Двадцать девятый сезон Lookingglass Theatreоткрывает спектаклем “Жизнь - отстой” (”Life Sucks”) по пьесе Аарона Познера, представляющей собой фантазию на темы пьесы А.Чехова ”Дядя Ваня”.
Семеро старых друзей-соперников-неудачников встречаются вместе, чтобы снова отчаянно говорить-спорить-ругаться друг с другом, выясняя злободневные вопросы бытия. Почему все не так, кто виноват, как можно было все изменить, и отчего жизнь - отстой? Или все-таки нет?..
Как только не пародировали, как не издевались над бедными героями Антона Павловича?! И смешная Нина Заречная, и нелепая Раневская, и никому не нужный Фирс тысячекратно становились объектами шуток, импровизаций, пародий. Аарон Познер пошел по другому пути. Справедливо полагая, что чеховские герои бессмертны, он решил ”пересадить” их на современную почву, вписать в антураж сегодняшней Америки. Из “Чайки” получилась пьеса “Глупая гребаная птичка” (оригинальное название – “Stupid Fucking Bird”), из “Дяди Вани“ - “Жизнь - отстой”. Опять все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви... – в общем, знаменитые чеховские мотивы глазами современного американского драматурга. Никакого почтения к Чехову - на сцене “буйные” персонажи, неполиткорректные диалоги, неожиданные повороты сюжета...
Аарон Познер – яркое имя на карте современного американского театрального небосклона. Он родился в городе Мэдисон (штат Висконсин), вырос в Орегоне, получил образование в Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Автор более двадцати пьес, написанных в течение двадцати пяти лет. Некоторые из них представляют собой адаптации известных классических произведений, например, двух романов Хаима Потока “Избранные” (“The Chosen”, более пятидесяти постановок по всему миру) и “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”, премьера спектакля по этой пьесе состоялась осенью 2014 года в TimeLine Theatre Company, Чикаго), сборника рассказов Курта Воннегута “Кто я сегодня?”, романа Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак” (совместно с Майклом Холлингером). Есть у Познера и мюзиклы – “A Murder, a Mystery & a Marriage” по мотивам рассказа Марка Твена (композитор - Джеймс Сагг) и “The Gift of Nothing”.
Заканчивая Северо-Западный университет, Познер не думал о карьере драматурга. Он хотел повторить судьбу отца и стать профессором, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься театром. В качестве человека, оказавшего на него влияние, Познер называет профессора актерского отделения университета, известного чикагского актера и режиссера Фрэнка Галати.
Все, что занимает центральное место в творчестве Познера, было сформировано в годы, когда Познер был одним из основателей и художественным руководителем Arden Theatre в Филадельфии. Он поставил там более тридцати пяти спектаклей и научился, как сам говорит, “ремеслу профессии”. Познер был членом труппы Milwaukee Repertory Theater. В настоящее время является одним из руководителей Folger Theatre в Вашингтоне. Лауреат трех премий “Helen Hayes” за лучшую режиссуру трех спектаклей последних восьми лет. Все они – “Measure For Measure”, “The Two Gentlemen of Verona”, “Cyrano” - были поставлены в Folger Theatre.
В опубликованной в вашингтонском театральном журнале “The Playwright’s Playground” беседе с Сидни-Шанел Жоукинс Познер признался, что только с пьесы “Глупая гребаная птичка” начал думать о себе как о драматурге: “Хотя я до сих пор строю свои пьесы “на костях” существующей литературы, мои вариации на чеховские темы совсем не благоговейные. Я не служу Чехову. Я подрываю, извращаю, занимаюсь деконструкцией его героев. Оригинальное произведение дает мне возможность личных исследований, позволяет высказаться по поводу вещей, которые меня глубоко волнуют и интересуют”. Познер говорит, что не любит показывать злодеев, его не интересуют “черно-белые” персонажи: “Мне нравится писать о неоднозначных людях и их неоднозначных поступках”. На вопрос интервьюера, почему он взялся за чеховский “ремикс”, драматург ответил так: “Я люблю Чехова теоретически, но очень редко доволен театральными инсценировками его пьес. Чехов был блестящим, проницательным, революционным автором, но потом... парадигма изменилась. Большинство пьес, написанных за последние сто лет, находятся в большом долгу перед его героями, но это огромное влияние привело к тому, что на смену радикализму пришел историзм и часто избитые темы и сюжеты. А мне хочется быть немного революционером. Я не претендую даже на крошечный процент чеховского гения, но я провел в театре более двадцати пяти лет, и хотелось бы думать, что я кое-что узнал о необъяснимом театральном чуде, называемом Игрой. Я написал честно о том, чем я действительно интересовался, в такой форме, которая разбудит, удивит, шокирует зрителя, которая заставит его немного приподняться в кресле, а не сонно сидеть, развалившись в нем... Я писал эту пьесу очень легко – процесс был захватывающим. Я не волновался - просто делал свое дело. Потом, во время репетиционного процесса, началась бесконечная доработка, изменение, дописывание, переписывание..”. Аарон Познер рассказал, откуда появилось столь вызывающее название: “Название появилось раньше пьесы, года четыре тому назад. Я сказал это в шутку во время репетиций другой пьесы, во время разговора о Чехове. Потом, выходя из комнаты, добавил: “Я должен сделать свою пьесу об этих героях и назвать ее “Stupid Fucking Bird”. Друзья долго смеялись. С этого все и началось. В названии мне было важно показать, что я свободен в выборе, что мне не надо волноваться по поводу цензуры, и т.д. И люди, кажется, это понимают. Приятно иметь название, которое вызывает смех и точно описывает энергетику и динамику спектакля”.
Как пишет Познер? ”Я пишу на компьютере. Пишу быстро, много и не волнуюсь по этому поводу. Знаю, что буду сокращать, поэтому просто пишу, пока пишется. Я понятия не имею, что такое дисциплина. У меня нет установленного времени. Пишу, когда могу: очень поздно ночью, очень рано утром, в поездах, в залах ожидания... Сцену вечеринки в третьем акте “...птички” я написал одной рукой, стоя у компьютера. Дочке было около восьми месяцев, она спала у меня на плече.”
Сидни-Шанел Жоукинс попросила Познера назвать трех любимых современных драматургов. “Я люблю Тома Стоппарда за широту и интеллект. Люблю Дункана Макмиллана, который написал интересную пьесу “LUNGS”. Люблю Чака Ми. Я бы не написал своих пьес, если бы не видел и не читал его удивительных работ. Я очень благодарен ему. Конечно, есть очень, очень много других писателей. Надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы прочитать и увидеть их работы. Новые пьесы невероятно вдохновляют, они позволяют идти театру вперед. Я хочу быть частью этого движения.”
Аарон Познер живет в пригороде Вашингтона с женой Эрин Вивер и пятилетней дочкой Мейси. Правда, дома он появляется редко. Часто ездит по стране, ставит спектакли... В августе 2014 года в American Players Theatre (городок Spring Green, штат Висконсин) в постановке Познера состоялась премьера спектакля по пьесе Дж.Бернарда Шоу “Дилемма доктора”. Весной 2015 года Познер поставил в Folger Theatre пьесу Тома Стоппарда “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”. В прошлом сезоне Познер несколько месяцев провел в Чикаго. В Шекспировском театре в качестве автора адаптации и режиссера-постановщика он выпустил спектакль “Буря” по мотивам пьесы Шекспира.
В сезоне 2014-15 годов “Глупую гребаную птичку” ставила в Чикаго театральная компания Sideshow. С героями пьесы ”Жизнь - отстой” мы встречаемся впервые на Среднем Западе. Мировая премьера пьесы состоялась в январе 2015 года в Theater J (Вашингтон). Наш герой выступил в качестве автора и режиссера.
Режиссер чикагского спектакля - Эндрю Уайт. В прошлом – художественный руководитель, сейчас он является одним из директоров Lookingglass Theatre. Новый художественный руководитель театра - Хайди Стиллман.
В ролях: Эдди Джеймисон (Ваня, дебют в театре), Чаон Кросс (Элла), Филипп Р.Смит (Астор), Даниеэлла Зукерман (Соня, дебют в театре), Барбара Робертсон (Бабс), Джим Ортлиб (Профессор), Пенелопа Уолкер (Пиклс).
В дальнейших планах Lookingglass Theatre - спектакли “Мистер и миссис Пенниворс” (“Mr and Mrs Pennyworth”, автор пьесы и режиссер – Даг Хара, мировая премьера, 7 декабря 2016 года – 19 февраля 2017 года), “Beyond Caring” (автор пьесы и режиссер – Александр Зельдин, 22 марта – 7 мая 2017 года) и возобновление хита прошлого сезона, инсценировка романа Г.Мелвилла “Моби Дик” (“Moby Dick”, режиссер – Дэвид Катлин, 7 июня – 3 сентября 2017 года).
Lookingglass Theatre - лауреат премии “Тони” 2011 года в категории “Лучший региональный театр Америки”.
Nota bene! Спектакль “Жизнь - отстой” идет до 6 ноября в помещении Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2016-17 годов – по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе театра. $40-$75. В день спектакля продается некоторое количество билетов специально для студентов по цене $20. При входе необходимо предъявить студенческое удостоверение. На групповые заказы (8+) - скидки до 20%. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга. В этом случае вы получите скидку. (Адрес паркинга со скидкой: 161 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611.)
Фотографии к статье:
Фото 1-10. Сцены из спектакля “Жизнь - отстой”. Фото – Лиз Лоурен
Комментариев нет:
Отправить комментарий