13 октября мюзиклом Дэмиена Шазеля ”Ла Ла Лэнд” (“La La Land”, 2016) в Чикаго открылся 52-й Международный кинофестиваль. Уже прошли показы российских конкурсных картин: “Ученик”(“The Student”, 2016) Кирилла Серебренникова и“Рай” (“Paradise”, 2016) Андрея Кончаловского. Впереди - еще неделя показов. Для сегодняшнего Кинообозрения я выбрал три картины, получившие награды на трех самых престижных кинофестивалях мира: в Берлине, Каннах и Венеции. О фильмах говорят известные российские кинокритики.
“Синяя борода” (“Kékszakállú”, Аргентина, 2016, 72 мин., на испанском языке с английскими субтитрами)
Режиссер – Гастон Солницкий.
В ролях: Лайла и Натали Малтц, Мария Солди, Катя Шехтман, Лара Тарловски.
История взросления девушек на фоне оперы Белы Бартока ”Замок герцога Синяя Борода”. О фильме рассказывает критик Алексей Гусев: ”Фильм был “вдохновлен” как раз этой оперой, да и название получил от нее. И это название, конечно, можно для простоты переводить как “Синяя Борода”, но аргентинский режиссер делать этого не стал и оставил что в титрах, что на афишах название венгерское, на любой невенгерский взгляд, за уникальностью языка, смотрящееся чистой абракадаброй. Фильм Солницкого и впрямь, судя по всему, вернее поверять эстетикой Бартока или Прокофьева, нежели собственно кинематографическими правилами или образцами. При всей кажущейся медлительности, с которой движется “Kékszakállú”, его стиль вполне можно обозначить как “скерцо на хроматизмах”: скачки, разрывы, постоянная перемена метра и транспонирование в соседние тональности. О регулярности, которую юные девушки честно пытаются примерить на себя, вступая во взрослую жизнь, в фильме сказано предостаточно: тут и сосисочный цех, и швейный, и химико-технологический, где режут огромные и белые, как буэнос-айресские новостройки, куски пенопласта. Но здесь тщетно было бы искать хоть след сатиры на, скажем, индустриальный уклад, социальную обезличенность и всякое такое прочее; показанные Солницким цеха не плохи, не жестоки, они лишь неорганичны героиням и потому стиль сочинен поперек этой аккуратной, опрятной, честной индустрии. Место героинь (там, где тональность возвращается к исходной ключевой) - среди красного бархата обивки в итальянском театре или на призрачном пароме, проступающем на фоне красноглазых машин, что мчатся в никуда по ночной автостраде, или в струях горячего технического пара, идущего через вентиляционную решетку на крыше фабрики. Солницкий не “идет вслед” за своими героинями, он лишь размещает их, кадр за кадром, в разных мизансценах и декорациях, в каждой изыскивая точный, ясный и вполне самодостаточный образ одиночества и потерянности”.
Награда: Премия ФИПРЕССИ на 73-м МКФ в Венеции (2016 год).
21 октября, 6.15 pm; 22 октября, 3.45 pm; 25 октября, 8.45 pm. Программа “Мировое кино”.
“Море в огне” (“Fire At Sea”, Италия, 2016, 108 мин.)
Режиссер – Джанфранко Рози.
Документальная лента о жизни людей на маленьком острове Лампедуза - перевалочном пункте для десятков тысяч мигрантов, бегущих в Европу. О фильме рассказывает кинокритик Антон Долин: ”Джанфранко Рози долгие годы жил и работал в США. Он и итальянец, и в то же время иностранец: это позволяет ему увидеть родную страну отстраненным и внимательным взглядом незнакомца - очень выигрышная позиция для документалиста. Поэтому ему заказали сделать десятиминутную короткометражку про Лампедузу - крохотный итальянский островок посреди моря, ровно между берегом Италии и побережьем Северной Африки. Так уж вышло, что это перевалочный пункт для десятков тысяч мигрантов, которые этим путем бегут в Европу - и многие гибнут в пути, если им не повезло добраться до берегов, где их ждут итальянские спасатели. Приехав на Лампедузу, на второй день Рози заболел - бронхит. Он отправился на осмотр к местному терапевту и разговорился с ним - выяснилось, что пожилой доктор в ежедневном режиме осматривает мигрантов, ставит им диагноз, пытается понять, можно ли их выпустить на материк сейчас или необходимо перед этим вылечить. Выйдя из клиники, Рози решил, что десятью минутами не обойдется. Написал продюсерам, что остается, и прожил на Лампедузе полтора года - один, со своей камерой, на которую тихо и незаметно снимал. Так появился на свет этот фильм. Рози не делает вид, что вошел в доверие к чернокожим чужакам с другого края земли, - их он снимает отстраненно, с дистанции, лишь изредка приближаясь для диалога или записи монолога, страстной благодарственной молитвы за то, что не утонули и доплыли до Старого Света. В центре событий - аборигены, жители Лампедузы: старый рыбак-ныряльщик, его жена, местный диджей с радиостанции, спасатели, близорукий мальчик, мастерящий рогатку, и другие. Жители старинного мира, который готовится измениться навсегда. “Море в огне” - настоящая многосоставная поэма невероятной красоты и простоты. Это не репортаж и не этнографическое исследование, а портрет мира в процессе необратимых трансформаций, которые даже мы, столь далекие и от Африки, и от Лампедузы, уже чувствуем на себе”.
Награда: Главный приз ”Золотой медведь” на 66-м Берлинском МКФ (2016 год).
22 октября, 7.30 pm; 25 октября, 6.15 pm. Программа документального кино.
“Я, Дэниэл Блейк” (“I, Daniel Blake”, Великобритания, 2016, 100 мин.)
Режиссер – Кен Лоуч.
В ролях: Дэйв Джонс, Хейли Скирс, Шарон Перси, Колин Кумбс, Херриет Гост.
Социальная драма мэтра британского кино Кена Лоуча. Кинокритик Лев Карахан говорит: “В финале фильма у гроба героя зачитывают его посмертное письмо: “Я, Дэниел Блейк - гражданин. Не больше, но и не меньше”. Наверное, Лоуч перебирает с правозащитным пафосом. Но таким образом он, видимо, пытается, как всегда, не оглядываясь на ревнителей современного, прежде всего эстетически выверенного, языка, выразить свое ощущение жизненного дисбаланса, ущемляющего не только права человека, но – что важно, к примеру, для меня – его личностное пространство.
Дело ведь не совсем в том, что современный мир агрессивно жесток по отношению к человеку и его правам. Лоуч в своем страстном негодовании закрывает на это глаза, но Блейк во многом и сам виноват, что не может освоить простейший набор компьютерных операций для того, чтобы устроиться на работу или хотя бы получить пособие. Другие же как-то приноравливаются к этим уже рутинным процедурам. Во всяком случае права человека присутствуют в современном сознании как один из ориентиров в общем пакете жизненного благоустройства. В этом пакете нет только заботы о благоустройстве внутреннем. И прекрасно организованный (даже заорганизованный) мир, куда все стремятся попасть (беженцы, к примеру, бегут не наугад, а в Европу), становится все более равнодушным к личностному, душевному содержанию”.
Награда: Главный приз ”Золотая пальмовая ветвь” на 69-м Каннском МКФ (2016 год).
22 октября, 8.30 pm; 25 октября, 6.00 pm. Специальная презентация.
Все новости о фестивале - на сайте http://www.chicagofilmfestival.com/. Все фильмы фестиваля проходят в кинотеатре AMC River East 21 Theater по адресу: 322 East Illinois Street, Chicago, IL 60610. Приятного просмотра!
Фотографии к статье:
Фото 1. Постер Чикагского МКФ
Фото 2. Кадр из фильма “Синяя борода”
Фото 3. Кадр из фильма “Море в огне”
Фото 4. Кадр из фильма “Я, Дэниэл Блейк”
(Все фото – Chicago Film Festival)
Комментариев нет:
Отправить комментарий