Главный хит последних лет английской театральной сцены приходит в Чикаго: впервые на Среднем Западе чикагский Court Theatre представляет спектакль “Один человек, два господина” по одноименной пьесе английского драматурга Ричарда Бина – современной вариации на темы пьесы Карло Гольдони “Слуга двух господ”, написанной в 1750 году. Почти двести пятьдесят лет спустя бессмертная пьеса сподвигла Бина создать свой, современный вариант. Премьера состоялась в Национальном театре Лондона 17 мая 2011 года. После ошеломляющего успеха спектакль тогдашнего худрука театра Николаса Хитнера перекочевал на Вест-Энд. По итогам сезона Ричард Бин стал лауреатом премии Лоуренса Оливье за лучшую новую пьесу.
Итак, новая реинкарнация героев - южное побережье Англии, берег пролива Ла-Манш, графство Восточный Суссекс, городок Брайтон, шестидесятые годы XX века. Почему бы нет?
До нового слуги двух господ Фрэнсиса Хеншолла был Труффальдино - бессмертный герой бессмертной комедии Гольдони. А до Труффальдино был персонаж по имени Арлекин - герой итальянской commedia dell’arte, самая популярная маска итальянского площадного театра и “двоюродный брат” тех самых французских клоунов, которых называют “арлекинами”.
Говоря о жанре спектакля, в анонсах и многочисленных интервью его создатели делали упор на традиции commedia dell’arte, много говорили о Гольдони и его последователях.
Название жанра - commedia dell’arte - придумал сам Гольдони. Он был безусловным реформатором театра и хотел, чтобы театр развивался. Уже тогда, в середине XVIII века, Гольдони был обеспокоен его будущим. Он создал маску Труффальдино и оставил дверь открытой для будущих талантов в надежде, что они продолжат традиции комедийного театра. Талантов было много: от легендарного спектакля Вахтангова “Принцесса Турандот”, постановок Жака Копо в его парижской “Старой голубятне” до недавних опытов Дарио Фо.
А я прежде всего вспоминаю легендарный спектакль Джорджа Стрелера “Слуга двух господ” одного из интереснейших театров мира Piccolo Teatro di Milano. Логика художника подсказала Стрелеру гениальный ход: он обратился к истокам итальянского искусства, к комедии масок. В 1947 году маски вновь вышли на итальянскую сцену. В Пикколо театро ди Милано впервые сыграли спектакль “Арлекин - слуга двух господ” по пьесе К.Гольдони.
На протяжении многих лет менялся состав исполнителей, обновлялись маски и декорации, придумывались разные версии (всего их было девять), но спектакль живет и сегодня. Простодушный балаган в исполнении итальянских актеров покорил весь мир. В 2005 году с этим спектаклем миланский театр побывал на гастролях в Чикаго, и впечатления от “Арлекина...” остались у меня на всю жизнь, как одни из самых ярких театральных воспоминаний. В спектакле сохранилось то, что итальянцы называют “anima allegra” – радостная душа. Магия театра, энергия радости, воздушность исполнения – в этом разгадка невероятного успеха “Арлекина...”.
А что же в Court Theatre? В Court Theatre было смешно, весело, временами представление напоминало мюзикл, временами – фарс или stand-up comedy. Хороши были шутки про Канаду, Австралию, умело вставленные цитаты из фильмов и пьес; хороша ирония автора над привычками и вкусами соотечественников-англичан. Но вот получилось ли у театра сделать спектакль в стиле commedia dell’arte? Не уверен. За попытку – спасибо.
Режиссер - художественный руководитель Court Theatre Чарльз Ньюэлл. Его консультировал руководитель отделения физического театра Йельской школы драмы (Yale School of Drama) профессор Кристофер Баейс. На репетициях рядом с ним присутствовала работник Court Theatre Шелби Крик. Она рассказала, как проходила работа с актерами: “Это было удовольствие. Мы наслаждались процессом, занимались пением, танцами, шутили, смеялись... Обычно актеры последними приглашаются на “вечеринку”. Когда они выходят на сцену, все уже готово и режиссер говорит им, что делать. В нашем случае актеры были соавторами, они подавали идеи, обсуждали их с режиссером, все решения принимались коллективно. Клоунада предполагает прямой разговор с аудиторией. В клоунаде от триумфа до трагедии - один шаг. Если никто не смеется над шуткой, она превращается в катастрофу. Вот почему всем создателям спектакля необходимо найти общий язык со зрителями”.
Во время пребывания в Чикаго Кристофер Баейс провел мастер-класс с актерами.
Роль Слуги двух господ блестяще исполнил Тимоти Эдвард Кейн, игравший в нашумевшем спектакле Ньюэлла “Илиада”. Осенью он присоединится к команде Шекспировского театра и перевоплотится в Ричарда III во второй части саги Барбары Гейнс “Перетягивание каната”. (О первой части - в следующем выпуске Театрального обозрения.)
В ролях: Элизабет Ледо (Рейчел Краббе), Холлис Резник (Долли), Чаон Кросс (Полин Кленч), Эрик Хеллман (Стенли Стабберс), Алекс Гудрич (Алан Дангл), Росс Леман (Харри Дангл), Фрэнсис Гинан (Чарли Кленч), Аллен Гилмор (Ллойд Ботенг).
В планах Court Theatre на будущий, шестьдесят второй сезон - пять спектаклей. Вот они:
“Man in the Ring” по пьесе Майкла Кристофера в постановке Чарльза Ньюэлла (15 сентября - 16 октября 2016 года, мировая премьера);
“Электра” по пьесе Софокла (перевод основателя театра Николаса Рудалла) в постановке Серена Скотта (10 ноября 2016 года - 11 декабря 2016 года);
“Blues for an Alabama Sky” по пьесе Перл Клидж в постановке Рона О Джея Карсона (12 января - 12 февраля 2017 года);
“Трудная задача” (“The Hard Problem”) по пьесе Тома Стоппарда в постановке Чарльза Ньюэлла (9 марта – 9 апреля 2017 года, премьера на Среднем Западе);
“Харви” (“Harvey”) по пьесе Мэри Чейз в постановке Девона де Майо (11 мая – 11 июня 2017 года).
Nota bene! Спектакль “Один человек, два господина” идет до 12 июня в помещении Court Theatre по адресу: 5535 South Ellis Avenue, Chicago, IL 60637. Билеты на этот спектакль и абонементы на спектакли сезона 2016-17 годов - по телефону 773-753-4472 и на сайте www.courttheatre.org. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки. Одиночные билеты на спектакли сезона 2016-17 годов поступят в продажу 1 августа.
Фотографии к статье:
Фото 1-12. Сцены из спектакля “Один человек, два господина”. Фото – Майкл Бросилоу
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий