьеру TUTA Theatre: инсценировку фантастического (так написано у автора) рассказа Федора Достоевского “Кроткая“ (“Gentle“). Автор инсценировки и режиссер-постановщик - основатель театра Желько Дюкич. В ролях: Том Дейси Карр, Даниелла Такер и Лорен Демерат. В спектакле звучит оригинальная музыка Наташи Богоевич. Дизайн костюмов - Наташа Дюкич.
Рассказ Достоевского о противоречивости человеческой природы, толкающей обычных людей к диким поступкам, показан режиссером в виде истории, происходящей сегодня. Собственно говоря, все “достоевские“ темы рассказа - желание любви и неспособность любить, столкновение женского и мужского миров, одиночество вдвоем, уязвленные самолюбия - звучат актуально в любое время.
В истории театра существуют произведения, неразрывно связанные с конкретной постановкой. Говоря о “Маскараде“ Лермонтова, не уйти от спектакля Мейерхольда, “Принцесса Турандот“ - это, конечно же, Вахтангов, “Женитьба“ - Эфрос, “История лошади“ - Товстоногов, “Мастер и Маргарита“ - Любимов. Говоря о “Кроткой“, в памяти всплывает в первую очередь великий спектакль Льва Додина с гениальным Олегом Борисовым и Татьяной Шестаковой. Его играли сначала на сцене ленинградского БДТ (премьера - 1980 год), а потом - после переезда Борисова в Москву - на сцене МХТ имени Горького (премьера - июнь 1985 года). Я согласен с театральным критиком Ольгой Егошиной: “Кроткая“ действовала на своих зрителей как ожог, врезаясь в память на десятилетия. Вместе с актером зрители ныряли на самое дно душевного колодца, постигая ночную, потаенную природу человеческих чувств. Гипернатуралистичность каждой детали складывалась в мозаику сюрреалистического мира, который выстраивает вокруг себя герой “Кроткой“. Предельная плотность существования, физиологичность проживания “умственной“ роли, соединение аналитической выверенности с оголенностью нерва. Герой Олега Борисова жил в непрерывном мыслительном, увлекающем его потоке“.
Нелегко после Додина браться за “Кроткую“. “Стучит маятник бесчувственно, противно. Два часа ночи. Ботиночки ее стоят у кроватки, точно ждут ее... Нет, серьезно, когда ее завтра унесут, что ж я буду?“ Как ЭТО сыграть, как ТАКИЕ слова произнести после Борисова? Желько Дюкич не побоялся - рискнул...
Желько Дюкич родился и вырос в боснийском городе Дервента. Закончив школу, поехал в Белград получать театральное образование. Учился в Академии драматического искусства, а потом там же преподавал актерское мастерство. Его театральным педагогом все четыре года учебы была ученица Г.А.Товстоногова Борьяна Праданович. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов она ставила спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил свой первый спектакль - “Филоктет” по пьесе Хайнера Мюллера. На этом спектакле он встретился с дизайнером по костюмам и будущей женой Наташей. С тех пор они работают вместе. С югославскими актерами Дюкич работал недолго – всего полтора года. На Родине он поставил две пьесы: “Укрощение строптивой” У.Шекспира и “Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал учиться в университет Мэриленда, потом стал там преподавать. Какое-то время они с Наташей жили в Вашингтоне, однако потом сменили место жительства. Желько Дюкич рассказывает: “Театр TUTA мы начали создавать в Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в театральном городе, то есть там, где есть подготовленная аудитория и актеры. В Чикаго есть и то, и другое. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например, Лос-Анджелес, Майами - огромные города, в которых люди не живут, как городские жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго – настоящий город... Здесь мы нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни”.
Желько Дюкич любит обращаться к современной европейской драматургии. Среди работ режиссера – спектакли по пьесам “Следы” Милены Маркович и “Хаддерсфилд” Углеши Сайтинач. Трижды Дюкич обращался к творчеству французского актера, режиссера, драматурга Жана-Люка Лагарса. В 2004 в TUTA Theatre Дюкич впервые в США поставил спектакль по пьесе Лагарса “Правила поведения в современном обществе”, в 2007 году в театре состоялась американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Это единственный конец света”, в сезоне 2014-15 годов - американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Мюзик-холл”. После премьеры в Чикаго спектакль показали в Нью-Йорке на сцене “59E59Theaters” - одного из лучших театров офф-Бродвея.
Среди запомнившихся спектаклей Дюкича - “Свадьба“ и “Баал“ по произведениям Б.Брехта, “Кухонный лифт“ Г.Пинтера, “Ромео и Джульетта“ У.Шекспира.
После десяти лет работы с театром TUTA Желько Дюкич получил образовательный грант по программе Фулбрайта и в течение 2012-13 академического года вел курс “Современный американский театр” в Белградской школе драматических искусств (Сербия). После возвращения в Чикаго режиссер поработал в Trap Door Theatre, поставив спектакль “Юдифь” по пьесе английского драматурга Говарда Баркера “Юдифь: прощание с телом”. В этом же театре он создал еще один яркий спектакль - “Президентши“ по пьесе В.Шваба.
Работал Дюкич и с русской драматургией. Вместе с режиссером Людмилой Лопатиной-Соломон он впервые в США поставил спектакль по пьесе драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева “Марьино поле”. Крупным событием театральной жизни Чикаго был его “Дядя Ваня“ сезона 2008-09 годов. В том спектакле Астров, Войницкий и Телегин распевают песни Боба Дилана “I'll Be Your Baby Tonight” и блюзового музыканта из Миссисипи Джона Харта “Let the Mermaids Flirt with Me”. Казалось бы, какое это имеет отношение к Чехову? Спектакль при этом получился тонкий, нежный, бережный к авторскому слову, полный психологизма и проникновения в мир чеховских героев. В беседе после премьеры режиссер сказал, что пытался выразить неспособность героев к диалогу, их непонимание друг друга. Мне кажется, это ему удалось. (В эти дни свой вариант “Дяди Вани“ представляет Роберт Фоллс в Goodman Theatre, но это уже другая история.)
“Кроткая“ - юбилейная, двадцать пятая постановка Желько Дюкича в TUTA Theatre. Кроме занятия режиссурой он преподает актерское и режиссерское мастерство в UIC (University of Illinois at Chicago).
С момента создания в TUTA Theatre прошли шесть мировых и пять американских премьер, практически все пьесы ставятся в Чикаго впервые. Семь раз за последние десять лет спектакли театра попадали в список лучших постановок года. Конечно, все успехи театра связаны с именем его основателя.
Я знаю Желько Дюкича с 2002 года, с момента его (и театра TUTA) приезда в Чикаго. Знаю, как создателя одного из самых интересных театральных коллективов города, как высочайшего профессионала, режиссера-экспериментатора, любящего и понимающего актеров. Знаю, как остроумного собеседника, любопытного ко всему, что происходит в сфере культуры. Мы встречались не раз на его спектаклях и на спектаклях коллег, обсуждали новинки, несколько раз я делал интервью с режиссером. В одной из бесед со мной Желько сказал: “Я принадлежу к двум культурам, и когда я ставлю спектакли, это мне помогает. Я как бы ощущаю себя на перекрестке культур, и их взаимопроникновение приводит подчас к неожиданным и интересным результатам... Я не показываю актерам, как надо играть. Я вижу препятствия, которые мешают им выразить себя. Моя работа – помочь актерам устранить эти препятствия, направить их усилия в нужное русло”.
Великий текст Достоевского в сочетании с изобретательностью режиссера, я уверен, помогут актерам “направить их усилия в нужное русло“ и создать глубокий интересный спектакль. Удачи, Желько!
Nota bene. Спектакль “Кроткая” идет с 23 февраля до 26 марта в помещении Den Theatre по адресу: 1333 North Milwaukee Avenue, Chicago, IL 60622. $25-$40 для взрослых, $20-$35 студентов и пожилых людей. Билеты - по телефону 1-800-838-3006 (Brown Paper Tickets) или на сайте www.brownpapertickets.com. Театр убедительно просит резервировать билеты заранее. Информация об истории создания и сегодняшнем дне театра - на сайте www.tutato.com.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Сцены из спектакля "Кроткая". Все фото - Austin D. Oie
Фото 6. Желько Дюкич
Комментариев нет:
Отправить комментарий